Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Типичные ошибки в обучении детей Правилам дорожного движения

Типичные ошибки в обучении детей Правилам дорожного движения
Для детей в возрасте 5-6 лет
Вопросы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма никогда не потеряют своей актуальности, ведь оградить ребенка от улицы или дороги невозможно, тем более, когда начинается период обучения в образовательных учреждениях. Задача педагогов и родителей научить ребенка Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения, а также внушить необходимость быть внимательными и осторожными во время нахождения на улице вблизи дорог общего пользования. Между тем, многие педагоги и родители допускают грубейшие ошибки при обучении детей правилам безопасного поведения на дороге, что в свою очередь приводит к возникновению опасных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Использование устаревших терминов и понятий.
В пункте 1.2 Правил дорожного движения, основного нормативного акта, регулирующего поведение участников дорожного движения, перечислены основные термины и понятия. Но к сожалению, некоторые педагоги и родители употребляют термины и понятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД. Так, например, говорят «улица» вместо «дорога»; «машина» вместо «автомобиль», «мостовая» вместо «проезжая часть»; «постовой» вместо «регулировщик»; «шофер» вместо «водитель»; «ряд» вместо «полоса движения» (рисунок 1).

Рисунок 1. Пример использования устаревших терминов.

2. «Детский» язык и весёлые картинки.
При проведении обучающих занятий по Правилам дорожного движения недопустимо использовать «детский» язык, состоящий из существительных с уменьшительными суффиксами, и других, ласкающих слух, слов и выражений. Опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Такой стиль общения мешает ребенку осознать реальную опасность на дороге. Детей нельзя запугивать опасностями на дороге, нельзя допускать, чтобы разумное чувство осторожности перерастало в панический страх, но не следует, и преуменьшать возможные последствия. Так же, этому мешают различные картинки с изображением добрых, улыбающихся автомобилей; зайчиков и мишек в форме сотрудников полиции; а также зебры, свободно разгуливающей по проезжей части. Особо следует обратить внимание на то, как изображены сотрудники полиции, и в том числе ГИБДД. Это не блюстители порядка на дорогах, не строгие и добрые друзья-наставники детей, которые воспитывают культуру и безопасное поведение. Это какие-то нелепые и глупые, лопоухие и носатые весельчаки.
«Детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных мультиков и комиксов, совершенно неприемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий.
Забавные картинки привлекают внимание детей, радуют и развлекают их, достигая при этом результата прямо противоположного требуемому. Ведь задача иллюстрирования отдельных пунктов ПДД — сделать их более доступными и понятными детям, облегчить им восприятие текста, разъяснить опасность нарушений ПДД. Смешные картинки этого сделать не могут. Более того, они работают на разрушение авторитета Правил дорожного движения и сотрудников полиции, а также на подрыв доверия к ним.
Кроме того, часто такие картинки содержат большое количество ошибок и нарушений Правил дорожного движения. Иллюстрации выполняются некачественно: неграмотно изображается дорожная среда, в неправильных пропорциях и масштабах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов.

3. Искажение названий дорожных знаков и смысла отдельных терминов.
Например, часто путают значение знаков, которые имеют одинаковое название – «Пешеходный переход». Но предупреждающий знак 1.22 «Пешеходный переход» (треугольный с красной каймой) предупреждает водителя, что впереди (через 50-150 метров) пешеходный переход. А знаки особых предписаний 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» (квадратные, с синим фоном) указывают пешеходам место, где необходимо переходить проезжую часть. Предупреждающий знак 1.23 «Дети» называют «Осторожно, дети!» или «Внимание, дети!», часто неправильно объясняя значение знака. Знак «Дети» не разрешает переходить проезжую часть в месте его установки, а только предупреждает водителей, о возможности внезапного появления детей на проезжей части, т.к. рядом находится детский сад, школа или другое учреждение (рисунок 2). Часто путают понятия: «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка»; говорят «цвет» или «свет» светофора вместо «сигнал».

Рисунок 2. Пример неправильного объяснения смысла знака.

4. Много информации.
Акцент при обучении ПДД делается не столько на опас¬ное (безопасное) поведение детей на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией. Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически за¬учить и запомнить непонятную им информацию.
Так, например, детей обучают устройству автомобиля или велосипеда. Часто детей дошкольного или младшего школьного возраста учат дорожным знакам для водителей, таким как 3.1 «Въезд запрещён»; 3.2 «Движение запрещено»; 3.27 «Остановка запрещена»; 2.5 «Движение без остановки запрещено» и т.д. Большинство дорожных знаков созданы для водителей, ребенку-пешеходу не нужна лишняя информация, которая запутает его. Ребенок должен знать лишь знаки необходимые пешеходам, среди которых: 5.19.1; 5.19.2 «Пешеходный переход»; предупреждающий знак 1.22 «Пешеходный переход»; 1.23 «Дети»; 3.10 «Движение пешеходов запрещено»; 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; 1.25 «Дорожные работы»; 1.33 «Прочие опасности»; 3.17.2 «Опасность»; 4.4.1 «Велосипедная дорожка»; 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки»; 4.5.1 «Пешеходная дорожка»; 5.17 «Место остановки трамвая»; 5.21 «Жилая зона»; 5.22 «Конец жилой зоны»; 5.33 «Пешеходная зона»; 5.33.1 «Велосипедная зона»; 5.34 «Конец пешеходной зоны»; 5.34.1 «Конец велосипедной зоны»; 6.6 «Подземный пешеходный переход»; 6.7 «Надземный пешеходный переход».

5. Красный – стой, жёлтый – жди; на зеленый свет— иди.
Это «правило» часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., потому оно хорошо усваивается и запоминается (рисунок 3). Это «правило» не только не учит безопасности, а наоборот создает опасную ситуацию.
На занятиях, посвященных теме «Светофор» следует рассказать о разных типах светофоров, но особое внимание нужно уделить пешеходному светофору, сигналам которого должны подчиняться пешеходы. Следует еще раз особо подчеркнуть, что сигналы транспортных светофоров не распространяются на пешеходов. И лишь ПРИ ОТСУТСТВИИ пешеходных светофоров, пешеходы должны пользоваться сигналами только трехсекционного транспортного светофора (п. 4.4.ПДД).
Очень часто, рассказывая о правилах дорожного движения, взрослые говорят детям: Красный – стой, на зеленый — иди. Дети идут и попадают в ДТП. Ведь большинство светофоров работает таким образом, что зеленый горит одновременно пешеходам и водителям, которые совершают поворот. Кроме того, сразу же как только загорелся разрешающий сигнал светофора начинать переход проезжей части нельзя! Первые секунды зеленого сигнала – самые опасные, т.к. некоторые водители, при виде желтого сигнала не останавливаются, а наоборот увеличивают скорость своего движения, чтобы успеть проехать перекресток, пока им не загорится запрещающий сигнал.
В п. 6.2.ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Запомните, зелёный сигнал НЕ ГАРАНТИРУЕТ БЕЗОПАСНОСТИ!
Необходимо учить:
Красный сигнал пешеходного светофора – запрещающий. Зеленый – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, посмотри по сторонам, убедись в том, что все автомобили остановились и пропускают тебя. И только после этого, переходи проезжую часть.

Рисунок 3. Типичная ошибка: Красный - стой, желтый - жди, на зелёный свет - иди.

6. При переходе улицы посмотри налево, дойди до середины, посмотри направо. Если не успел перейти дорогу на зелёный сигнал, остановись на середине дороги.
Нельзя категорично требовать при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины — направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Кроме того, стоять на середине проезжей части, когда перед ребенком, а также за его спиной, движется транспорт – опасно. Маленький шаг назад или вперед может привести к дорожно – транспортному происшествию.
Необходимо учить:
Прежде чем перейти дорогу – остановись! Посмотри в обе стороны! Переходи дорогу, только после того, как убедишься в безопасности. При переходе продолжай смотреть по сторонам, чтобы контролировать ситуацию. Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Если во время перехода зелёный сигнал начал мигать – ускорься (но не беги!) и закончи переход. Согласно п. 14.3. ПДД на регулируемых пешеходных переходах водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части.
Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.

7. Обходи трамвай спереди, а автобус сзади; или обходи трамвай - как лошадь, а автобус - как быка!
На различных интернет ресурсах можно найти огромное количество ярких, красочных картинок с призывами, «Обходи трамвай спереди, а автобус сзади». Или же забавные стишки, в которых автобус сравнивают с лошадью, а трамвай с быком (рисунок 4). Но на самом деле это правило давно устарело и не учит безопасности.

Рисунок 4. Типичная ошибка: обходи трамвай спереди, а автобус сзади.

Остановившееся транспортное средство закрывает обзор проезжей части. Из-за стоящего автобуса пешеход (который обходит этот автобус сзади) не видит автомобили, движущиеся по встречной полосе. Водители, же в свою очередь, не видят пешеходов. Если обходить транспортное средство спереди, то пешеходы становятся невидимыми для водителей, движущихся по соседней полосе (для дорог с двумя и более полосами для движения в одном направлении) или же водителей, обгоняющих остановившийся автобус (рисунок 5).
Необходимо учить:
Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Очень часто бывает так, что пешеходный переход находится рядом с остановкой. В этом случае необходимо подождать пока транспортное средство отъедет от остановки, убедиться в том, что все автомобили остановились и пропускают вас, либо в отсутствии приближающегося транспорта и только после этого переходить проезжую часть.

Рисунок 5. Остановившийся автобус закрывает обзор проезжей части.

В заключении хотелось бы сказать, что каждый педагог или родитель, обучающий ребенка правилам безопасного поведения на дороге, должен САМ подробно разобраться в данном вопросе. При подготовке занятий следует в первую очередь изучить официальный текст Правил дорожного движения, со всеми изменениями и поправками, внесенными на момент подготовки к занятию. Также всегда можно обратится за консультацией к опытным педагогам, методистам или компетентным сотрудникам ГИБДД.

Безопасных Вам дорог!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект оздоровительно-познавательного занятия по ПДД в подготовительной группе Фотоотчёт праздника в старшей группе по ПДД Интегрированный физкультурно-спортивный праздник с участием родителей и сотрудника ГИБДД в средней г Дидактическая игра по ПДД для детского сада своими руками

Похожие статьи:

Конспект познавательного занятия для старших дошкольников по ПДД

Викторина для дошкольников по правилам дорожного движения

КВН по ПДД для старших дошкольников

Дидактическая игра по изучению ПДД в детском саду со старшими дошкольниками

ПДД для пассажиров. Зацепинг. Памятка для детей и родителей | Брелок со светоотражателем своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 1577 дней назад (22 декабря 2019)
Просмотров: 2227
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!