Нетрадиционными методы рисования, как средство самовыражения старших дошкольников.
Художественное творчество является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении и взаимосвязана
со всеми ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии.
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед педагогами и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
Одно из важных условий развития ребёнка – это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех его структурных компонентов: мотивов, целеполагания комплекса действий. Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте.
Поэтому мы, взрослые, должны вовремя создать условия для её проявления и становления. Тогда изобразительная деятельность станет средством самовыражения и развития ребёнка.
Рисование является одним из интересных и увлекательных занятий для дошкольников. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность,
эстетическое восприятие, художественный вкус, воображение.
В детском саду ребёнка знакомят с разнообразными видами изобразительной деятельности, жанрами живописи, декоративным искусством, скульптурой.
Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А.Флериной ( 1940 ), НЛ.Сакулиной, Т.С. Комаровой (1960), Р.Г.Казаковой, Т.П.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель.
Практика показала: с помощью традиционных способов рисования нельзя в полной мере решить проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его интересы и способности, т.е. нужно искать новые способы работы с детьми. Решение этой проблемы видится в использовании нетрадиционных способах рисования. Нетрадиционные способы рисования позволяют детям быть раскрепощёнными.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже активно пользуется различными материалами и оригинальными способами, что позволяет им ощущать положительные эмоции. Особое значение приобретает индивидуальная работа детей, как в самостоятельной деятельности, так и в различных формах взаимодействия с педагогом и другими детьми.
Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений.
Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями, картофелем, морковкой, кляксография с трубочкой, восковые мелки + акварель, оттиск смятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке
Урок рисования в средней группе детского сада
Ваза с цветами. Урок рисования
Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников