Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ
Одна из наиболее острых проблем на сегодняшний день – это сохранение родного языка.
Успех в возрождении коми языка зависит от того, насколько обучение коми разговорной речи заложено в дошкольном возрасте. К сожалению, надо сказать, что дети часто слышат коми речь только в детском саду.
При обучении детей коми языку как второму, наиболее перспективным является интегративный подход, который и реализуется в детском саду. Это означает, что наряду с общим обучением проводится работа, направленная на сохранение коми языка.
Обучение коми языку происходит в разных видах деятельности, занятиях, играх, повседневной жизни, т. е. когда дети общаются друг с другом и с взрослыми, благодаря чему овладевают не только языком, но и культурой общения.
Методы, используемые в обучении коми разговорной речи:
– естественное общение на коми языке, (когда это возможно), это удобная для восприятия речь взрослого, адресованная ребенку;
- использование коми языка в разных видах деятельности и режимных моментах. В течение дня, в режимных моментах подбираются слова и выражения, которые включаю в свою речь, обращенную к детям. Это фразы, которые использую во время еды, занятий, при одевании на прогулку и ходе самой прогулки, при организации игр детей или укладывании их спать.
- В непосредственной самостоятельной деятельности организуется разыгрывание диалогов в различных ситуациях.
– использование методических особенностей работы с дошкольниками (активное общение, игра, занимательность, наглядность, повторяемость, систематичность, гибкость);
- использование ИКТ разнообразилась ООД: идёт знакомство с новыми словами и выражениями, наглядно проходят физминутки, занимательно закрепляются знания: проводятся дидактические игры: «Что лишнее? Мый лишной?», «Что не так? Мый абу тадз?», «В чем различая? Корсь торъялом?». Также для повышения интереса к коми языку, к своей Родине, родной природе, используя ИКТ созданы интерактивные игры: «Брейн – ринг», «Поле чудес», « Викторина», «Крестики – нолики».
- использование приемов здоровьесберегающей технологии (пальчиковые, артикуляционные, дыхательные упражнения, самомассаж, зрительная гимнастика, динамические паузы на коми языке). Например, при выполнении артикуляционной гимнастики, рассказываю, что в речи принимают участие рот (вом), губы (вомдор), зубы (пинь), язык (кыв), кончик языка (кывйыв). Дети знакомятся со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы (нюммунам, петкодлам пинь); вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот (восьтам, паськодам и подлалам вом); язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад (лэптам кыв выло, лэдзам кыв уло, новлодлам отаро – модаро) да с.в.
Знакомя и закрепляя такие слова, как выло, уло, сэнi, танi и при различных игровых упражнениях, использую гимнастику для глаз. Иногда глазам можно и отдохнуть – работаем закрытыми глазами: «Тодмав, мый тайо(наощупь)», «Кодлон тайо шы, голос?», «Пышкай» ворсом или просто отдыхаем. Приём самомассажа помогает детям непроизвольно запоминать слова, выражения, соотносить действия со словами: в потешке «Коч йокто, йокто…», «Кеконач», «Юр - по – коми голова …», «Тайо чуньыс – польо, …», «Мыссьом»и др. При дыхательных упражнениях пробуем проговаривать слова и выражения на выдохе, с выражением эмоций. С детьми беседуем и о собственной безопасности: как вести себя в лесу, употребление грибов, ягод, овощей; в теме «Тов.Паськом» - охрана здоровья, одежда по сезону, осторожность на улице; в теме «Тулыс» - осторожность на льду и др.
Использование физминуток помогает закреплять слова – действия: которта, чечала, пукала, сулала, муна; выражения: ислала лыжион, ворса лыммачон, весала лым, ислала конькион, да с. в.
- использование элементов социоигровой технологии. Интересен приём деления на группы, пары: использую, закрепляя цвета – кодлон лоз рома футболка, сьод рома гач;); у кого картинки одной тематики (кодлон оти темаа серпасъяс); деление на пары: противоположные картинки (Ичот – ыджыд, еджыд –сьод, шодiа – кымора, скор – шань и с.в.), у кого одинаковые картинки -парочки (кодлон откодь серпасъяс)
- В качестве формирования положительной мотивации к изучению новых тем часто использую волшебную корзинку «Волшебной корзина», которая украшена тесьмой с коми орнаментом. (Тесемки разного цвета, меняются, закрепляем цвета). Для привлечения внимания детей использую художественное слово, различные дидактические игры, игровые ситуации, упражнения по развитию звуковой культуры речи и интонационной выразительности. (произносим быстро – медленно, тихо – громко)
- Проектная деятельность позволяет успешно решать задачи обучения детей дошкольного возраста коми языку.
- Беседуя о природе родного края, старюсь обратить внимание ребят на каждодневные изменения в природе в окружающем мире. На каждом ООД мы говорим о погоде дня, закрепляя слова и выражения, развивая наблюдательность, внимание, воспитывая любовь к природе, к животным, к окружающему, к себе. Погружаясь в звуки, запахи и образы природы, подражая голосам животных, птиц и звукам природы дети учатся уважать и беречь родную природу.
Работа с родителями.
Для того чтобы работа с детьми была эффективна, надо организовать совместную деятельность детского сада и родителей.
- Работа с родителями немаловажная работа, так как часто родителям кажется, семья должна отказаться от использования коми языка и общаться с детьми только на русском, даже в том случае, если сами родители хорошо владеют коми языком.
- Некоторые родители боятся, что два языка – слишком большая нагрузка на ребенка. Исследование ученых показывают, что это не так. Изучая языки у человека развивается мозг. И потом, это можно делать весело, в игре, со стихами, песнями, театрализациями. Детство становятся богаче на целый мир.
- Совместно с родителями и детьми был реализован проект: « Лэпбук, как современное средство обучения коми языку». В ходе проекта созданы лэпбуки: «Вор. Лес», «Гортса пемосъяс», «Тулыс», «ППД», «Конi ме ола?», «Коми орнамент». Лэпбук «Коми орнамент» сделали дети, они сами придумали названия карманов, сами делали и клеили карманы, а содержимое кармашков помогли собрать родители.
- С лэпбуком «Осторожно, восньыд йи» приняли участие в республиканском конкурсе «Безопасность глазами детей»
Делая вывод, хочется сказать, что в обучении коми разговорной речи самым важным является профессионализм воспитателя, его саморазвитие. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договориться или не заинтересовать. Следовательно, необходимо выбирать такие приемы, которые давали бы возможность это осуществить.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников