Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет на тему «Знакомство с народами Тюменского Севера»
Программное содержание:
Познавательное развитие: 1. Систематизировать знания детей о коренных жителях Севера, их быте, одежде, домах. 2. Учить видеть национальное своеобразие в жизни коренных народов Крайнего севера. 3. Воспитывать любовь к родному краю.
Социально-коммуникативное развитие: 1. Познакомить детей с игрой народов Севера «Перетягивание палки».
Художественно-эстетическое развитие: 1. Продолжать развивать умение детей создавать узоры по мотивам росписи народов севера. 2. Учить детей выделять и передавать цветовую гамму данной росписи.
Словарная работа: ханты, чукчи, манси, ненцы, чум, собирательство, малица, тюмю, кисы, парка
Предварительная работа: Беседы о коренных жителях Тюменской области, их транспорте и месте проживания (тундра, лесотундра, тайга). Чтение художественных произведений «Айога», «Белый и бурый медведь», «Лепёшки».
Оборудование: Слайд-шоу; кукла в национальной одежде (ханты); картинки с национальным орнаментом; кусочек оленьего меха; гимнастические палки; ткань; трафареты одежды; бумага; картон; клей; тесьма; бисер; ножницы.
*Курсивом выделены деятельностные формы взаимодействия с детьми.
Ход занятия:
- Ребята, в каком городе мы живём? (В Тюмени)
- Рассмотрим карту Тюменской области и найдём наш город. Вы обратили внимание на то, какая большая наша Тюменская область?
-А знаете ли вы, какие народы живут в Тюменской области? (дети перечисляют: русские, татары, украинцы, башкиры, ханты, ненцы…)
Да, ребята, вы правы. Тюменская область населена разными народами. И все живут в мире. Но сегодня давайте поговорим с вами о коренных жителях, которые жили на этой земле ещё задолго до нашего приезда на Тюменскую землю.
Коренные жители Тюменского севера
Коренными жителями Тюменского края, как вы знаете, являются ханты, чукчи, манси, ненцы, нанайцы, селькупы. Давайте вспомним, чем же они занимались? (собирательством, рыболовством, охотой, оленеводством и скотоводством). А как называется жилище хантов? (чум).
Жилище
- В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Зимний чум покрыт оленьей шкурой, у летнего чума покрытие из бересты.
Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего, ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку – тюмю. Основу жилища составляет 16-20 шестов. А знаете ли вы, чем покрывалось это сооружение? (покрывалось кожаными покрывалами из оленьих шкур). А почему их жилище больше похоже на временное жилье? (поскольку занимаются скотоводством, вынуждены часто менять свое местонахождение и нужно быстро построить дом).
Я предлагаю вам попробовать построить свой чум.
Дети делятся на несколько команд (3-4). Сами стараются сделать чум из разных материалов (палочки, бумага, ткань, клей).
Рассматриваем получившиеся конструкции.
Воспитатель: Ханты, манси вынуждены часто менять свое место жительства, в короткие сроки приспособиться к новым местам, быстро соорудить жилище. Поэтому они должны быть выносливыми, крепкими, сильными. Сейчас можно проверить, насколько сильны вы. Готовы?
Предлагаю вам игру-состязание северных народов “Перетягивание палки” (дети делятся на пары, игроки садятся напротив друг друга, вытягивают ноги вперед и упираются ступнями ног. Руками обхватывают палку. По команде педагога игроки начинают тянуть палку на себя так, чтобы соперник оторвался от земли (пола). Если кто-то из игроков не выдерживает и расцепляет пальцы, то он считался побежденным.
У нас много сильных ребят.
Одежда женская и мужская
-У каждого народа есть свой национальный костюм. Есть он и у хантов. Поскольку большую часть года на Севере холодно, то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица. Малица – сплошная мужская шуба из оленьего меха с капюшоном. Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и нигде его не бросает и не снимает. На ноги мужчины надевают унты. Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур.
Посмотрите, как одеты женщины. Женская одежда - ягушка. У неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто. Женщины носят шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило. (Рассматривают.)
: – Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.
Воспитатель показывает кусочек шкуры оленя, дети гладят, убеждаясь, какая шкура толстая и теплая.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вся одежда у народов ханты и манси шьётся широкая? (чтобы не стесняла движений, в таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать).
- Ребята, а как украшена одежда? (Украшена она орнаментом, который вышит из бисера, по подолу пришита тесьма, украшенная орнаментом из ткани и бисера).
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать дизайнерами национальной одежды хантов?
Детям предлагаются трафареты одежды женской и мужской.
Дети самостоятельно придумывают дизайн одежды и украшают их. Во время работы беседа: орнаменты имеют свои названия, которые ханты берут из названий животных, деревьев: «заячьи ушки», «лапы лисы», «ноги маленькой лягушки», «солнце», «ветки березы» др. Почему именно такое название носит тот или иной орнамент?
Все работы детей выставляются в музей группы.
Рекомендуем посмотреть:
Физкультурно-оздоровительное занятие с элементами Хатха-Йога для детей разновозрастной группы (4-7
Конспект занятия по познавательному развитию детей в подготовительной группе «Путешествие по планете
Конспект ОД по познанию в детском саду подготовительной группе. Что мы знаем о нефти?
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе ДОУ