Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание и обучение в  режимных моментах»

Воспитание и обучение в режимных моментах
Режимные моменты занимают значительную часть времени пребывания детей в детском саду. Режимные моменты в целом структурируют время ребенка, разбивая его на знакомые ему ситуации, что важно для формирования устойчивой картины миры, в которой ребенок способен ориентироваться и использовать как отправную точку в своей активности. Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Режимные моменты — это не только присмотр и уход за детьми, но и отличная возможность для их обучения и воспитания. Развивающее общение при проведении режимных моментов, даже во время таких обыденных процедур, как умывание, одевание, прием пищи и т.п., позволяет детям много узнать и многому научиться. Например, во время обеда дети могут узнать об овощах и фруктах, из которых приготовлены блюда, подсчитать количество тарелок на столе и т.п.; в процессе одевания можно побеседовать с детьми о назначении предметов одежды, их сезонном соответствии, материалах, из которых они изготовлены и т.д. Таким образом, в ходе режимных моментов у детей не только развиваются соответствующие навыки самообслуживания, но и расширяются представления об окружающем мире, обогащается словарный запас, развиваются социально-коммуникативные навыки и т.д.

Утренний Прием детей
Прием детей — это очень важный момент в режиме дня. Встречая ребенка, необходимо каждый раз показывать ему, как вы ему рады, как вы его любите, назвать по имени, приобнять, погладить; при необходимости подсказать ребенку, во что он может поиграть до зарядки; если позволяет время, то поговорить с ребенком, расспросить его (что делал дома, где гулял и т.д.). Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду. Кроме того, утренний прием детей — это хорошая возможность для персонального общения с родителями. Надо стремиться использовать это время максимально эффективно.

Утренняя гимнастика
Утренняя зарядка в детском саду это не столько занятие физкультурой, сколько оргмомент в начале дня, нацеленный на создание положительного эмоционального настроя и сплочение детского коллектива. Зарядку надо проводить под музыку или детские песенки, в игровой форме, весело и интересно. Раз в 2 недели надо в зарядке что-нибудь изменять: музыку, какое-либо упражнение или движение, чтобы был элемент новизны и у детей поддерживался интерес. Один из интересных вариантов утренней гимнастики — это утренняя гимнастика под специальные песенки на иностранном, чаще всего английском, языке. Важно, чтобы песенки были очень простые и исполнялись носителями языка. При этом от воспитателя знание английского языка не требуется, достаточно, чтобы он понимал простейшие команды этих песенок. Такой вариант зарядки, с одной стороны, приучает детский слух к звучанию английской речи и помогает в дальнейшем легче воспринимать и изучать английский язык, а с другой стороны, развивает у детей фонематический слух и способствует лучшему усвоению русского языка. В теплое время года прием детей и утреннюю гимнастику рекомендуется проводить на улице

Дежурство
Ежедневно определяются дежурные по столовой — 2–3 ребенка. Правило, по которому определяются дежурные, нужно выработать вместе с детьми и оно должно быть понятно всем детям. То, что дежурные должны делать, тоже должно быть всем понятно, и в первую очередь самим дежурным. Имена дежурных надо писать крупными печатными буквами на специальном стенде, хотя дети еще и не умеют читать (желательно рядом с именами помещать фотографии детей). Дежурных надо как-то выделять, например, выдавать фартуки или повязки, чтобы всем было видно, кто сегодня дежурит. Дежурство — это почетно, это важно, это интересно, это ответственно. Именно такое отношение к общественно-полезным занятиям надо формировать у детей.

Подготовка к приему пищи (завтрак, обед, полдник, Ужин)
Главное в подготовке к любому приему пищи — это необходимость мыть руки перед едой. Привычку мыть руки перед едой и умение это делать лучше всего вырабатывать (вспоминать) в начале учебного года, когда идет тема знакомства с детским садом. Помогут в этом специальные песенки, игры, плакаты.
прием пищи (завтрак, обед, полдник, Ужин)
Нельзя заставлять детей есть, важно, чтобы они кушали с аппетитом. Если есть возможность, то надо предоставлять детям выбор хотя бы из двух блюд — ребенок с большим удовольствием будет есть то, что он сам выбрал. Надо учитывать, что дети едят с разной скоростью, не надо их торопить, пусть они кушают в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Нужно, чтобы дети знали правило: поел — поблагодари и иди играть.
Плакат с меню. Рекомендуется вывешивать для детей меню, написанное простыми словами крупными печатными буквами, лучше с картинками и пиктограммами. Меню, как и все плакаты для детей, надо вывешивать на уровне глаз, чтобы дети могли их рассматривать, обсуждать и пытаться прочитать, что там написано.
Воспитание культуры поведения за столом. Известная русская пословица «Когда я ем, я глух и нем» очень хороша и детям понятна. Однако не надо полностью запрещать детям разговаривать за столом. Ведь мы, взрослые, беседуем за столом, общаемся? Надо воспитывать культуру поведения: не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой, не мешать другим непрерывной болтовней, быть вежливым, использовать вежливые слова и прочее.
Второй завтрак (особенности проведения). Главное, чтобы второй завтрак прошел организованно и не затянулся во времени. Надо, чтобы дети быстро помыли руки, перекусили и пошли одеваться для прогулки. Очень хорошо, если педагог во время второго завтрака расскажет и сможет заинтересовать детей тем, что будет происходить на прогулке.
Обед (особенности проведения). Обед проводится так же, как завтрак, с тем лишь отличием, что, пообедав, ребенок идет не играть, а готовиться ко сну. За обедом педагог может вспомнить вместе с детьми, о чем они читали накануне перед сном. Это поможет заинтересовать детей предстоящим чтением, и они более охотно пойдут спать.
Полдник (особенности проведения). При 10,5–12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049-13).
Ужин (особенности проведения). Обычно на ужин остается мало детей, поэтому педагог имеет возможность более полного общения с оставшимися детьми (поговорить задушевно, поиграть, позаниматься чем-нибудь интересным и т.д.).

Утренний круг
Это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» элемент в режиме дня. Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Игры, занятия
Время в режиме дня, обозначенное как «игры, занятия», предназначено для разнообразных детских деятельностей, как с участием, так и без участия взрослого. Подробнее о том, как оптимально организовать этот процесс, написано в следующем разделе. Здесь обозначены только некоторые особенности игр, занятий в разные периоды дня.
Игры, занятия после завтрака. Это время в первую очередь для организованных занятий, совместных проектов, образовательных событий, то есть тех детских активностей, где важна роль взрослого. Конечно для свободных игр и для самостоятельных занятий детей в центрах активности время тоже должно быть.
Игры, занятия после прогулки. Это время для свободных игр и для самостоятельных занятий в центрах активности, а также это время может использоваться для совместных дел (проектов), репетиций, разучивания песенок, для дополнительных индивидуальных и подгрупповых занятий, для занятий со специалистами. Следует позаботиться, чтобы дети перед обедом играли в спокойные игры, так как вскоре предстоит дневной сон.
Игры, занятия после дневного сна. Во второй половине дня больше возможностей для самореализации детей — самостоятельных игр, дополнительных занятий, проектной и событийной деятельности. Задача педагога создать каждому ребенку возможность найти себе занятие по своим интересам — недопустимо, чтобы дети скучали, не находили, чем им заняться.

Подготовка к прогулке (возвращение с прогулки)
Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления необходимы ежедневные прогулки. Нельзя без основательных причин сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня. Для оптимального развития детей необходимо тщательно продумывать содержание прогулки, насыщать ее интересными видами деятельности, обеспечивать условия для самостоятельных подвижных и сюжетных игр (игрушки, игровое и спортивное оборудование и пр.). Прогулка может состоять из следующих структурных элементов:
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения;
- различные уличные игры и развлечения;
- наблюдение, экспериментирование;
- спортивные секции и кружки (дополнительное образование);
- индивидуальные или групповые занятия по различным направлениям развития детей (основное и дополнительное образование);
- посильные трудовые действия.

Подготовка ко сну, дневной сон
Необходимо создавать условия для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку, обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение, незадолго до сна. Во время сна воспитатель должен находиться рядом с детьми. Укладываясь спать, ребенок учится в определенной последовательности раздеваться и аккуратно складывать свои вещи. Хорошо, если в спальне звучит спокойная, убаюкивающая музыка.
Чтение перед сном. Многие дети не хотят днем спать. Чтение перед сном помогает уложить детей в постель, успокаивает, помогает детям уснуть. Ежедневное чтение очень важно для развития и воспитания детей, особенно в век интернета и смартфонов. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста хорошо читать тексты с продолжением, тогда дети на следующий день более охотно укладываются, чтобы узнать, что же дальше приключилось с героями книги. Читать перед сном можно не только художественную литературу, но и познавательные тексты для детей, детям это тоже нравится. Иногда вместо чтения можно ставить хорошую аудиозапись, начитанную профессиональными актерами. Чтение перед сном не заменяет совместного чтения и обсуждения в течение дня и в процессе занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.
Если ребенок не хочет спать. Большинство детей после чтения засыпают. Но есть дети, которые днем не засыпают и очень плохо переносят необходимость два часа лежать в кровати ничего не делая. Таких особенных детей, которые никак не спят днем даже после адаптационного периода, бесполезно и неправильно заставлять спать. Правильнее будет с такими детьми договориться. Например, договориться, что он 1 час спокойно лежит, а потом, после того как воспитатель скажет, что час прошел, идет тихонько играть. Часто такой договор снимает у детей чувство протеста и ребенок засыпает. Ну а если не засыпает, то воспитатель должен честно соблюдать договоренности и дать ребенку встать и пойти играть. Конечно, по поводу такого ребенка воспитатель должен посоветоваться с родителями.

Постепенный подъем, профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры. Правильно организованный подъем детей после дневного сна не только создает положительный эмоциональный фон, но и дает большой оздоровительный эффект. Приятная пробуждающая музыка, «потягушечки» в постели, ходьба по корригирующим дорожкам, воздушные ванны и элементы водного закаливания, дыхательной гимнастики, самомассажа — все это будет способствовать оздоровлению и комфортному переходу детей от сна к активной деятельности.

Рекомендуется следующий порядок проведения:
- постепенное пробуждение под приятную музыку (1–3 минуты);
- «потягушечки» в постели; можно потягиваться, поднимать и опускать руки и ноги, выполнять элементы самомассажа и пальчиковой гимнастики (2–3 минуты);
- ходьба по массажным (корригирующим, рефлексогенным) дорожкам, (1–2 минуты);
- гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики (4–5 минут);
- закаливающие водные процедуры: обтирание холодной водой (руки до локтя, шея);
- одевание после сна.

Важно, чтобы групповая комната была хорошо проветрена к пробуждению детей. Очень хорошо все процедуры проводить в игровой форме, сопровождать рифмовками, песенками.

Вечерний круг
Это новый для программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» элемент в режиме дня. Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.

Уход детей домой
Когда ребенок уходит домой, очень важно, чтобы воспитатель лично очень дружелюбно, ласково и весело попрощался с ребенком, называя его по имени; похвалил его перед родителем, повышая его самооценку, формируя желание вновь прийти в детский сад. С родителем тоже надо пообщаться, поговорить о ребенке, рассказать, как прошел день, сообщить необходимую информацию. Важно, чтобы родитель был в курсе того, что происходит в детском саду, чувствовал себя участником образовательного процесса.
Презентация на тему: Консультация для педагогов «Воспитание и обучение в режимных моментах»

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов дошкольных учреждений Консультация для воспитателей ДОУ. Проведение физкультминуток Как научить ребёнка учить стихи Нестандартное оборудование в детском саду
Использованию игр с камешками Марблс в работе с детьми старшей - подготовительной группы | Квест - игра по ПДД в средней группе детского сада. Сценарий
Опубликовано: 1240 дней назад (2 декабря 2020)
Просмотров: 7419
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!