Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игровые технологии на уроках в ДШИ

Использование игровых технологий в детской школе искусств на уроках сольфеджио
Автор: Полякова Любовь Геннадьевна, СП ДШИ ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала имени Героя Советского союза М.Р.Попова
Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество является средством и методом воспитания разносторонней личности.
В новых федеральных документах говорится, что «В современном быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации, «умеющих прогнозировать свои действия, а также гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений». Многие отечественные ученые и педагоги считают принцип творчества (креативности) одним из центральных принципов современного образования.
Во все времена высоко ценилось искусство. Создавая новое, творческие люди создают и часть культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство. Таким образом, творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия.
Методология данной работы сложилась в опоре на научные труды и практические методические разработки Л.А. Баренбойма, Д.А. Блюма, Н.С. Гуляницкой, М.А. Котляревской-Крафт, Н.М Ладухина, Ж.Л. Металлиди, А.И. Перцовской, Г.Г. Нейгауза, АЛ. Островского, Т.И. Смирновой, Б.И. Уткина, Г.А. Фридкина, В.В. Хвостенко, Г.М. Цыпина.
Формы работы на уроках сольфеджио
Основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио служат для развития музыкального слуха, памяти, чувства ритма, творческой инициативы, помогают практическому освоению теоретического материала, формируют навыки чтения с листа, чистого интонирования, слухового анализа, записи мелодий по слуху, подбора аккомпанемента. На каждом уроке необходимо пропорционально сочетать упражнения по развитию интонационных навыков, сольфеджированию, ритмические упражнения, слуховой анализ, различные виды музыкальных диктантов, задания на освоение теоретических понятий, творческие упражнения.
Бесспорно утверждение, что игра имеет огромное значение в жизни детей. В.А. Сухомлинский писал «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». Применение игровых форм работы в обучении помогает малышам легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Когда маленький ученик приходит на уроки сольфеджио, на него обрушивается огромное количество информации, множество терминов, иностранных слов. Задача педагога сделать их понятными и доступными ребёнку, этому способствует яркая, наполненная образами музыкальная игра.
Зная общие и музыкально-психологические особенности развития учащихся, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на поставленные перед ним творческие и учебные задачи.
Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно, конкретно и эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью долго сосредотачивать свое внимание на отдельных деталях нотного текста, педагог-воспитатель должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок воображению.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
* целеполагания;
* планирования;
* реализации цели;
* анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя
Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Игровой принцип введения в урок осуществлялся с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте на уроках сольфеджио должны осуществляться во всех видах деятельности.
• Ладовые игры
• Ритмические игры
• Игры с интервалами
• Тембровые игры
• Музыкальное сочинительство
• Игры на развитие музыкальной памяти
• Игры на развитие внимания
• Игры для формирования образного мышления
• Игры для формирования коллективного музицирования

Игровой материал:
«Скакалки»
Ход игры: Руководитель играет какую-нибудь несложную мелодию на развитие техники пальцев. Дети должны зрительно и на слух запомнить движение мелодии, ритмический рисунок, постановку руки и работу пальцев и затем, повторить эту мелодию от различных звуков, в разных тональностях и октавах.
Цель игры: Развитие двигательной, слуховой, ритмической, зрительной памяти.

«Фотоаппарат»
Ход игры: Обучающимся предъявляется нотный лист, на котором написана какая-либо мелодия или фрагмент музыкального произведения (по выбору, с учетом возрастных особенностей). Испытуемые должны в течение 60 секунд просмотреть данный нотный текст и запомнить, затем экспериментатор показывает тот же нотный текст с изменениями. Учащиеся указывают на изменения, если же с первого раза не получается, можно повторить несколько раз.
Цель игры: Развитие зрительной памяти и быстроты запоминания.

«Руки вниз не опускай»
Ход игры: Обучающийся стоит свободно лицом к педагогу. Под танцевальную музыку по показу и словесным указаниям он выполняет движения руками. На слова «Руки вниз!» движения не показываются, а продолжают выполнять предыдущие. Задача учащегося не забывать запрещенное движение.
Цель игры: Учить запоминать и удерживать в памяти правило игры, активизировать быстроту двигательной реакции, развивать координацию движений.

«Живое пианино»
Ход игры: Дети выстраиваются в шеренг. Каждый из них – «живая клавиша», «ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из учеников может сыграть на фортепиано знакомую или незнакомую песню, гамму или просто последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, то есть показывая на участника игры, который пропевает свой звук.
Цель игры: Усвоение ступеней лада, воспитывать ладовое чувство.

«Телефон»
Ход игры: Дети становятся в ряд, в затылок друг другу. Учитель или кто-то из учеников придумывает ритм. Пальцами простукивает ритм по спине стоящего перед ним ребёнка. Тот передаёт сообщение следующему и т.д. Ученик, последним получивший ритмический оборот, записывает его на доске.
Цель игры: Развитие чувства ритма, внимания, самостоятельности.

«Эстафета»
Ход игры: Ребята по цепочке строят какой-либо интервал, причём каждый следующий ученик называет его от того звука, на котором закончил предыдуший.
Цель игры: Способствование теоретическому освоению построения интервалов.

Игровые технологии способствуют формирование мотивации к обучению, учат думать, анализировать, развивают воображение и самостоятельность.
Библиография:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. -М., 1978.
2. Алексеева Л. Игровое сольфеджио для малышей. – М.,1998.
3. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. – М., 2004.
4. Анисимов Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, 2005.
5. Всероссийский педагогический портал www.методкабинет.рф
6. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 2000.
7. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка» 1999

Рекомендуем посмотреть:

Зимние музыкальные игры для детей 5-9 лет Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией Дидактические игры для детей на уроках музыки Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет

Похожие статьи:

Музыкальные игры для старшеклассников

Исследовательская работа, 2 класс. Музыка и математика
Опубликовано: 2467 дней назад (20 февраля 2018)
Просмотров: 3321
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!