Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рекомендации по проведению коррекционных занятий в начальных классах с детьми c ОВЗ

Дидактические рекомендации к проведению коррекционных занятий в начальных классах с детьми c ОВЗ
Автор: Коношенко Оксана Викторовна.
Место работы: учитель ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19".
Статья на тему: «Дидактические рекомендации к проведению коррекционных занятий в начальных классах с детьми c ОВЗ».

Основными целями образовательных организаций являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков детей, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
Основная задача – обеспечение каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организация учебно-воспитательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
• тонкой моторики кисти и пальцев рук;
• графических навыков.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• зрительного восприятия и узнавания;

• зрительной и слуховой памяти;

• формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

• пространственных представлений и ориентации;

• внимания;



3. Развитие основных мыслительных операций:
• навыков анализа и синтеза;
• навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
• умения работать по инструкции, алгоритму;
• умения планировать деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
• наглядно-образного мышления;


• словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
• Предметно-манипулятивные;
• Двигательно-экспрессивные;
• Изобразительно-графические;
• Музыкально-ритмические;
• Вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Игры и упражнения по развитию и коррекции познавательных процессов детей.
Мышление
Наглядно – образное.
- Игры обобщения: «Назови одним словом» (картинки и слова).
- Игры – классификации: «Что лишнее?» (слова и картинки) с объяснениями. Желательно подбирать задания на исключение по нескольким параметрам – форма, цвет, величина; игра «Разложи на две группы» - разложить без пояснений, карточки с изображением. Игры на выделение – дополнение по определенному признаку «Пришей заплатку к коврику»
Логическое.
- игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала нужно правильно расположить картинки. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец, поощряется упоминание эмоционального состояния героев, присвоение им имен. Логические игры «Продолжи ряд».
Внимание
- Сравнение композиций (поиск одинаковых рисунков, нахождение различий).
- Нахождение одинаковых по форме деталей.
- Анализ незавершенных конструкций, дополнение подходящими деталями.
- Подбор элементов по цвету, в заданной последовательности.
- Сличение цветов на образцах с цветовой гаммой рисунков.
- Сопоставление геометрических форм, мысленное приложение выбранной фигуры.
- Анализ состава построек и подбор аналогичного комплекта из деталей.
- Мысленное реконструирование образцов, подбор соответствующего комплекта геометрических фигур.
- «Спутанные линии»
- Неоконченные фразы, которые нужно закончить.
Память
- Запоминаем небольшие стихотворения, тексты.
- Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?» для детей 5 – 7 лет.
- Игры на запоминание карточек – картинок.
- игры на соотношение слов и пиктограмм (схематических изображений) и припоминание потом по ним слов.
Восприятие
- Игра на поиски формы, похожей на предмет «Что на что похоже?»
- Игры – опознания «Силуэты», «Сколько предметов спряталось на картинке?», «Заштрихованные картинки».
- Игра «Дорисуй картинку» - угадать что нарисовано и дорисовать до целого.
Мелкая моторика - Игры с формами, танграмы, разрезные картинки, пазлы по возрасту.
- Игры с мелкими предметами, конструктором.
- Дорисовывание узоров (хвостики мышкам, ручки зонтикам), рисование элементов букв.
- Игры с крупами (разложить на две кучки гречку и рис), массаж пальчиков, массаж карандашами, игры с грецкими орехами, су – джоками, пуговицами.
- Пальчиковая гимнастика, шнуровки, лепка.

Литература
1. Лосев, П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4 – 7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / Под. ред. П.Н.Лосева – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
2. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии. / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. – 176 с.
3. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. [Текст]: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А.Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
4. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.М.Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова. - СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
5. Якимова, М.Н. Региональная система дошкольного образования: теория и практика сетевого партнерства. [Текст]: учебно методическое пособие. / М.Н. Якимова, Т.А. Шааб, Л.М. Волкова. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 205 с.
Презентация на тему: Дидактические рекомендации к проведению коррекционных занятий в начальных классах с детьми c ОВЗ

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Опубликовано: 2498 дней назад (21 января 2018)
Просмотров: 2679
+2
Голосов: 2
Галина Васильевна Аникеева # 22 января 2018 в 11:44 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение ознакомиться с вашей статьёй «Дидактические рекомендации к проведению коррекционных занятий в начальных классах с детьми c ОВЗ». Ваша публикация поможет педагогам, занимающимися с такими детьми - обеспечить каждого ребенка максимальным уровенем физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Желаю Вам Творческих успехов! С уважением Г.В.
Юлия Николаевна Кусова # 22 января 2018 в 20:49 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение ознакомиться с вашей методической работой. Радует, что все мероприятия проводятся с детьми в игровой форме, что позволяет добиться высоких результатов. Мне показалось, для статьи можно было кратко дать характеристику детей с ОВЗ. Мой голос!
Ива Леонидовна Барсук # 22 января 2018 в 22:39 0
Здравствуйте, Оксана Викторовна! Спасибо за приглашение ознакомиться с вашей статьёй «Дидактические рекомендации к проведению коррекционных занятий в начальных классах с детьми c ОВЗ».Радует, что все мероприятия проводятся с детьми в игровой форме, что позволяет добиться высоких результатов. Радуют ссылки на литературу. Желаю Вам Творческих успехов! С уважением И.Л.