Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профориентационный проект в детском саду для старших дошкольников

Долгосрочный проект (2 года: 2018 - 2019 учебные годы). Старший дошкольный возраст
Кем быть?
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
В. Маяковский

Введение
Уже много лет неотъемлемой частью в моей профессиональной деятельности является экологическое воспитание и вопрос ранней профориентации детей дошкольного возраста. Объединяя опыт работы по проектам «Дерево», «Что мы скажем, сажая леса?», «Профессии. Пусть меня научат!» возникла идея создания нового проекта «Метеорологическая станция – путь к профессии!»
Проект является многофункциональным: дети получают экологические знания и одновременно знакомятся с профессиями эколога, метеоролога, овладевают практическими навыками и умениями, присущие данным профессиям, получают знания об инструментариях (барометр, термометр, гидрометр, флюгер и т.д.). В ходе проекта они знакомятся с сопутствующими профессиями (лесника, егеря, синоптика, геолога, строителя, лётчика, моряка, диктора телевидения), с их трудовыми функциями.
В метеорологической станции дети смогут применить свои знания, отработать практические навыки в экспериментальной, исследовательской деятельности, научатся самостоятельно обобщать, делать выводы, самостоятельно проводить экологические опыты, эксперименты.
Проект «Метеорологическая станция – путь к профессии!»
предполагает два направления:
а) экологическое воспитание;
б) профориентация.
Мероприятия экологического и природоохранного направлений в рамках работы стенда «Эколята – дошколята» дополнят работу в метеорологической станции.
Метеорологическая станция, расположенная на участке нашей группы состоит из следующих объектов и приборов:
а) метеостанция – площадка, на которой установлено специальное оборудование для элементарного прогнозирования погоды;
б) барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды;
в) термометр - используется для измерения температуры воздуха;
г) флюгер - прибор для определения направления и силы ветра;
д) дождемер - служит для измерения количества осадков;
е) снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова;
ж) компас - прибор для определения сторон света;
з) солнечные часы – прибор для определения времени по солнцу;
и) ветряной рукав - указатель для определения силы и направления ветра;
к) метеобудка – домик, который служит для размещения метеоприборов;
л) стенд, для фиксирования природных изменений, показаний приборов;
м) гигрометр из шишек – для измерения влажности воздуха.
Также в метеорологической стации расположен необычный прибор для определения атмосферного давления – еловая веточка. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду. Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:
а) «тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
б) «тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;
в) «светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.
С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды в летний период на территории метеоплощадки посажены некоторые из «растений – предсказателей погоды» (ноготки, вьюнок, эшольция).
Участие в региональном конкурсе на лучший стенд (уголок) «Эколята - дошколята» в дошкольных образовательных организациях принесло результат. Мы заняли второе место на муниципальном уровне и второе место на региональном уровне со стендом «Экоцветик». Созданный нами экологический стенд для конкурса «Эколята – дошколята», нашёл своё отражение в работе над проектом «Метеорологическая станция – путь к профессии!», потому что соответствует и природоохранной и профориентационной направлениям. Наблюдая за живой и неживой природой, мы говорим и о загрязнении и чистоте воздуха, о засорении лесов, мест отдыха на природе, бережном отношении к растениям, в том числе и выращенные людьми. Мы говорим и о том, что в лесу дышится легче, а в городе тяжелее. Участие в мероприятиях «Эколята – дошколята», это практический выход в рисунках, поделках, работа в уголке природы, деятельность в метеорологической станции, отражение в форме фотоотчётов на экранах стенда.
Герои – «эколята» (Умница, Тихоня, Шалун и Ёлочка) помогают в организации игр, бесед, викторин, опытов, экскурсий. Также они приглашают принять участие в конкурсах, экологических акциях. Создание метеорологической станции и работа стенда «Эколята – дошколята» – это специально созданные условия, которые помогут содействовать развитию познавательных интересов детей, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию экологической культуры. Мероприятия экологического и природоохранного направлений в «Эколятах - дошколятах» продолжаются и проходят красной нитью в профориентационном проекте «Метеорологическая станция – путь к профессии!» и неотрывно связаны с работой метеорологической станции.
Система работы с родителями по проекту началась с родительского собрания «Развитие ранней профориентации через организацию работы в метеорологической станции», познакомив их подробно с целями, задачами и формами работы. Родители уже участвовали в конкурсе экологических поделок «Берегите природу!», приняли участие в создании стенда «Экоцветик», создании метеорологической станции, атрибутики в ней. Далее спланирована работа в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях природоохранной и профориентационной направленности. Заинтересовав родителей работой в метеорологической станции мы «посеем зерно» выбора будущей профессии. И кто знает, может среди наших детей кто – то выберет какую - то из этих профессий и среди них окажется профессионал – метеоролог, эколог, лесник и т.д.
Постановка проблемы
Дети старшего дошкольного возраста готовы к открытиям, пытливы к знаниям. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, любознательность, постоянное стремление экспериментировать. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на открытие мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать первые шаги к новым достижениям, развитию, первым профессиональным ориентирам.

Цель проекта
Воспитание экологически грамотного и охраняющего природу ребёнка.
Формирование представлений, интереса к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью, к науке, мотивации к выбору будущей профессии.
Задачи
Познавательное развитие:
а) формировать у детей осознанное, общественно значимое отношение к труду любой профессии;
б) расширять представления детей в сферах человеческой деятельности (метеорология, экология, природоохранная деятельность);
в) способствовать ранней профориентации дошкольников;
г) развивать интерес к различным профессиям;
д) способствовать развитию умений самостоятельно проводить опытническую, исследовательскую деятельность;
е) развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Речевое развитие:
а) обогащать словарь детей путем введения новых понятий: термометр, флюгер, дождемер, барометр, компас, ветряной рукав, солнечные часы и др.;
б) развивать связную речь: умение составлять описательный рассказ о погоде, показаниях приборов;
в) совершенствовать диалогическую форму речи.
Социально – коммуникативное развитие:
г) совершенствовать умение соблюдать элементарные правила поведения в природе (бережного отношения к окружающей природе);
д) формировать бережное отношение к тому, что сделано людьми профессий, продукту профессий (леса, заповедники, питомники);
е) прививать детям чувство благодарности к людям, которые приумножают и охраняют природу России, Южного Урала.
ж) Художественно – эстетическое развитие:
з) развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира;
и) закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы;
к) развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков;
л) формировать художественно – творческие способности.
Физическое развитие:
а) расширять представления о здоровом образе жизни: роли солнечного света, чистого воздуха, лесов и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье, особенно в нашем промышленном регионе.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
а) экскурсия в питомник лесничества (посадки саженцев сосны, ели);
б) виртуальные экскурсии (метеорологическая станция на северном полюсе, заповедник, геологическая экспедиция, экологическая тропа);
в) серия бесед «Это необходимо знать каждому живущему на Земле», «Атлас профессий»;
г) исследовательская, опытно – экспериментальная образовательная деятельность в режимных моментах;
д) чтение художественной литературы, викторины;
е) знакомство с народными приметами, пословицами, загадками («Народная мудрость»);
ж) совместная и самостоятельная художественно - творческая и игровая, трудовая деятельность детей (рисунки, поделки, подготовка к выставкам, посадка и уход за растениями);
з) сбор и рассматривание иллюстраций, фотоматериалов;
и) сюжетно - ролевые, настольно - печатные и дидактические игры;
к) посещение библиотеки (профессии в книгах);
л) мультфильмов, видеофильмов («Где спит солнышко?», «Почему бывает радуга?», «Почему желтеют и опадают листья?» и др.);
м) акции «Чистый воздух» (посадка сосен на территории учреждения), «Начнём с себя» (фотоотчёт – выставка экологической направленности) и др.
н) прослушивание аудиозаписей (звуки леса, птиц);
о) практическая деятельность в станции и составление собственного прогноза;
п) «Встреча с профессией» (приглашение лесника, геолога);
р) выпуск стенгазет (создание стенда «Экодерево» («Эколята – дошколята»));
с) развлечение «Как поспорили Погода с Непогодой»;
т) создание «Атласа профессий».
Всё это поможет ранней профориентации детей, обогатит представления детей о профессиональном труде метеоролога, эколога, лесника и других у ребят появится интерес к значимости их профессиональной трудовой деятельности.

Ожидаемые результаты
а) у детей сформируется осознанное, общественно значимое отношение к труду любой профессии;
б) получат представления детей о сферах человеческой деятельности (метеорология, экология, природоохранная деятельность);
в) получат первичные практические умения наблюдать за погодными явлениями, самостоятельно снимать показания с приборов: термометра, флюгера, дождемера, барометра, компаса, ветряного рукава, солнечных часов, анализировать и делать выводы по полученным результатам;
г) сформируется интерес к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью;
д) сформируется осознанное отношение к здоровому образу жизни, нравственному отношению к природе.

I План-график мероприятий
1 год работы (деятельность в рамках проекта)
I этап – подготовительный
1.Изучение научно-методической литературы по теме проекта.
2.Составление тематического плана.
3 Выступление на родительском собрании.
3.Анкетирование родителей.
4.Подбор материала для картотеки загадок, пословиц о профессиях и труде.
II этап - основной
Скачать Профориентационный проект «Метеорологическая станция – путь к профессии!»

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Проект в старшей и подготовительной группе детского сада

Похожие статьи:

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Участник №79 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Профориентация дошкольников через проектную деятельность | Проектная деятельность как средство формирования УУД у старших дошкольников
Опубликовано: 2005 дней назад (11 мая 2019)
Просмотров: 1807
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Мария Анатольевна Гановичева # 12 мая 2019 в 14:08 0
Здравствуйте, Наталья Васильевна! Вы представили очень хороший, методически грамотно разработанный проект. Мне понравилось все: формулировки целей и задач, план работы, описание подготовительных мероприятий. Буду ждать теперь результаты воплощения этого проекта! Идеи отличные!
Стоило добавить фото, интересно увидеть и оборудование станции и как ребята выполняют замеры.