Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологический проект в детском саду. Подготовительная группа

Проект «Организация экологического образования дошкольников в соответствии с ФГОС» на тему "Мир в котором мы живем"
Цель: Развитие познавательного, эмоционально- положительного отношения детей к окружающему миру. Развивать наблюдательность.
Задачи: формировать чувство ответственности, привязанности ко всему живому и неживому вокруг, любить и ценить природу родного края, выработать навыки экологически безопасного поведения на природе, развивать познавательный интерес к окружающей среде. Учить защищать природу и бороться за сохранение ее разнообразия. Развивать чувство любви и заботы к объектам природы. Формировать патриотические чувства к своей малой родине.
Этапы:
1. Подготовительный:
Выявление проблемы. Составление перспективного плана по ознакомлению детей с природой. Подбор методической литературы (сказок, рассказов, стихов, загадок)
2. Основной:
Знакомство детей с живой и неживой природой нашего края. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования.
а) Беседы о природе нашего края;
б) Изучение флоры и фауны родного края на занятиях по экологии, наблюдениях на прогулках, экскурсиях;
в) Акции «капелька воды», «Чистый двор», «Сортируем мусор», «Покорми птиц»;
г) Конкурс поделок из бросового материала (Привлечение родителей к участию).
3. Заключительный:
а) Оформление стенда «Экологическое воспитание в детском саду»
б) Выставка детских рисунков.
в) Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
г) Выступление на родительском собрании: «Мы друзья природы»
Описание:
Есть просто храм ,
Есть- храм науки,
А есть природы храм
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
(А.Смирнов.)

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек живущий в нем, должен бережно относиться к нему, сохраняя его ценности и богатства. К сожалению, в наше время по вине человека гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит гибнет животный и растительный мир, живущий там. И все это грозит планете и человеку глобальной катастрофой. Экология – одна из важнейших частей нашей жизни.
Экологически образовывать детей нужно с самого раннего детства. И задача воспитателя как педагога заложить самые первые знания о мире природы и человека как части этой природы. Дать понять детям, что разрушить хрупкое равновесие легко, а вот восстановить порой бывает невозможно. Заложить в них задатки бережного отношения ко всему живому и неживому на нашей планете. Донести до детей то, что все в природе страдает от плохого к нему отношения, будь то животное или растение, река или горы, лес или степь, научить не быть равнодушными к чужой боли. Знания полученные детьми в детстве, в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Но одних знаний не достаточно для формирования у детей бережного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка к посильной для него возраста практической деятельности, создаем условия для постоянного и полноценного общения с живой природой. Для этого мы организуем наш проект «Мир в котором мы живем». В ходе проекта проводились краткосрочные и длительные наблюдения – за трудом взрослых, за сезонными явлениями природы, за облаками и солнцем на небе, за птицами у кормушки, за ростом растениями и падающими снежинками. В ходе наблюдений обращаем внимание детей на то как дует ветер, качаются деревья, за пением птиц и их повадками, как ведут себя жучки и паучки весной, летом и осенью, наслаждались видами природы. На прогулке дети собирали различные травы, каштаны, шишки, красивые осенние листья (потом из этого материала делаем поделки), сравнивали деревья (тую и березу, рябину и иву), птиц – воробья и ворону. С особым интересом дети разгадывали загадки. (Приложение1)
22 апреля в день Земли – высаживали свою рассаду цветов. Разучивали экологические пословицы
- Рощи и леса всему миру краса!
- Без воды – земля пустырь!..(Приложение2)
В рамках проекта проводились беседы :«Береги лес», «Правила поведения в природе», « Что такое живая и неживая природа», «Почему и как нужно беречь воду», «Знакомство с лекарственными растениями», «Садовые растения», «Куда девать мусор», «В природе все взаимосвязано». Немаловажную роль уделяли игре: «Угадай растение», «Собери картинку», «Чего не стало?», «Хорошо – плохо», «С какого дерева листок», «Зоологическое лото».
А так же подвижные игры: «Хитрая лиса», «Летает, плавает, бегает», «Перелет птиц», «У медведя во бору».
С помощью картинок, игрушек дети знакомились с дикими и домашними животными и их различиями, слушали сказки Бианки «Хитрый лис и умная уточка», В. Сутеева «Под грибом» , «Капризная кошка», Б. Заходера «Кит и кот», «Отшельник и роза», рассказы Е. Чарушина «Заяц», «Лиса», «Волк», Л. Толстого «Рассказы для маленьких детей».
В ходе проекта были разработаны и проведены экологические акции: «Чистый двор»; «Покорми птиц зимой»; «Сортируем мусор». В ходе акции «Капелька воды», мы учили детей как они могут помочь природе экономив эти капельки каждый день при чистке зубов, мытье рук и принимая душ. В ходе проекта дети познакомились с экологическими знаками, проводили эксперименты «Куда исчезла вода?», «Раскрасим воду в разный цвет», «Очистим воду», «Волшебные превращения».
В ходе практической деятельности дети делали аппликации из бросового материала «Цветок», «Гусеница», «Солнышко лучистое», лепка «Лягушка на листке», «Веселый огород», «Божья коровка», «Гусеница», «Забавные мишки».
Так же смотрели познавательные мультфильмы: Фиксики «Чему учит экология», «Мальчик и Земля», «Смешарики», «Капитошка».
Не остались в стороне и родители. К международному дню птиц (1 апреля) проведен мастер класс с родителями и детьми: «Птица счастья».
Помогли родители в оформлении участка и посадке рассады для цветника .Для родителей была проведена консультация: «Экологическое воспитание в семье», анкетирование: « Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Анкета для родителей
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли вы дерево?
5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки?
6. Читаете ли вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок фильмы, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок поговорки, стихи, пословицы?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботу к природе, к живым растениям?
14. Как вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Участие в проекте помогло детям и родителям почувствовать свою значимость, ощутить себя защитниками природы. Благодаря проекту у детей сформировалось эмоционально положительное отношение к окружающей природе. Это научило детей занимать более ответственную позицию по отношению к природе, покровительствовать ей, беречь и заботиться о ней.

Приложение 1
Загадки о растениях
Под сугробом он растет,
Снеговую воду пьет.
(Подснежник)

Он мачеха, и мать,
Как цветочек, этот звать (Мать-и-мачеха)

Прячет цветок
Сладкий медок.
И в названье мед таиться
Узнаете?
(Медуница)

Белый цветок,
Кислый цветок
В суп пригодиться,
Зовут его…? (Кислица)

В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
(Одуванчик)

На каком цветке гадают
Лепесточки обрывают? (На ромашке)

Вдоль дороге у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо…
(Василек)

Зеленый плот
По реке плывет,
На плоту – красавица.
Солнцу улыбается. (Кувшинка)

Из желтой точки
Выросли листочки,
Белеют по кругу,
Касаясь друг друга.
Такой цветочек
Мне нравиться очень!
(Ромашка)

Жаркий ветер дунул круто,
Что за шарик он растряс?
Вся семья на парашютах
Пролетела мимо нас. (Одуванчик)


Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
(Ландыши)

Он стоит в одежке -
Как огонь на ножке.
Станет без одежки
Шариком на ножке. (Мак)

Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
(Подорожник)

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник)

На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.
(Подснежник)

Стоит кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весной встретила
На лесной дорожке.
(Подснежник)

Каждый лист мой
Любит тропки
У обочины дорог.
Но однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)

Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги.
Неприметен он на вид.
(Подорожник)

На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)

Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

Выглянул цветочек
В полутьме лесной.
Маленький разведчик,
Посланный весной. (Подснежник)

Маленькие, нежные
Прямо у водицы.
Будто в зной полуденный
Просятся напиться.
С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша.
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)
Головка на ножке
В головке горошки.
(Мак)

Это прозвище недаром
У красивого цветка,
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет… (Медуница)

Четыре ярко красных
Блестящих лепестка
И зернышки в коробочке
У этого цветка. (Мак)

Держит девочка в руке
Облако на стебельке.
(Одуванчик)

Какой цветочек маленький,
Знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький,
А бледно-голубой.
У ручейка лесного
Виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни
И после не забудь.
(Незабудка)

Кувшины и блюдца
Не тонут, не бьются. (Кувшинки)

Голодный шмелек
Вздыхает тяжко:
-Поесть бы кашки.
-Да вот она «кашка»!
Попробуй, шмелек,
В ней сок медовый,
Шмелям чудесный обед готовый. (Клевер)

Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)

Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)

Загадки о животных

Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
(Волк)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)
Пятак есть, а ничего не купит.
(Свинья)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(Мышь)
Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.
(Кошка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)
Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живет и орешки грызет
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)

Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
(Лиса)

Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?

Приложение 2
Пословицы и поговорки о растениях
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Где вода, там верба, где верба, там и вода.
Дождешься, как от вербы яблок.
От ивы яблоко не родится.
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме
Даст небо дождь, а земля — рожь.
Будет дождичек — будут и грибки.
Шиповник - для здоровья клад
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.

Пословицы и поговорки о животных
Собака лает, караван идет.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Знает кошка, чье мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Гусь свинье не товарищ .
Волка ноги кормят.
Каждый сверчок, знай свой шесток.
Цыплят по осени считают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Соловья баснями не кормят.
Яйца курицу не учат.
Это - еж, его руками не возьмешь.
Каждая жаба свое болото хвалит.

Список используемой литературы и методических пособий.
1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.
10. Шорыгина Т. А.Ягоды. Какие они? Путешествие в мир природы и развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 200зг
11. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва :Педагогическое общество России, 2000г.
12. Деревенский домик. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г. Киров 30.03.05г.
13. Ягоды садовые. Наглядно – дидактические пособие. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005г.
14. Вохринцева С. Окружающий мир. Дидактический материал. Издательство «Страна Фантазий» 2003г.
15. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г.Киров 2004г.
16. Цветы луговые, лесные, полевые. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Издательство ООО «Книголюб» 2000г.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический, познавательно - исследовательский проект в детском саду для детей 5-7 лет «Хлеб всему Экологический проект в старшей группе "Лес - наше богатство" Экологический проект в старшей группе детского сада: «Лекарственные растения Дона» Экологический информационно - творческий проект с презентацией в старшей группе детского сада "Берег
Конспект занятия по рисованию с использованием ИКТ. Младшая группа
Опубликовано: 1532 дня назад (17 марта 2018)
Просмотров: 733
Рубрика: Проект
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!