Статья на педагогическую тематику "Проектная деятельность как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у обучающихся старшего дошкольного возраста"
Описание материала:Предлагаю Вам статью по теме "Проектная деятельность как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у обучающихся старшего дошкольного возраста".
Данный материал будет полезен как выступление - доклад на семинаре, педсовете, методическом объединении, материал для самообразования, разработчикам экологических или профориентационных проектов для старших дошкольников.
* * *
В проекте «Метеорологическая станция – путь к профессии!» объединено два направления: профориентационное и экологическое.
У каждого своя цель:
1. Формирование представлений, интереса к профессиям, связанным с природоохранной деятельностью, к науке, мотивации к выбору будущей профессии.
2. Воспитание экологически грамотного и охраняющего природу ребёнка.
Развитие познавательной деятельности дошкольников – один из основных аспектов готовности детей к школе. Через различные виды деятельности проекта формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Развиваются психические процессы: произвольное внимание и восприятие, мышление, память, воображение, речь. Приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама личность ребенка.
Будущие успехи в школе в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок к универсальным учебным действиям. Участвуя в проекте ребёнок формируется как исследователь, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания.
На этой основе формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно - следственные связи; ориентироваться в источниках информации.
Понятие «универсальные учебные действия» означает способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Работа проекта организована так, чтобы каждый ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
В проекте присутствуют все четыре блока универсальных учебных действий: познавательный, личностный, регулятивный, коммуникативный.
Формирование предпосылок познавательных УУД:
Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в таких мероприятиях проекта как:
- в ходе экскурсии в питомник лесничества: здесь и знакомство с профессией лесника, возможность увидеть посадки саженцев хвойных деревьев, узнать условия их выращивания);
- через просмотр виртуальных экскурсий: таких как метеорологическая станция на северном полюсе, заповедник, геологическая экспедиция, экологическая тропа; в серии бесед с использованием ИКТ «Это необходимо знать каждому живущему на Земле», «Что будет если…», «Атлас профессий»;
- рассматривание плаката «Заповедники России», дидактического наглядного материала «Явления природы», фотоматериалов в альбомах «Красная книга Южного Урала», «Природа родного края»;
- расширение представлений о профессиях, через создание альбомов о профессии метеоролога и сопутствующих профессиях (лесник, эколог, геолог);
- установление причинно-следственных связей в таких дидактических играх как «Круглый год», «Предсказываем погоду» и др.;
- в исследовательской деятельности (например: работа с лупой, компасом);
- экспериментальной деятельности в группе и на прогулке: «Посадка семян ели», «Где живёт воздух», «Песок и камень»;
- в практической деятельности в метеорологической станции и самостоятельное составление прогноза погоды;
- в практической деятельности с макетом барометра;
- при отгадывании загадок (загадки от «Умницы» по временам года или «Загадки планеты Земля» о различных объектах природы);
- через просмотр мультфильмов, видеофильмов («Где спит солнышко?», «Почему бывает радуга?», «Почему желтеют и опадают листья?»);
- прослушивание аудиозаписей (например: звуки леса, птиц, животных);
- через «Встречи с профессией» (это приглашение лесника, геолога с рассказом о профессии);
- выпуск экологических плакатов: например «Сбережём и преумножим» (для стенда «Экодерево» - «Эколята – дошколята»);
- сериация в играх «Отгадай профессию», «Подбери пару», «Азбука природолюбия»; здесь установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- исключение лишнего: нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
В дидактических и настольно печатных играх дети классифицировали, имели возможность анализировать, сравнивать, синтезировать. Все игры универсальные, можно использовать в разных видах образовательной деятельности интегрированно.
- умение производить знаково - символические действия через:
- работу с разного вида таблицами, карточками;
- заполнение таблиц: например «Наблюдение за погодой»;
Формирование предпосылок личностных УУД
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения, оценить работу других детей;
- самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное; первые профессиональные ориентиры: знакомство с профессиями эколога, метеоролога и сопутствующими профессиями лесника, егеря, синоптика, геолога, строителя, лётчика, моряка, диктора телевидения) и с их трудовыми функциями;
- нравственно - этическая оценка: способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки: через рисование экологических знаков, оценка и обсуждение поступков героев в экологических сказках, отношение к проступку товарища по отношению к насекомым;
- понимание основных моральных норм и правил через участие в экологических акциях совместно с родителями «Посади дерево»;
- через участие в акции «Чистый город»;
- умение прийти на помощь другу в практической трудовой деятельности (посадка саженцев елей и сосёнок);
- принцип «Не навреди» по отношению к посадкам цветов на участке, многолетникам в зимнее время года. Именно здесь закладывается бережное отношение ко всему живому;
- умение осознавать свои возможности, самостоятельно составить прогноз, делать выводы, умозаключения;
- участие в обсуждениях ситуации в экологической сказке, содержания стихотворения экологической направленности, беседах (во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать);
- творческие задания (поделки из природного материала, рисунки для экологического стэнда) повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала.
Формирование предпосылок регулятивных УУД:
- поиск предполагаемых ошибок: в экологической игре «Что неправильно»;
- поиск нужного материала (картинок) к игре;
- взаимоконтроль при составлении прогноза погоды.
Формирования предпосылок коммуникативных УУД:
- умение сообща принять решение в экологических задачах;
- работа в парах при составлении прогноза, в коллективном труде: например - уход за посадками растений;
- умение выслушать, принять мнение другого в рассуждениях – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (например: хороший поступок - правильное поведение в природе или неправильный – действия человека наносят вред природе);
- умение действовать в коллективной работе (подготовка к выставке, работа над изготовлением плаката для стенда (любая совместная работа формирует коммуникативные универсальные учебные действия);
- умение уступить очерёдность ответа;
- выдержка при ответах на вопросы, при отгадывании загадок;
- взаимодействие в подвижных играх экологической или профориентационной направленности (подвижные игры, связанные с какой – либо профессией, согласно плану проекта): например
- игра малой подвижности «Четыре стихии» (профессия – метеоролог)
- «Снег идёт», «Зимушка – зима», «Снежная карусель» (профессия – синоптик);
- полоса препятствий «В поисках клада» (профессия – геолог)»;
- эстафеты: «Уборка леса», «Лесной ручей», «Помоги животным» (профессия – эколог) и т.д.
Работая над проектом, я пользовалась такими средствами формирования универсальных учебных действий как задания:
- объясни экологическое правило;
- проверь, как выполнили задание, поручение;
- докажи утверждение;
- оцени, как справились с заданием, рассказали, придумали;
- придумай загадку, ответ, решение, выход из ситуации;
- выбери правильный ответ, нужную карточку;
- сравни картинки;
- найди закономерность;
- верно ли утверждение;
- догадайся, что нужно сделать;
- наблюдай и сделай вывод и другие, которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать.
Таким образом, в результате работы по проекту позволила мне вести работу в двух направлениях: профориентационное и экологическое, направленные на развитие ранней профориентации и формирование экологической культуры. И мы смогли увидеть результат работы на данный момент: с одной стороны вооружить детей практическими умениями - самостоятельно составлять прогноз погоды, пользуясь барометром и термометром. Повысили мотивацию к познанию через исследовательскую деятельность и делать собственные открытия. С другой стороны помогли сформировать предпосылки познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Уже сегодня ярко видно у детей сформированные предпосылки делать выводы, умозаключения; способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки других, умение действовать в коллективной работе.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников
Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста
Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста