Профориентация детей дошкольного возраста через проектную деятельность
В процессе реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с требованиями ФГОС в области «Социально - коммуникативное развитие» мной была выбрана тема по самообразованию «Профориентация детей через проектную деятельность».
Был разработан проект «Профориентация детей через проектную деятельность», целью которого является расширение круга знаний и представлений детей по теме «Мир профессий». Для педагога возможность глубже изучить раздел «Мир профессий», добавив современные профессии (менеджер, дипломат, корреспондент, дизайнер…)
В проект вошли различные виды детской деятельности (ФГОС ДО п. 2.7):
- игровая: сюжетно-ролевая игра, дидактические игры;
- коммуникативная: общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками;
- познавательно - исследовательская: исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
- изобразительная – рисование.
Проект, направлен на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого ребёнка для оказания ему помощи в разумном выборе профессии в будущем, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В ходе реализации проекта были проведены экскурсии, способствующие расширению первоначальные представления об окружающем мире, мире профессий, формирования у детей нравственно – патриотических качеств, удовлетворения познавательной потребности ребенка. Благодаря экскурсиям, дети познакомились с особенностями труда людей, проживающих в нашем регионе. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. Во время экскурсий процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, как работают люди, узнаёт, как полезны результаты этого труда для людей. А чувственный опыт ребёнка обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые он слышит из рассказов взрослых.
Были организованы:
- посещение музея машзавода;
- на трикотажную фабрику;
- цех по изготовлению мебели;
- фитнес – центр;
- экскурсия - знакомство с профессиями учреждения МОУ «КНШ-Д/С№14 ».
На виртуальных экскурсиях дети побывали и познакомились с различными предприятиями города, а также с «Историей Южного Урала в трудовой деятельности» (по программе «Наш дом - Южный Урал»).
В ходе беседы «Кем я хочу стать, когда вырасту?», дети смогли высказать свои мечты о своей будущей профессии и объяснить свой выбор. Беседа «Опасности в профессиях» способствовала развитию таких нравственных качеств, как мужество, стойкость, взаимопомощь тех людей, которые выбрали себе профессию пожарного, спасателя. Большой мотивацией к развитию интереса к знаниям о различных профессиях было чтение художественной литературы. В ходе целевого посещения библиотеки дети познакомились не только с профессией библиотекаря, но и узнали о книгах «Писатели и поэты о профессиях». Дети узнали о современных модельерах нашей страны, попробовали свои силы в моделировании одежды.
В совместной образовательной деятельности дети знакомились с пословицами Южного Урала по теме «Труд. Работа» (по программе «Наш дом - Южный Урал»).
Расширить интерес к профессиям помогли альбомы по темам «Металлургия на Южном Урале», «Как к нам мебель пришла», «Профессия - Родину защищать», «Профессия - кинолог», «Флористика», «Профессия - Дизайнер», которые были предложены детям в тематическом уголке.
Свои знания о профессиях, полученных на занятиях, экскурсиях, в ходе рассматривании тематических альбомов, чтении художественной литературы дети реализовывали в сюжетно - ролевых играх, перенося в игру личный опыт, используя коммуникативные навыки: умение общаться, договариваться при выборе игры, роли. На выбор тематики игр или сюжета играли и рассказы о профессиях родителей. Знания о специфике тех или иных профессий были нужны и при подготовке атрибутов.
В ходе проекта, была проведена большая словарная работа по знакомству с новой профессиональной терминологией современных профессий, что являлось пропедевтикой в использовании современных терминов в сюжетно - ролевых играх: «Бизнес - центр», «Спасатели», «Встреча с журналистом» Сюжет «Интервью», «Салон красоты», «Медицинский центр», «Гипермаркет», «Фитнес - центр».
А полученные знания об атрибутах, инструментариях различных профессий, дети применяли в настольно - печатных и дидактических играх.
В ходе проекта дети реализовывали и свои творческие способности, отражая в работах свои мечты о профессиях: участие в конкурсах, создании поделок.
Ребята проявляли свою эрудицию:
- в викторине «Все профессии важны» (отгадывание загадок по теме «Профессии»);
- рассказывали о профессиях своих родителей, желая продолжать профессиональную династию.
Реализация проекта была бы не полной без встреч с профессионалами своего дела, жителями нашего города. Так были организованы встречи с сотрудником Кыштымского телевидения и корреспондентом газеты «Кыштымский рабочий», с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения, сотрудниками учреждения.
Реализация проекта была бы не возможна без взаимодействия с родителями, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, на основе выявления потребностей и поддержки инициатив семьи:
Работа по ранней профориентации детей много дала для всех участников проекта. Прежде всего детям: представление о разных профессиях (металлург, журналист, дизайнер, косметолог, банковский служащий, инкасатор, кинолог, агроном, флорист, диктор, корреспондент, охранник), о трудовых действиях, совершаемых людьми в своей профессии, о материалах, необходимых для работы в той или иной профессии;
Продукты проектной деятельности:
- выставки рисунков «Все профессии важны», «Соблюдайте правила безопасности дорожного движения», «Моя будущая профессия»;
- «Атлас профессий»;
- фотоальбомы «Профессии моей семьи», «Профессии нашего города»;
- создание «Семейного дерева профессий»;
- атрибуты к сюжетно - ролевым играм;
- куклы в спецодежде.
Родители стали инициаторами организаций экскурсий на место своей работы. Пример участия одних воодушевлял других рассказать о профессиональных династиях своей семьи, своей непосредственно профессиональной деятельности. Работа над проектом много дала и мне как педагогу в личном самообразовании, реализации своих профессиональных качеств. Она обогатила знаниями, расширила глоссарий современных профессиональных терминов. Это дало мне возможность уже с новой современной точки зрения посмотреть на работу по профориентации дошкольников. Считать работу законченной невозможно, так как время всегда идёт вперёд, оно нас обогащает новыми знаниями, новыми идеями. Поэтому я обязательно вернусь к работе над проектом, появятся новые идеи.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе по теме: Профессия кондитер
Конспект занятия в средней группе. Профессия почтальон
Целевая экскурсия на кухню детского сада «Что нам варит повар на обед?»
Родительское собрание в детском саду по профориентации «Наши будущие железнодорожники»
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. Профессия врача
Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности
Детям о профессии врача
Детям о профессии спасатель
О профессии музейный работник для детей