Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей ДОУ. Особенности проведения занятий по ИЗО с детьми с ЗПР

Консультация "Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития"
Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты дошкольного учреждения планируют все занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой, математикой, конструированием. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изобразительная деятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким, друзьям, а также использовать их в игре.

Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка. Но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться.

Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:
1. Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик»).
2. Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное).
3. Выбор бумаги для рисования (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров), хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
4. Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
5. Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
6. Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик и т.д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т.д.) для закрашивания в младших группах.
7. Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин; цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу и т.д.).

Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные кляксы), а также выполненных ранее детских работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина).

Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное от занятий время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).

Темы для свободного рисования, лепки, аппликации могут быть самые разные:
- «Что я умею рисовать?»
- «Веселое рисование»
- «Что хочу…и чем хочу…»
- «Картинка из мозаики»
- «Лепим продукты для магазина»
- «Мой любимый праздник»
- «Укрась что хочешь»
- «Кто летает?»
- «Нарисуй любимую сказку»
- «Вылепим что-нибудь вкусненькое»

Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу. Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки, творческих способностей, эстетического восприятия.

Несколько слов о поощрении
Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной и невербальной (жесты, улыбки, похлопывания, прикосновения и т.д.) формах.
- Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
- Ребенка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся.
- Ребенка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче тем более.

Глаза в глаза…
Занимаясь с ребенком,
- Сидите справа от него. Правая сторона – это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении – к результатам, которых вы оба ждете.
- Занимайте позицию Левелинга – на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стульчике; он - на полу и вы - на полу).
- Следите за своим голосом и организацией речи (паузы, ударения, высота, тембр, звучание).
- Принимайте ребенка таким, какой он есть!
- Будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он – интерес к тому, что делает).
- Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты ему и искренни.
- Никогда не гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову – это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Развитие воображения у детей с ЗПР
Игра "Умники и умницы" в подготовительной группе. Конспект занятия | Консультация ля родителей "Поиграй со мной, мама". Дидактические игры дома
Опубликовано: 451 день назад (12 августа 2023)
Просмотров: 262
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!