Формирование бережливого сознания дошкольников через бережливые технологии
На сегодняшний день мы видим, что система образования в России нуждается в обновлении и модернизации. Поэтому я считаю необходимым внедрять технологии бережливого производства в дошкольную образовательную систему для ее усовершенствования.
Бережливые технологии способствуют формированию бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам детей дошкольного возраста. Так же сохранение времени на более важные образовательные процессы.
Основанием для внедрения бережливых технологий в ДОО стали нормативные документы:
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №2926 от 27.12.2018 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») по внедрению бережливых технологий в систему образования Нижегородской области на период 2018-2021годы»;
- Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области №1808 от 14.08.2018 «О внедрении бережливых технологий в системе образования Нижегородской области»;
Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».
Одним из инструментов бережливого производства является
принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.
К принципу 5 S относится:
- «Сортировка», подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
- «Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;
- «Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности
- «Стандартизация" – поддержание порядка
- «Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.
Принцип 5S: Бережем Время место и себя.
БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ
Принцип действия: посмотрел, вспомнил, повторил в действии.
К принципу «Бережём время относятся»: Правила, схемы, подсказки, алгоритмы: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, расположение вещей в шкафчике, схема складывания игрушек, схема дежурства и пр.
А также
сокращают время на выполнение необходимого действия:
- учат детей планировать свои действия, работать по правилу, образцу,
- понимать, исполнять, применять и составлять алгоритмы,
- анализировать, корректировать свою деятельность, направленную на получение результата,
- переносить усвоенные способы алгоритмов в новые ситуации, описывать их понятным другим людям языком и средствами.
БЕРЕЖЁМ МЕСТО
К принципу «Бережём своё место» относится: Каждой игрушки свое место это: Правила, маркёры в виде картинок, где что должно находиться.
Сначала
РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРАВИЛА
1. Правила бережного обращения с игрушками
2. Правила расположения игрушек.
Затем ОПРЕДЕЛЯЕМ МЕСТО и готовим условные обозначения И ЗАКРЕПЛЯЕМ В ДЕЙСТВИИ!
Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем.
БЕРЕЖЁМ ВРЕМЯ + МЕСТО
Хочется представить вашему вниманию «Доску выбора» которую дети активно используют в нашей группе
ДОСКА ВЫБОРА предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, позволяющей в конечном итоге ребенку самостоятельно принять решение и выбрать сферу деятельности.
Для того что бы сберечь место и время на «Утреннем круге друзей мы с детьми обсуждаем «Во что ты сегодня хочешь играть?», «Какой материал тебе для этого понадобится?», «С кем бы ты хотел этим заниматься?». Определяем время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью и место (фиксируем на «доске выбора» заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). В конце дня на «Вечернем круге друзей» делают анализ результатов своей деятельности и обсуждают «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»
БЕРЕЖЁМ СЕБЯ – целю данного принципа является: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения, знаний, представлений по вопросам безопасности жизнедеятельности и их осмысленное применение в повседневной жизни.
Формируем навыки безопасного поведения в природе: на воде с растениями и животными
Формируем навыки безопасного поведения в быту: с электричеством, поджарой безопасностью, ПДД.
А также формируем навыки бережливого отношения к своему телу: гигиена и здоровье, вирусы- бережём себя от простуды, встреча с незнакомыми людьми.
Для осуществления данного этапа применяются такие формы работы как: беседы, ИКТ (презентации, интерактивные плакаты), ОД, проектная деятельность, встреча с интересными людьми, квест-игры, акции и пр.
Практический выход - это создание с детьми лэпбуков, кейсов, самодельных книг и пр.
В заключении хочется сказать, что основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие другие.
Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Исследовательская деятельность детей в ДОУ
Через художественную литературу — к здоровью детей
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования