Мастер-класс для педагогов «Камешки Марблс – сокровище для детей»
Старший дошкольный возраст
«Ум есть драгоценный камень, который,
более красиво играет в оправе скромности».
Максим Горький
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию игр с камешками Марблс в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей.
2. Мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками.
3. Закрепить умения участников мастер-касса применять полученные знания в практике.
Оборудование: камешками марблс разного цвета, текстуры. Шаблоны: торт, лабиринт, улитка, жираф, разноцветные полоски, мешочки с шариками. Картонная коробка с высокими краями, на дно которой нужно положить белый лист бумаги, марблс, жидкая гуашь или любые другие жидкие краски.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада Вас всех приветствовать на моем мастер-классе «Камешки Марблс – сокровища для детей».
Теоретическое обоснование темы.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаз. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышлением дошкольника.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с раннего детства, различных форм для этого существует много. Например, применение шариков Марблс.
Марблс - это сияющий стеклянный шарик что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный. Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.
Работа с камешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрабатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.
При использовании на занятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить камешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координация, повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Дети с большим удовольствием перебирают, рассматривают и выкладывают камешки.
В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре. Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения.
Игры с применением шариков Марблс. Особое внимание уделяем правилам безопасности! Объясните ребенку несколько раз, что камешки и шарики «Марблс» несъедобны, невкусны и нельзя их брать в рот!!! Их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Варианты игры с шариками Марблс:
1. Сделать длинную «муфту» из капроновой сетки или прозрачной ткани, поместить в центр Марблс и внутри выполнять перекатывания шариков руками. Очень полезное, приятное игровое упражнение! А главное, шарики не раскатываются, оставаясь в «муфте».
2. Сделать «сухой бассейн» для пальцев рук (очень полезно в целях развития мелкой моторики у дошкольников). Для этого нужно поместить Марблс в пластиковую ёмкость и перебирать пальчиками, можно отыскивать спрятанную среди камушков мелкую игрушку.
3. Сшить прозрачную ткань в виде длинного прямоугольного мешочка. С помощью Марблс наполнить мешочек. Можно перевязать мешочек посередине и одновременно двум игрокам приступить к его наполнению с двух сторон - «кто быстрее»
4. Шарики можно коллекционировать, ведь они такие красивые, приятные на ощупь и замечательные. Шарики можно просто перебирать, сортировать по размеру или цвету, раскладывать по кучкам. Они - прекрасный счетный материал.
5. Применяя шарики марблс можно развивать свою фантазию и творчество, изготавливая и украшая разные поделки. Очень интересен метод рисования с помощью марблс (доступен даже для детей 2-3 лет) Вам понадобится: картонная коробка с высокими краями, на дно которой нужно положить белый лист бумаги, марблс, жидкая гуашь или любые другие жидкие краски. Затем нужно капнуть на бумагу краску и катать шарики по коробке. Когда рисунок высохнет, можно капнуть краску другого цвета и запустить чистые шарики. Получившиеся картины похожи на разноцветные нити.
6. Камешки можно опустить в глубокую чашку с водой и вылавливать ложечкой - перекладывать в другую посуду.
7. Можно использовать камешки и для игр в сенсорной коробочке с песком.
8.
Д/и «Золушка» А). Разбери по цвету.
Задачи: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Б). Разбери по форме.
Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.
В). Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
9. Д/и «Змейка»
Задачи: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки «Марблс».
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
10. Д/и «Выложи по контуру»
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение:
Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
11. Игра «Разноцветная полоска»
Задание – найдите самый прозрачный камень и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)
12. Игра «Крестики нолики»
В завершение своего мастер-класса хочу поблагодарить вас за активное участие. И хотелось бы, узнать ваше мнение. Если вам понравилось, и вы будете использовать эту технологию игры с камешками Марблс, то выложите из камешек улыбку, если вы считаете, что это не интересно – грустную улыбку.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе с презентацией
Конспект по организации хозяйственно- бытового труда "Книжная мастерская" в старшей группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая
Похожие статьи:
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста