Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией
Методическая разработка на тему «Использование дидактического материала в подготовительном классе ДШИ» (Сказка о тучках) с презентацией
Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано филиала МБУДО ДДШИ “Детская школа искусств города Дмитрова”, город Дмитров Московской области Описание материала. Предлагаю методическую разработку на тему «Использование дидактического материала в подготовительном классе ДШИ (Сказка о тучках)» для детей 4-6 лет. Разработка может быть полезна преподавателям школ искусств, учителям начальных классов, логопедам, родителям для развития мышления и речи ребёнка — дошкольника. Материал представлен в форме сказки, в которую естественно вошли задания, помогающие детям понять ритм стиха.
Цель: научить ребёнка понимать и исполнять ритмический рисунок стиха. Задачи:
учить ребёнка чётко, осмысленно проговаривать текст стиха, понимать ритм стиха;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать чуткое отношение к окружающей природе. Пояснения к заданиям сказки.
Прохлопываем ритм стиха в ладоши, играем на клавише или отстукиваем его по крышке инструмента карандашом (по выбору ребёнка) одновременно с проговариванием стиха. Большой кружок — длинный звук, маленький кружок — короткий звук:
Сказка о тучках.
Жили на синем небе - батюшке
2 сестрицы - тучки : тучка - сердючка
и тучка - веселушка.
Тучка - сердючка была какой? Сердитой, капризной, зазнайкой. Вот увидит она, что едет Сеня на покос сено запасти для коз (слайд №3),
и начинает сердиться, дождиком сено поливать.
А тучка - веселушка была какой? Веселой, радостной, хохотушкой. Увидит она - в поле горох да фасоль растут, позовёт солнышко - вёдрышко, чтобы пригрело, дождиком прольет — польет, вот фасоль и выросла.
И фасоль, и горох, - урожай у нас не плох! (слайд №4)
Так жили - не тужили 2 тучки — сестрицы, утром вставали - умывались дождевой водицей, приговаривали: Водичка — водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. (слайд №5)
Потом из колодца водицы наносят, чтобы еду приготовить, да уборку сделать на небе — батюшке. Из колодца две девицы
носят вёдрами водицу.(слайд №6)
Приготовят калачи на небесной печке:
Горячи калачи доставай из печи. (слайд №7)
Потом спешат по своим делам. А дел - то у тучек - сестриц ой как много накопилось: чтобы острая осока выросла высокой (слайд №8),
чтобы спелая пшеница на солнце колосилась (слайд №9),
чтобы вырос у нас сочный сладкий ананас. (слайд №10)
Только вот не хочет тучка — сердючка, чтобы солнышко — вёдрышко светило, завидует ему, потому что любит его всё живое на Земле — матушке! Без его тепла не растут цветы, не спеют плоды. Стала тучка - сердючка сердиться, кричать, топать ногами, чтобы солнышко скрылось за тучи, не мешало лить дождику. Траву скосили
От дождя не укрыли.
Намокло Сенино сено и сгнило.
Рассердилась тучка - веселушка на тучку — сердючку. Стали тучки спорить,что лучше : дождик или солнышко - колоколнышко.
А ты думаешь,что лучше,что нужнее?
Стали ругаться, да такой на небе стук да гром начался:
там-тарарам
там тарарам! Испугались медвежонок,
Ёж с ежихой и ежонком,
Уж с ужатами,
Лиса с лисятами,
Уточки с утятами,
Гуси с гусятами,
Баран - буян залез в бурьян. (слайд №11)
Плачет Клава у колодца:
Уронила вниз ведерце. (слайд №12)
Дождик всё намочил, к земле прибил. Птицы перестали песни петь, звери попрятались по норам.
Солнышко это увидело, расстроилось, не знает, как тучек помирить, стало изо всех сил припекать - уговаривать не ссориться.
Стала сохнуть трава, высохла в колодце вода, перестали петь птицы, нет ручья воды напиться.
Началась засуха и беды. Зазвонили тревожно колокола. Бом, бом, бом, бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила. (слайд №13)
Увидела это курица, стала просить тучек воды пролить, чтобы спасти кошку с котятами. Забыли тучи о своей вражде, полетели к речкам, колодцам, наполнили их водой. Бежит курица с ведром
заливать кошкин дом. (слайд №14)
Тут и солнышко - вёдрышко выглянуло, улыбнулось.
И от его улыбки всё живое стало расти - тянуться к небушку, расцветать своей красотою невиданной: и василек василек мой любимый цветок (слайд №15),
и кашка-ромашка (слайд №16),
и одуванчик — летунчик,
и птички — невелички запели, и звери побежали по своим делам (слайд №16).
Презентация на тему: Использование дидактического материала в подготовительном классе ДШИ
Используется красочная презентация сказки, которая привлекает внимание детей, заставляет детей думать, учит выразительно, правильно рассказывать риторические стихи.Можно привлечь детей к описанию эмоционального состояния тучки.Очень понравилось!цель достигнута!
Вера Олеговна, здравствуйте! С интересом познакомилась с методической разработкой на тему: «Использование дидактического материала. "Сказка о тучках".
Вы создали условия для того, чтобы научить ребёнка различать и исполнять ритмический рисунок попевок.
Представлен ценный опыт, разработан хороший дидактический материал, яркое оформление публикации. Беру себе в закладки. Примите мой голос +3, УДАЧИ ВАМ!!!
Рада Вашим словам поддержки. Иногда, когда в них нуждаешься, они появляются. Спасибо Вам, Софья Владимировна, за отклик, за голос. С уважением Вера Олеговна Седова
Вера Олеговна, здравствуйте! Замечательная задумка и идея! Поздравляю вас! Я уже думаю, как это можно применить потом в школе. Дети по очереди могут выходить к доске и вести указочкой по кружочкам с одновременным пропеванием слов. На этих же кружочках можно указочкой подчеркнуть опорные - сильные доли. В общем, очень хорошее пособие, многофункциональное.
Уважаемая Тамара Борисовна, спасибо за отклик! Давно мечтаю с Вами пообщаться, читала Ваши работы. Хорошо, что преподаватели быстро находят варианты работы с материалом. У каждого свои приёмы и методы работы, ну а наглядный материал всем нам помощник и детей заинтересовать, и задумку свою воплотить.
Прекрасная работа, очень понравилась.Яркий иллюстративный материал, что привлекает внимание детей, помогает заинтересовать. Непременно воспользуюсь вашим материалом.
Уважаемая Роза Михайловна, спасибо, что уделили время моей разработке. Значит, все мы стараемся не зря. А радости и удивления сколько оттого, что есть заинтересованные коллеги, кому это может пригодиться.
Замечательная разработка! Не перестаю удивляться Вашему творческому горению! Такие материалы привлекают детей заниматься музыкой без слез и скуки! ваши пособия можно использовать на любом музыкальном занятии и младшими школьниками, для повторения и закрепления материала! Спасибо! Низкий Вам поклон!