Сказка о счастье (с нотным материалом) для детей 5-8 лет
Методическая разработка «Сказка о счастье (с нотным материалом)»
Цель: обучение с помощью введения в учебный процесс сказки с нотными ребусами. Задачи: учить узнавать ноты скрипичного ключа, находить их на клавиатуре, учить составлять нотные ребусы; развивать фантазию, внимание, память, речь, мышление; воспитывать интерес к флоре, к культуре и быту славян. Автор: Седова Вера Олеговна, преподаватель филиала МБУДО ДДШИ «Детская школа искусств города Дмитрова», город Дмитров
Материал полезен педагогам музыкального образования в работе с детьми 5-8 лет, обучающимися в общеобразовательных школах и школах искусств, домах культуры и детского творчества, и родителям.
Сказка о счастье (с нотным материалом)
Пояснение к тексту :Ноты в словах выделены жирным шрифтом. Преподаватель может вставить в текст ноты изучаемых ребёнком октав.
На берегу реки Мирной в деревне Гуслята в красивом уютном домике жил добрый мельник Феофан.
Охранял домик преданный доберман Ремидор.
Доберман — порода короткошёрстных служебных собак, выведенная в Германии, Тюрингии, в городе Апольда в конце XIX века Фридрихом Луисом Доберманном. Названа в честь своего создателя.
У Феофана была крепкая семья : жена Сирена и семь дочерей : Дорина, Регина, Сима, Милена, Фаина, Галя, Сольмина. Мельник на мельнице муку молол.
Водяная мельница - это гидротехническое сооружение, которое использует гидроэнергию, получаемую с водяного колеса. Раньше мельницы являлись незаменимым атрибутом каждой деревни. На ней мололи и просеивали зерно, изготавливали бумагу и ковали железо, резали брёвна, обрабатывали коноплю, перерабатывали продукты сельского хозяйства.
Сирена подолгу занималась огородом. В огороде росли редька,
редис,
фасоль,
огурец,
помидоры,
репа,
ревень,
Ревень - многолетнее растение с огромными зелеными листьями на толстых красноватых черешках, которые человек использует для приготовления компотов, пюре, булок, кваса.
милые глазу цветы : глоксиния,
Глоксиния - названа в честь немецкого ботаника и врача Беньямина Петера Глоксина.
стрептокарпус,
Стрептокарпус родом из Мадагаскара и Южной Африки. По-гречески streptos — «скрученный», karpos — «коробочка». Семенные коробочки при созревании скручиваются, отсюда название.
безвременник.
Безвременник так назван потому, что некоторые виды растений цветут поздно осенью, а на следующую весну из перезимовавшей завязи развивается коробочка с семенами.
Дочки Феофана шили из ситца и грезета рубахи и «волюшки», Грезет — серая дешёвая материя, одежду из которой носили бедные женщины.
Слова, созвучные слову «рубаха» - «рубъ» (отрез. кусок ткани) и «руш» (рвать, рушить). В старые времена рубаха представляла собой кусок ткани, согнутый пополам с прорезанным для головы отверстием. Ножниц не было, поэтому ткань для рубах не резали, а рвали.
Славянская женская рубаха носилась с сарафаном, а украшалась по вороту, подолу и запястью вышивкой — оберегом и поясом — оберегом.
«Волюшка», «краса», «налобник» — головные уборы для девушек, представляющие собой повязку, спереди твёрдую, расшитую жемчугом, бисером, золотой нитью, на затылке завязанную под косой. В состав головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов. Самые лучшие "красу" и "волюшку" берегли для праздников, простые узкие повязки носили повседневно.
собирали в полях цветы : донник,
Донник лекарственный — пищевое растение для приготовления супов, окрошек, салатов. Люди используют мёд из донника. Донник применяется в парфюмерии.
василёк,
вереск, Вереск - от греческого Kallunein – очищать (из вереска в старину делали метлы). Старинная шотландская легенда повествует о скромном вереске, который по просьбе Бога согласился расти на открытых ветрам холмах, за что был награждён Господом повышенной выносливостью, естественной красотой и ароматом медоноса.
В Шотландии из листьев растения производили желтый краситель для ткани шотландки, из которой шили пледы и килты, национальную одежду шотландцев.
кипрей.
Кипрей — узколистный. У этого растения много названий: ивановская трава, красный чай , иван - чай, пуховик. Раньше люди лечились этой травой и употребляли её в пищу. Из молодых листьев и побегов готовили супы и салаты, размолотые корневища добавляли в муку.
Кипрей применяют при заболеваниях желудочно - кишечного тракта и бессоннице.
Когда вечерело, Феофан садился в кресло у камина,
Камин— от греч. kaminos — печь — это открытая комнатная печь. Создав камин, люди усовершенствовали открытый очаг.
старшие дочери — с книгами и шитьём,
младшие - с куклами,
Сирена — у клавесина с нотами.
Клавесин — щипковый клавишный музыкальный инструмент, известен с 16 века.
Добряк Феофан играл на домре задорные мелодии.
Домра - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. В старинные времена домру делали из разрезанной пополам тыквы. Поэтому корпус домры круглый. Люди, игравшие на домре, назывались домрачеями. 500 лет назад по земле Русской скоморохи бродили с верными спутницами — домрами.
Мирно пили чай с вареньем из ревеня и кренделями с кремом.
Крендель — от немецкого слова «сгибать, скручивать» - хлебобулочное изделие из сдобного теста, напоминающее букву В. В Германии и странах Северной Европы является эмблемой вывесок пекарен. По легенде, монахи в качестве благодарности Создателю испекли хлеб в форме рук, скрещённых в молитве на груди. Так появился первый крендель.
Счастье, когда все дома!
Дополнение к сказке :
Используемые материалы : репродукции картин :
К. Маковский. Алексеич
В. А. Тропинин. Кружевница
М. Шанько. Девушка с Волги
Heinrich Hirt. The Young Seamstresses
Alexander Hohenlohe Burr. Baking Apples фото из источников интернета материалы энциклопедий
Скачать Методическая разработка «Сказка о счастье (с нотным материалом)»
Вера Олеговна! Спасибо за оригинальную разработку с нотными ребусами. Вы учите узнавать ноты скрипичного ключа, находить их на клавиатуре, составлять нотные ребусы; развиваете фантазию, внимание, память, речь, мышление; воспитываете любовь к природе, прививаете интерес к культуре и быту славян.
Разработка оформлена грамотно, иллюстрации красочные, Вы очень постарались.
С удовольствием голосую за Ваше творчество и талант.
Вера Олеговна! Вы молодец! Я видела немало кроссвордов такого типа. Казалось, что нового уже нельзя придумать, но вы подобрали столько слов, которые помогут в запоминании нот, что просто - удивление! К тому же, добавили очень интересную наглядную информацию об окружающем мире. В общем, сказка замечательная, нужная, познавательная; развивает внимание, память; учит видеть линейки. Часто дети не обращают на них внимание Поздравляю вас. С вашего разрешения беру себе в заметки. Примите мой голос.
Очень благодарна Вам, Вера Олеговна, за приглашение! Здравствуйте!
Ваша разработка представлена методически отлично,
оформлена красочно и качественно, а главное - содержит
познавательный и увлекательный материал (и по теме и расширяющий кругозор)!
Вы - большая Умница! Обязательный голос!!!
Новых Вам идей!
Здравствуйте, Вера Олеговна! Спасибо вам за предоставленный материал. Ваша публикация -отличное подспорье
обучающимися в общеобразовательных школах и школах искусств. Происходит знакомство не только с нотами, но и охвачены интересные факты о растениях и культуре славян, например. К тому же волшебные семь нот некоторым помогут в правописании. Очень необычная публикация. Я вас поздравляю и желаю удачи в конкурсе!
Замечательная сказка! Сама с удовольствием прочитала ее! Думаю мои ученики оценят Ваш труд и с большим желанием будут находить нотки в словах или грамотно определять ноты на нотном стане (я оформлю для них сказку в 2-х вариантах). Убеждена, что через игру новый материал усваивается намного лучше!. Спасибо за Ваши идеи!
В разделе "Дополнение к сказке" представлены ноты 1-й и 2-й октав. Подскажите, где взять ноты других октав, оформленные также? Из какого источника были взяты материалы 1-й и 2-й октав? Заранее благодарю!