Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему «Нефть – богатство Сибири»
Социально – коммуникативное развитие: 1. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.2. Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности при проведении опытов и экспериментов.3. Воспитывать экологическое сознание и понимание зависимости окружающего мира от действий человека.
Познавательное развитее:1. Расширять представления о родном крае, его недрах.2.Формировать первичные представления о труде нефтяников, их роли в обществе.3. Познакомить со свойствами и качествами нефти.
Речевое развитие: 1.Продолжать учить детей задавать вопросы, давать полные ответы; строить грамматически правильные предложения. 2. Ввести в словарь детей новые слова: нефть; бурильщик; скважина
Материал: Сырая нефть. Картинки с изображением газопровода, буровых вышек, рабочих нефтяников. Музей – выставка «Нефть – богатство Сибири». Режиссерская игра «Геологи».Пробирки; пипетки; салфетки; стаканы с водой, нефтью; зубочистки; ватные диски с запахом духов, воды, крема, нефти; молоко; 2 черенка бегонии; фартуки; резиновые перчатки.
Предварительная работа: Рассматривание книг, альбомов, фотографий о Тюменской области, буровых вышках, нефти. Знакомство с режиссерской игрой «Геологи» и знаками, обозначающими полезные ископаемые Тюменской области.
*Курсивом выделены деятельностные формы взаимодействия с детьми
Ход.
Воспитатель вносит в группу пробирку с тёмным содержимым. Ребята, как вы думаете, что это?
(предположения детей).
Воспитатель: Да, предположительно это нефть. Чтобы утвердительно ответить на этот вопрос, нам надо исследовать эту жидкость. Вы готовы пройти в нашу лабораторию и немедленно этим заняться? (ответы детей). Тогда предлагаю вам стать учёными по изучению природных ресурсов.
Проходите в лабораторный центр, наденьте специальные костюмы (фартуки и перчатки). Займёмся опытным образцом.
ОПЫТ №1. Определяем цвет жидкости.
На белую салфетку капнуть изучаемую жидкость. Рассматриваем, что она расстекается желтым пятном и делаем вывод: жидкость желто – коричневого цвета.
ОПЫТ № 2. Прозрачность вещества
Перед детьми два стакана: один с водой, другой с опытным образцом. В оба стакана опускаем палочки
(зубочистки). Что увидели? В стакане с водой видна зубочистка, а во втором нет. Вывод: вода – прозрачная, изучаемый образец – нет.
ОПЫТ №3. Определяем запах.
Предложить детям понюхать с закрытыми глазами несколько ватных дисков с различными запахами
(духи, вода, и нефть), и попытаться определить, какой диск имеет незнакомый запах. Вывод: опытный образец имеет сильный запах, похож на бензин.
ОПЫТ№ 4. Маслянистость.
Дети растирают между пальцами одной руки каплю воды, пальцами другой руки каплю изучаемой жидкости. Высказывают свои ощущения. Вывод: вода высыхает, а опытный образец - это гладкая, скользкая, маслянистая жидкость.
ОПЫТ №5. Опыт – рассуждение.
Ребята, как вы думаете, что будет, если один черенок бегонии поместить в воду, а другой в неизвестную пока нам жидкость? (ответы и предположения детей) Я тоже так думаю, что бегония в изучаемой жидкости погибнет.
(Опыт с нефтью и бегонией не проводить).
Воспитатель: ну вот, ребята, мы изучили немного опытный образец, узнали о некоторых его свойствах и качествах. Ваши предположения, что это может быть? (ответы детей).
Воспитатель: Я разделяю ваше мнение. А чтобы убедиться в правильности наших выводов, к какому источнику можно обратиться?
Давайте включим интернет и спросим: что такое нефть?
(Воспитатель и дети находят информацию в интернете и убеждаются, что изучаемый объект - нефть). Здесь же мы можем узнать, кто и как добывает нефть. Давайте обратимся к интернету и зададим этот вопрос. Как добывают нефть? (просмотр информации в интернете). Дети узнают, что нефть – это полезное ископаемое. Находится на глубине нескольких метров. У нас в стране ее, в основном, добывают в сибирских болотах. Добывать ее очень трудно, ведь зимой там морозы - -500, а летом - +300 жары. Добывают нефть нефтяники. К ним относятся люди разных профессий: это и буровики, и водители, и ремонтники. Это очень трудоемкий процесс: сначала осушают болота, отсыпают площадку из песка, подводят к этому месту дороги, электричество и только тогда буровыми установками бурят скважину. Иногда глубина скважины составляет 1,5-2 км. А нефть качают «операторы по добыче нефти и газа». Каждое месторождение очень заметно, потому как на каждом есть «факел». Таким образом, сжигается ненужный газ, который присутствует в нефти.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что нефть – это полезное ископаемое, которое находится где? (на глубине земли). А где его добывают? (Его добывают у нас в сибирских болотах). Поскольку это трудоемкое занятие, в добыче нефти участвуют люди многих профессий. Напомните каких? (бурильщики, водители, ремонтники, операторы по добыче нефти и газа).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего нефть нужна человеку? (ответы детей). Я приглашаю вас в музей – выставку нефти «Богатство Сибири».
(Двое подготовленных ребят-экскурсоводов проводят экскурсию по музею-выставке).
Дети - экскурсоводы:
1 экскурсовод:Человек научился перерабатывать нефть и использовать её в промышленности. В нашем музее – выставке «Нефть – богатство Сибири» представлены экспонаты, в изготовлении которых понадобилась нефть. Это медикаменты: медицинское оборудование, таблетки, витамины. Бытовая химия: моющие средства, стиральный порошок, чистящие средства.Косметика: пудры, помады, тушь для ресниц, лак для ногтей, лак для волос, краска для волос,духи. Представлены различные синтетические ткани, из которых шьют одежду и изготавливают обувь.
2 экскурсовод:В музее – выставке есть горючие материалы: (бензин, керосин, дизельное топливо, парафин, масла для двигателей автомобилей, мазут. Материалы для строительства: строительные смеси, клеи, битум, пенопласт, поролон, пластмасс, резина, каучук, полиэтиленовые пакеты. Нефть используется и в изготовлении игрушек для детей.
В нашем музее есть новый конструктор, предлагаем вам построить буровую вышку из этого строительного материала.
Воспитатель (во время строительства буровой вышки): Что интересного узнали о полезном ископаемом, которое добывают у нас в Тюменской области? (нефть широко используется человеком, ее тяжело добывать, труд очень многих людей задействован в добыче этого полезного ископаемого).
Рекомендуем посмотреть:
НОД в подготовительной к школе группе
НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда.
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром
Конспект НОД художественная литература в подготовительной группе