Сенсорная игры для детей с моторной алалией

Консультация «Сенсорная игра как возможность установления контакта с детьми с моторной алалией»
Целесообразность проведения с ребенком сенсорных игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным привлечением ребенка к дальнейшей учебной деятельности, педагогу. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием ко взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.
Цель. Сформировать новые чувственные ощущения.

Рекомендации по проведению сенсорных игр
Если ребенок не включается в вашу игру, не обращает внимания на ваши действия либо каким-то образом выражает протест против них, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы уже действуете вместе с ребенком. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, следует радоваться любому, даже самому минимальному, участию в игре.
Помните о том, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку предположить заранее, какое именно впечатление произведет на него данный сенсорный эффект, невозможно, будьте осторожны: предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за тем, как реагирует ребенок, и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру. Понравившаяся ребенку игра потребует некоторого количества повторений. Не противьтесь просьбам ребенка повторить игровые действия вновь и вновь: ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.
Следует учитывать тот факт, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво, поэтому, если в игре появилась сюжетная линия, не затягивайте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты. Например: на грядку посажен всего один овощ, а кукольный обед длится всего две минуты. Главная задача на данном этапе — при помощи эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и повторите то, что сказал ребенок, с соблюдением интонации. Такая форма общения, своеобразная «перекличка», даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большее доверие к вам.
Если ребенок чего-то очень захотел и старается выразить свое желание, постарайтесь найти социально адекватную возможность это желание удовлетворить. Чаще всего это желание обладать каким-либо предметом, совершать с ним определенные действия. Если же ребенок захотел что-то потенциально опасное, попробуйте предложить заменитель желаемого.
Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты. Они будут зависеть от предпочтений ребенка, а также от вашей фантазии и педагогического чутья. Необходимо постараться на основе интереса ребенка, его желания организовать ситуацию обучения, которая позволит ему получить новые полезные сведения, усвоить новые навыки. При этом необходимо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически.

Игры с покрывалами. Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Можно использовать в работе различные куски ткани (одеяло, большой платок, легкую тюлевую занавеску или косынку). Можно пробовать разные предметы (что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест). Будучи накрытым большой простыней, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Какова роль покрывала в данной игре? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом ребенка легче привлечь к тем заданиям, к которым его обычно не удается привлечь, — в помещении всегда много предметов, которые отвлекают ребенка.

Игра с прозрачной косынкой. Часто ребенок испытывает трудности глазного контакта. В этом случае может быть использована маленькая полупрозрачная косынка: через прозрачную косынку ребенку легче смотреть в глаза другому человеку.

Игра на удержание взгляда. Можно изобрести разные способы помощи детям в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то ребенок с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него как бы безопасен.

Игры с красками («Цветная вода»). Для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект, например в следующем стакане развести краску, быстро помешивая кисточкой. Ребенок своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры.
Возможные варианты игр с красками
1) Если ребенку нравится игра, скорее всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию: открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили воду, то вытереть ее на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и действовать надо вместе с ребенком. Например: «Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее воду. Какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль — течет вода. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо». В этом случае ребенок принимает активное участие в игре и развиваются бытовые навыки ребенка.
2) Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно несколько красок.
3) Игра «Кукольный обед». Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и «угостите» их различными напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в «фанту», черная — в кофе и др. Фантазируйте вместе с ребенком! Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя пластиковые стаканы разного размера, можно ознакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой (имеют и терапевтический эффект)
1) Возьмите приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки, пузырьки, баночки и др., наполняйте их вместе с ребенком водой из-под крана, сопровождая комментариями. Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине или ванне, например, стул. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком (обычно такой эффект приводит детей в восторг) и др.
2) Наполнив водой таз, организуйте игру в бассейн, в котором учатся плавать игрушки (этот вид игры возможен в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения бассейна). Наполненный водой таз может стать озером, в котором плавают рыбки или уточки. На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в море, по которому плывут кораблики.

Игры с мыльными пузырями. Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не лопнут все мыльные пузыри до одного, и тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются, так как это требует определенной сноровки и развития дыхания. Поэтому ребенка предварительно надо подготовить к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его дуть, формировать сильный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус).
Некоторые возможные варианты игр с мыльными пузырями
1) Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему, помимо рамки для выдувания пузырей, разнообразные трубочки или соломинки, например, соломинку для коктейля.
2) Игра «Пенный замок». В небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую соломинку для коктейля, опустите ее в указанную емкость и сильно начинайте дуть в воду с громким бульканьем так, чтобы образовалось большое облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем — самостоятельно. Вставьте внутрь пены пластмассовую игрушку — это принц, который живет в пенном замке.

Игры со свечами. Приготовьте набор свечей: обычную длинную, маленькие свечки для именинного торта и плавающие. Устойчиво установите длинную свечу, зажгите ее на глазах у ребенка и скажите: «Смотри, как свеча горит! Как красиво!» Если ребенок испугался, отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так! Ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще и еще.
Возможные варианты игр со свечами
1) Предложите родителям дома, когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь. Так ребенок познакомится с назначением свечи.
2) Держа в руке потушенную свечу, «порисуйте» в воздухе Дымом.
3) Наполнив емкость водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих свечей. Если это сделать в темной комнате (например, в ванной комнате с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми Пиками зрелище.

Игры со светом и тенями
1) Игра «Солнечный зайчик». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркала солнечный луч и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, со стены на диван и др. Возможно, ребенку захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае не спеша отодвигайте луч в сторону. Попробуйте привлечь ребенка к игре: предложите поймать убегающего солнечного зайчика. Если ребенку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать солнечный луч, чтобы получится солнечный зайчик. Если ребенок справится с этим, постарайтесь ловить солнечного зайчика как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю, поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» (И др.) Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
2) Игра «Тени на стене». В темное время суток в комнате включите настольную лампу, затем выключите свет и направьте свет от лампы на стену. Помните, что ребенок может испугаться. Поэтому сначала попробуйте осторожно и не проводите первый раз игру в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных предметов и игрушек получите на стене тень «лающей собаки», «летящей птицы» и др.
3) Игра «Театр теней». Можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
4) Игра «Фонарик». Покажите ребенку электрический фонарик, дайте его рассмотреть. Когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Объясните ребенку, что фонарик можно использовать, если перегорела лампочка, во время прогулки по аллеям парка, где нет фонарей и др.
5) Игра «Темно — светло». При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 0гры со льдом. Накануне занятия попросите родителей приготовить вместе с ребенком лед (заполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру). На занятиях достаньте вместе с ребенком лед, выдавите его из формы в емкость и скажите ребенку: «Смотри: вода замерзла, стала холодная и твердая». Возьмите кусочек льда и погрейте его в ладонях: «Ой, какая холодная льдинка! А рука теплая. Зажми и ты в ладошке льдинку. Смотри: водичка капает — это лед тает и снова превращается в воду». Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать красками на большом куске льда.
Зимой на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и др.

Игры с крупами. Приготовьте по одной упаковке крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Высыпьте гречневую крупу в глубокую емкость, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои руки спрячем. Пошевели пальцами — так приятно! А теперь потри ладони друг о друга -немножко колется, да?» На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Возможные варианты игр с крупами
1) Спрячьте мелкие игрушки в емкость с крупой. Попросите ребенка найти в крупе сюрприз или делайте это вместе с ребенком.
2) Пересыпайте крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика и др. из одной емкости в другую. Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на получающийся при этом звук.
3) Предложите ребенку рассыпать крупу в виде дождя или града. Походите босиком или в носках по рассыпанной на полу крупе. Можно посыпать крупу на шею или голую спину ребенка, если он позволит.
4) Игра «Приготовление еды». Насыпьте в кастрюлю из набора кукольной посуды небольшое количество манной крупы, Добавьте воды и перемешайте — это каша для куклы. Вдавите горошины в кусочек коричневого пластилина это шоколад с орехами. Фантазируйте!

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите ребенку основные приемы лепки: отщипывание, скатывание шариков круговыми движениями, раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи стеки. Предложите ребенку попробовать самому (вначале можно попробовать действовать «рука в руке», если ребенок разрешит). Когда ребенок освоит выполнение этих несложных действий, можно приступать к лепке из пластилина разных цветов.
Возможные варианты игр с пластичными материалами
1) Игра «Приготовим обед для кукол». Слепите маленькие шарики из пластилина красного цвета — это ягоды. В разноцветные пластилиновые шарики воткните палочки, например зубочистки или ватные палочки (предварительно удалив вату), — это фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатайте кусочек красного пластилина — это колбаса. Раскатайте тонко-тонко кусочки белого пластилина — это спагетти. Нарежьте брусок светло-коричневого пластилина на кусочки — это хлеб. Угощение для кукол готово. Приглашайте кукол на обед. Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог или торт, вставить свечку и отпраздновать день рождения куклы.
2) Игра «Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки и «засадите» грядки «овощами». В качестве овощей можно использовать крупы: горох — репа, красная фасоль — картошка, разноцветная мозаика — красные помидоры и зеленые огурцы, некоторые овощи можно попытаться вылепить из пластилина.
3) Методом размазывания можно создать картину из пластилина. Размажьте по картону зеленый пластилин — это трава, прилепите маленькие красные кружочки — это ягоды. Таким же способом в синем «пруду» станут плавать «золотые рыбки», в голубом «небе» — «светить» желтое «солнышко с лучами».
В дальнейшем можно использовать в работе другие материалы — тесто, глину.

Игры со звуком
1) Обращайте внимание ребенка на звуки в окружающем мире: скрип двери, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук колес поезда, гудок автомобиля, шум ветра и др.
2) Извлекайте разнообразные звуки из предметов и демонстрируйте их ребенку. Постучите деревянными (металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по тепловому радиатору, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в коробочки (пластиковые баночки) разные крупы (емкостей с одинаковой крупой должно быть по две), потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к звучанию, и попросите его найти коробочку, которая звучит так же.
3) Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг: шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручья и др. Звуки природы сами по себе несут успокоение и чувство гармонии.

Игры с движениями и тактильными ощущениями. Поскольку прикосновения могут оказаться для ребенка болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному. Вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность). Или же ребенок снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спину. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то на занятиях становится возможным проведение следующих игр.
1) Игра «Догоню, догоню» («Поймаю, поймаю»). Вы делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, он же с криком убегает.
2) Игра «Змейка». Изображая лентой (скакалкой, веревкой) змею, отходите от ребенка, предлагая ему догнать «змею»: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на «змею» ногой.
2) Игра «Самолетики». Покружите ребенка в воздухе со словами «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или пол: «Приземлились».

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорные игры для детей 2-3 лет. Картотека
Правила работы с аутичными детьми. Консультация для родителей дошкольников | Как общаться с неговорящим ребенком. Советы для родителей
Опубликовано: 75 дней назад (13 января 2025)
Просмотров: 282
Рубрика: Консультации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!