Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада. Использование интегративных музыкально-игровые форм для профориентации дошкольников

Использование интегративных музыкально-игровые форм в ранней профориентации дошкольников
Выступление из опыта работы
Описание работы: предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Использование интегративных музыкально-игровые форм в ранней профориентации дошкольников». Представленный опыт работы будет полезен педагогам ДОУ.

Одна из основных задача социализации ребёнка в ДОУ – ознакомление с разнообразным миром профессий. Знакомство с профессиями формирует у дошкольника интерес к труду взрослых, позволяет гордиться работой своих родственников. Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

В настоящее время мир профессий очень разнообразен. Если десять лет назад было достаточно познакомить дошкольника с трудом врача, повара, продавца, то на сегодняшний день детям необходимо получить знания и о современных профессиях.

Моя работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста была направлена на расширение представлений детей о профессиях, связанных с творчеством, с театром (режиссер, гример, костюмер, декоратор, осветитель и др).

Работу я осуществляю через деятельность кружка «Музыкальный балаганчик», где основным акцентом было знакомство детей с профессией актер, а так же взаимодействие актера с другими театральными профессиями.

Знакомство с профессией проходило по алгоритму:
- название,
- место работы,
- трудовые действия,
- качества, которыми должна обладать профессия,
- результат труда.

В процессе знакомства с профессией особое внимание я уделяла качествам и умениям, которыми должен обладать актер: умение перевоплощаться, вживаться в роль; умение петь и танцевать, а так же импровизировать; умение выразительно, четко говорить; умение действовать согласованно.

При знакомстве дошкольников с профессией актер, я придерживалась правила: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь игра для дошкольника – это ведущий вид деятельности. В игре ребёнок получает первый практический опыт социального взаимодействия.

Так родилась идея в кружковой деятельности использовать постановку мюзикла, ведь мюзикл - интегративная музыкально-игровая форма деятельности, предполагающая одновременное воздействие музыки, движения, танца и речи для создания художественного образа.

Работа кружка проводилась по 3 направлениям: театральное, музыкальное и танцевальное.

Театральное направление – включает раздел «Основы театральной культуры», курс актерского мастерства и сценической речи.

Раздел «Основы театральной культуры» направлен на формирование представлений детей о театральном искусстве, знакомство с профессиональной терминологией.

С детьми смотрели серию развивающих видео на тему «Путешествие в театр» с Чевостиком, где дети знакомились с видами театров, жанрами театральных представлений, с устройством театра, театральными профессиями, театральной атрибутикой, правилами поведения в театре. При закреплении материала использовала презентации, иллюстрации.

Курс актерского мастерства направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства, владеть собой, своими эмоциями и чувствами.
В работе с детьми использовала игры на развитие умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, на развитие быстроты реакции, внимания, памяти и наблюдательности, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира: «Слушай хлопки», «Четыре стихии», «Запомни свою позу», «Дружные звери», «След в след», «Упражнение со стульями» и др.

Для развития у детей воображения и фантазии я включала в работу кружка специальные театральные игры: «Одно и тоже по-разному», «Кругосветное путешествие», «Превращение предмета» (передай палочку или мячик как…), «Что мы делали не скажем, но зато покажем», «Король» и др.

С помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр помогала детям раскрепоститься и ощутить возможности своего тела. Поэтому я так же использовала специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных мышц, например, «Бабочки и самолеты», «Снежная королева», «Буратино и Пьеро», «Насос и надувная кукла» и др.

Чтобы дети на сцене не были похожи на роботов и деревянных кукол, работала над выразительностью движений, жестов, мимики. В работу включала упражнения на выразительность жестов, такие как «Дружная семья», «Изобрази жестом», «Заколдованный ребенок» и др, а так же этюды на развитие основных эмоций, такие как «Удивление», «Король Боровик», «Ой, болит живот», «Негаданная радость» и др.

Курс сценической речи направлен на развитие речевого аппарата, диалогической речи, выработки классического произношения звуков, дикцию.

Для многих детей старшего дошкольного возраста характерны общая зажатость мышц речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Поэтому в работе я использовала упражнения на развитие речевого дыхания - прежде всего, упражнения на развитие правильного речевого дыхания - «Бегемотик», «Собачки», «Игра со свечой», «Кошка и шарик» и др., а так же упражнения на развитие продолжительности выдоха «Листопад», «Снегопад», «Лети, перышко» и др.

Для развития мышц речевого аппарата включала в работу различные артикуляционные гимнастики: «Зарядка язычка» С.А. Коротаевой, «Сказки о веселом язычке» В.Н.Костыгиной, «Котик Мурзик» Картушиной и др. Для развития дикции – различные чистоговорки («Забавные стихи») и скороговорки (такие как, шесть мышат в камышах шуршат, слишком много ножек у сороконожек, от топота копыт пыль по полю летит и др.)

Музыкальное направление ставит своей целью развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку вокального репертуара будущего музыкального спектакля.

Свою работу по данному направлению я начинала с игр и упражнений на подготовку голосового аппарата к пению, на развитие вокально-хоровых навыков (упражнения на развитие дыхания, артикуляции, дикции и др.), используемые из курса сценической речи. Далее происходила работа над конкретной песней мюзикла (знакомство, разучивание песни и закрепление). Песни разучивали всем коллективом, а на этапе закрепления исполняли по желанию («Петушиный хор», «Песенка лисы», «Забавные плутишки» и др).

Танцевально-пластическое направление ставит своей целью приобретение навыков исполнения танцевальных движений, фигур под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа для передачи игрового образа.

Очень часто в мюзикле для более яркого раскрытия образа, необходимо движения персонажей под музыку с одновременным исполнением песен. Поэтому основная моя работа была направлена на развитие умения петь и одновременно выполнять образные движения для передачи игрового образа.

И дополнительное направление - работа над мюзиклом. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. При выборе сказки для мюзикла я учитывала возрастные особенности детей, обращала внимание и на то, чтобы сказка обогащала эмоциональный опыт детей, пробуждала интерес к новым знаниям, расширяла творческие возможности.

Работа над мюзиклом проходила в несколько этапов:
1. Знакомство с пьесой и ее обсуждение с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами (поиск выразительных средств для передачи игрового образа, работа над выразительностью речи).
4. Репетиции отдельных сцен и всего мюзикла в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется.
5. Премьера спектакля — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение.

В ходе подготовки к спектаклю я соблюдала правила: не перегружать детей, предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Итоговым мероприятием деятельности кружка стало выступление детей на РМО с мюзиклом «Лесная сказка или как Маша и Даша дружбу искали» Л. Раздобариной, в котором принимали активное участие все без исключения дети вне зависимости от их уровня подготовки.

Безусловно, в работе над мюзиклом огромную помощь оказали воспитатели. Педагоги организовывали свободную деятельность детей, используя театральные игры, этюды, песни театрального кружка. Так же совместно с воспитателями в группе был оформлен театральный уголок.

Расширяя представления детей о театральных профессиях, поняла, что этот процесс невозможен без участия родителей. В течение года консультировала родителей по темам: «Играем дома», «Весь мир - театр», «Как организовать театр дома», «С детьми играть – ум, разум, душу развивать!». Советовала родителям чаще посещать соответствующие мероприятия, а так же привлекала их к изготовлению костюмов и атрибутов для мюзикла.

Анализируя, проведённую работу кружка, я увидела, что использование системы мероприятий о мире профессий дало положительный результат. У детей сформированы представления о профессии актера, его связи с другими театральными профессиями. Дети знают, какими качествами, знаниями и умениями должен обладать актер. С помощью песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но и развивали свою эмоциональную сферу, творческие способности.

Литература.
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
3. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121
4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48с.
5. ЩеткинА.В. «Театральная деятельность в детском саду» для занятий с детьми 6-7 лет в детском саду. «Мозаика-синтез» Москва 2007 год.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика — М., 1995
7. Чурилова Э. Г.Программа «Арт-фантазия»
Презентация на тему: Использование интегративных музыкально-игровые форм в ранней профориентации дошкольников

Рекомендуем посмотреть:

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ Здоровьесбережение в музыкальном воспитании детей дошкольников Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ Какую музыку слушать детям
Конспект музыкального занятия для детей средней группы с использованием ИКТ "Весенняя сказка" | Летнее развлечение для старших дошкольников 5-6 лет. Сценарий "Лето красное"
Опубликовано: 2330 дней назад (23 июня 2018)
Просмотров: 4521
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Софья Владимировна Юхнина # 27 июня 2018 в 12:37 +1
Елена Викторовна, здравствуйте!
С интересом познакомилась с Вашей публикацией.
Грамотно! Инновацинно! Мне понравилось, примите голос в Вашу копилочку!
Елена Викторовна Кокорина # 28 июня 2018 в 03:35 0
Софья Владимировна, спасибо за отзыв!!!
Елена Николаевна Наконечная # 6 июля 2018 в 09:31 0
Представленный в этой работе опыт работы будет полезен педагогам ДОУ. Во-первых, здесь показаны новые интегративные музыкально – игровые формы работы, а во- вторых, это очень хорошая идея уже со старшего дошкольного возраста знакомить детей с различными творческими профессиями. Кстати, постановка мюзикла силами воспитанников детского сада – это новая идея, воплощение которой, я уверена, подарило ребятам радость творчества. Спасибо за идеи!