Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов детского сада «Формирование элементарных математических представлений средствами музыки»

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Формирование элементарных математических представлений средствами музыки»
Математика (греч. - знание, наука). Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.

Слово “музыка” (греч. – искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.

Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки.

Одна из базовых задач образования детей младшего возраста - сформировать научную картину мира, заложить “систему координат”, которая позволила бы ребенку воспринимать и осознавать мир целостно, во всем многообразии информации и ощущений. Реализовать эту задачу достаточно сложно по многим причинам: с одной стороны, слишком большой объем информации, которую мы, взрослые, интерпретируем на непонятном для детей языке, с другой – самобытность детского восприятия, иной способ мышления и осознания. И этот иной способ заключается в чувственном познании себя и окружающего мира, в конкретном, предметно-манипулятивном освоении действительности.

Возможно, на самых высоких уровнях познания природы мы сможем увидеть единство ее воплощения в звуках, цвете, формах, числах. Древние философы (пифагорейцы) считали, что музыка является частным проявлением математики. Они создали учение о Космосе, как о музыкально звучащем теле. По их мнению, Космос – это ряд небесных тел, каждое из которых при вращении издает свой музыкальный звук; расстояния между сферами и издаваемые ими звуки соответствуют гармоничным музыкальным интервалам.

Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.

Во-первых, она делает занятие необычным, более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Такое построение учебного процесса дает возможность каждому ученику найти приемлемую для себя форму восприятия информации.

Во-вторых, как образец художественного творчества музыка насыщена образами, являющимися основой наглядно-образного мышления, доминирующего на данном возрастном этапе; и форма подачи материала во многом способствует непроизвольному и ассоциативному запоминанию, в ходе которого происходит усвоение новой информации, необходимой для своевременного формирования мыслительных процессов.

В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему “интеллектуальному багажу”.

В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных “физкультминуток”, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности (учебному труду).
Число и ритм
«…Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве» (Э.Жак-Далькроз).

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть менее или более активным.
Первоначально слово ритм (греч. «движение», «такт») обозначало членение времени или пространства, например, в пропорциях статуи. Позже оно стало обозначать упорядоченность движения, в особенности соотношение отрезков времени в музыке, танце, поэзии.

ОДИН- это удары метронома.
Хлопки на каждый удар.
Степ одной ногой на каждый удар.
Кивок головой на каждый удар.

ДВА.
С ударением на первом слоге строится ритм колыбельной:
Ба-ю, ба- юш-ки, ба-ю.
Ба-ю О-лень-ку мо-ю…
С ударением на втором слоге ритм получается более бодрый :
При-шел Про-коп, ки-пел укроп.
У-шел Про-коп, Ки-пел у-кроп…
Можно организовать с детьми игры, в которых они почувствуют связь числа и ритма. Дети играют в ладошки в парах: на счет «один» (и далее все нечетные числа) дети сами хлопают в ладоши, на четные – в ладоши партнера.

Два – число симметрии. Оно делит числа на четные и нечетные. В ходе игры можно попросить детей называть нечетные числа тихо, а четные (т.е. те, на которые приходится хлопок в ладоши друг друга) – громко.
Дети стоят в круг. Начинает воспитатель: на счет «один» притопывают правой ногой, на счет «два» - левой и дотрагиваются до руки соседа, стоящего слева, как бы передавая эстафету. Тот под правую ногу считает «три», под левую – «четыре», дотрагивается до соседа и т.д. это достаточно трудное упражнение. Считают хором все дети вслух. Можно также, считая наизусть, ударять при каждом втором счете в бубны, маракасы или «шумелку» из жестяной банки.

Можно сделать из дерматина расстилаемый на полу числовой ряд. Сначала дети прыгают в каждый круг, считая подряд, затем – только в четные, пропуская нечетные.

Из позиции «в парах» можно освоить одно из движений русского танца: соединенные руки поднимаются вверх и партнеры делают шаг навстречу друг другу, сокращая расстояние, затем делают шаг назад, руки вытягиваются между ними, расстояние увеличивается.

Индивидуальное движение приставным шагом под счет
Дети стоят в круг, разбиение на пары: расчет на первый-второй, вторые делают шаг внутрь круга и поворачиваются лицом к первым.

Один из многочисленных вариантов притопа в русском народном танце: более сильный удар правой ногой на каждый нечетный счет. Можно также (этот вариант используется в цыганском танце) вывести правую ногу вперед скрестно и как бы припадать на нее.

Движения рук: на нечетный счет разводятся в стороны на уровне груди, на четный – закрываются обратно к груди. Это два фундаментальных жеста, сопоставимых с утверждениями «да» и «нет». Первый показывает, что человек открыт миру и другим людям, второй- что закрыт.

Игра «Ручеек»
Два ряда стоят друг напротив друга: одновременно они начинают (под пение) сходиться навстречу друг другу, затем - расходятся.
Два ряда стоят друг напротив друга: один ряд начинает идти на второй, второй стоит (игра «Бояре»). Затем ряд отходит назад, и движение повторяет тот ряд, который стоял.

Игра «Веселый круг»
Дети стоят в круг взявшись за руки. Раскачивание с ноги на ногу с пением:

«Вправо и влево, вправо и влево,
Вправо и влево, вправо и влево»

Держась за руки двигаются боковым галопом по кругу с пением:

«Вправо прыг, вправо скок,
Это боковой галоп.
Вправо прыг, вправо скок,
А потом все вместе стоп».

«Влево прыг, влево скок,
Это боковой галоп.
Влево прыг, влево скок,
А потом все вместе стоп».

ТРИ.
Это ритм вальса. Обратите внимание, что ритм, при котором ударной оказывается первая доля, является как бы нисходящим, плавным, успокаивающим, а ритм с ударной третьей долей, наоборот, бодрящим, активизирующим.
Можно дать детям послушать различные варианты вальса, разучить фигуры фигурного вальса с теми, кто захочет ( дети могут танцевать его не в парах, это проще).
Работа с числовой осью на полу: прыгаем только в кружок «три» и далее – через два кружка в третий, объявляя то число, в которое попал.
Рисуем узоры: под общий счет на большом листе бумаги дети рисуют веточки: направленные влево короткие мазки- под нечетные числа, длинные и направленные вправо- под четные.
Предложите детям рисовать то, что захочется, включив вальс (в разном темпе, разные мелодии), а затем обсудите, что чувствовал каждый ребенок, с чем у него ассоциировалась эта музыка.
Полезно вспомнить игру «Питер играет с одним молотком». Стоим тройкой и бросаем мяч по кругу под музыку. Движение в 3 круга.

ЧЕТЫРЕ.
Это ритм марша.
Дети стоят в парах. Хлопают в ладоши, считают «один» - прыгают вправо под углом 90*, два – еще 90* (180* от исходной позиции), три -270* от исходной, четыре – исходная позиция, хлопок в ладоши. Счет продолжается по крайней мере до 20.
Рисование квадратов под счет. Рисует как бы солдат, который делает повороты на каждый счет.
Стоим четверкой и бросаем мяч по кругу. Если есть площадка песка, можно катить мяч друг другу, дорожки постепенно образуют квадрат.

ПЯТЬ.
Достаточно быстро загибаем пальцы под счет. На загибание большого приходятся числа, кратные пяти, их можно произносить несколько громче.
Выделение каждого пятого счета звуком музыкального инструмента.

ВОСЕМЬ.
Учимся танцевать танец «Сиртаки».
Знакомство с длинными и короткими звуками.
«Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям». (Э.Жак – Далькроз).
В музыкальных школах России существует традиция называть долгие и короткие звуки слогами «ТА» и «ти».

«Звучащий клубок».
На занятие приносится клубок ярких (лучше толстых шерстяных) ниток. Педагог тянет нитку и поет: «У-у-у». звук обрывается, ниточку следует отрезать ножницами и положить на фланелеграф. Подобным способом отрезаются нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцем по ниткам, пропевает либо долгие, либо короткие звуки.
Варианты:
1. отрезанные нитки берут в руки желающие дети и становятся в ряд на небольшом расстоянии друг от друга. Остальные дети, стоя цепочкой друг за другом, проходят и проводят пальчиком по ниткам, пропевая звук, соответствующий длине нитки.
2. принести на занятие нарисованное на листе ватмана большое улыбающееся солнышко без лучей.
- дети прикладывают свой лучик-ниточку к солнышку и пропевают звук своего луча(короткий или долгий), проводя по нему пальчиком.
- все дети становятся вокруг солнышка, любуются им. Желающие подходят к солнышку и пропевают любой звук-лучик.

Так развивается активность детей, их умение соотносить длину пропеваемого звука (долгого или короткого) с определенной длиной нитки-луча.

3. Педагог тянет нитку из клубка, отрезает ее, напоминая м закрепляя понятия «долгий» и «короткий». Из ниток разной длины делает кружочки и выкладывает их на фланелеграфе. Получаются разные по величине кружки – большие и маленькие. Педагог предлагает желающим детям взять заранее им приготовленные солнышки, соответствующие кружкам, и положить их в середину этих кружков.

Педагог дает детям понятие о долгих и коротких звуках с помощью слогов ТА и ти. Большой кружочек с большим солнышком – ТА. Дети и педагог долго тянут звук. Маленький кружочек с маленьким солнышком – ти. Произнести его кратко, отрывисто.

На последующих занятиях можно выкладывать на фланелеграфе солнышки без ниток, напоминая детям «имена» солнышек: к большим солнышкам педагог прикладывает всю ладонь, маленьких слегка касается пальцем, одновременно пропевая ТА и ти. Проговорить и прохлопать весь ряд солнышек несколько раз. Предложить желающим детям спеть «песенку солнышек» (педагог выкладывает солнышки сам), дотрагиваясь до них ладошкой или пальчиком.

Ребенку в этом возрасте еще трудно сопоставить чередование долгих и коротких звуков и ритмично их проговорить и пропеть. Главное на этом этапе, чтобы дети хорошо запомнили и правильно называли короткие и долгие звуки ( на божьих коровках, рыбках, грибах и т.п.)

«Игры с пуговицами».
Проводятся аналогично игре с солнышками. Педагог выкладывает на полу ритмические цепочки из пуговиц разной величины. Закрепляя понятия ТА и ти, он просит отдельных детей помочь ему: «Машенька, принеси мне одну пуговицу ти (ти произносит отрывисто) . Андрюша, а ты – одну ТА (произносит долго, протяжно). Если ребенок ошибся, то педагог просит детей назвать принесенную пуговицу, еще раз напоминая детям, что большая пуговица – ТА, а маленькая – ти.
Пуговицы можно изготовить из больших и маленьких коробочек из-под сыра, проделать в них дырки, прошить разноцветными нитками.
Так у детей развивается внимание, память, сообразительность. Закрепляются первоначальные математические представления о величинах и их свойствах.

Литература:
1. Буренина А.И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С.3
2. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет.– М., "Сфера” 2003г.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов ДОУ. Детские конфликты, как их разрешить Консультация для педагогов детского сада «Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанник Консультация для педагогов детского сада. Формировании познавательной активности у дошкольников с ОВ Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников в ДОУ
Консультация для педагогов в детском саду «Учимся, играя!» | Консультация для родителей «Хочу все знать!»
Опубликовано: 755 дней назад (28 ноября 2022)
Просмотров: 600
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!