Конспект занятия по актёрскому мастерству для детей 12-14 лет с презентацией
Конспект занятия театральной студии "Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства"
Возраст обучающихся: 12 -19 лет Продолжительность занятия: 45 минут Раздел программы: актерское мастерство Цель занятия: развитие творческих элементов актерского мастерства Обучающие задачи:
- Освоить элементы актерского мастерства.
- Обучать действенному поведению в предлагаемых обстоятельствах.
- Обобщить понятия «Фантазия», «Воображение».
- Формировать навык публичного выступления на сцене. Развивающие задачи:
- Развивать воображение, гибкость мышления, умение ориентировки в предлагаемых обстоятельствах, быстроту реакции, навыки самоконтроля поведения и эмоций
- Развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор детей.
- Развивать эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике. Воспитывающие задачи:
- Воспитывать самостоятельность и активность, творческую индивидуальность.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, сценические постановки.
- Мотивировать на дальнейшие занятия театральным творчеством. Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки с текстами стихотворений А. Барто, реквизит для заданий. Методы обучения: Словесный: беседа, диалог Практический: тренинг, упражнения, импровизация Наглядный: презентация Метод усложнения заданий
Ход занятия
I. Организационный момент (Слайд 1) «Театр»(презентация) Педагог: Здравствуйте, ребята. Давайте сегодня представимся друг другу, как будто мы играем роли в театре. Каждый назовет себя каким-нибудь героем, следующий повторит это имя и назовет свое, и т.д.
II. Основная часть. 1. Объявление темы занятия. (Слайд 2) «Актерское перевоплощение» Педагог: Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать актер? Что заставляет нас верить актерскому перевоплощению в разных героев? (Дети перечисляют). Правильно, хорошая речь, пластика, костюмы, грим, музыка помогают актеру играть на сцене самые разные роли. Но есть качества, без которых не может обойтись ни один актер. Без них невозможно творчество. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это фантазия и воображение. Вы согласны? (Слайд 3) «Тема занятия»
Секретам актерского мастерства и будет посвящено наше занятие «Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства».
2. Актерский тренинг. Игры на эмоциональный настрой, внимание. Педагог. Сейчас каждый из вас должен представить себя любыми словами и любыми, даже неожиданными, жестами так, чтобы было интересно. Для этого по очереди надо будет сделать шаг в центр круга и представить себя. А все остальные повторяют представление участника «точь - в точь». Задание понятно? Начнем движение по часовой стрелке.
Проводится игра«Точь-в-точь», педагог представляется последним. Педагог. Как вы думаете, чье представление было самым необычным? Почему? (Ответы)Спасибо, молодцы. Теперь мы точно познакомились. Прошу вас сесть в творческий полукруг.
Беседа по теме занятия. Педагог. Ребята, а что вы использовали при приветствии и представлении себя? Что вам пришлось делать, чтобы это было интересно и необычно? (Ответы детей)
Она встречается каждому из нас, начиная с детства. Замечательным примером ее является сказка. (Ответы) Конечно, это фантазия. Что же такое фантазия? (Слайд 4) «Фантазия»
Фантазия – создание новых, нереальных, сказочных ситуаций. (Слайд 5) «Воображение»
А что же такое воображение? Как говорится в толковом словаре русского языка Ожегова, воображение – это способность воображать, творчески мыслить, фантазировать. (Слайд 6) «Воображение-2»
А в актерском творчестве Воображение – это когда ты ставишь себя на место какого-то героя и думаешь, как бы ты поступил и что бы делал, если бы был им. Герой в театре может быть человеком, предметом, животным, растением. (Слайд 7) «Если бы»
А помогает актеру магическое слово «Если бы», которое часто любил повторять (Слайд 8) «Станиславский»
Великий режиссер, актер Константин Сергеевич Станиславский, говоривший своим актерам: «Не верю», если они не умели воображать и фантазировать, играя на сцене. (Слайд 9) «Если бы»
Давайте с вами проверим, помогает ли в актерской игре магическое “Если бы”.
3. Практическая часть по освоению темы. (Слайд 10) «Предметы» Педагог. Пожалуйста, посмотрите на слайд. Что мы здесь видим? (Ответы детей) Правильно, обычные школьные принадлежности. А я предлагаю вам, используя магическое «Если бы» превратить их в совершенно новые предметы. Вот, например, эту обычную шариковую ручку. Вы должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. (Если необходимо, педагог на примере демонстрирует, что можно сделать с ручкой)
Упражнение «Превращение предметов» (Слайд 11) «Упражнения на развитие воображения и фантазии» Педагог. В развитии воображения и фантазии лучше всего подходит творческая деятельность. Необходимо развивать правое полушарие мозга, который отвечает за креативность и фантазию.
1. Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящихся в комнате, сосредоточьтесь на нем. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.
2. Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.
Командные упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ № 1: «Что общего?»
Участники игры делятся на две команды. Надо попытаться найти как можно больше общих признаков между совершенно разными предметами, понятиями, явлениями.
Например, что общего между кошкой и яблоком? Возможные ответы: И у кошки, и у яблока есть хвостик, косточки, кожа; они оба могут скакать, висеть на дереве, их обоих любят люди и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ № 2: «Хамелеон»
Участники игры делятся на две команды. Группам предлагается какое-нибудь утверждение. Например, «человек произошел от обезьяны». Сначала надо найти как можно больше доводов, подтверждающих правоту этого утверждения, а затем найти такое же количество доводов, опровергающих его.
УПРАЖНЕНИЕ № 3: «Обратная сторона медали»
Участники игры делятся на две команды. Участникам тренинга предлагается попробовать отказаться от привычных ярлыков, шаблонных точек зрения.
Все уверены в том, что обжечься утюгом - это плохо. Попробуйте найти в этом свои положительные стороны.
Представьте, что вы нашли на улице миллион долларов. Почему это плохо? Кто назовет больше вариантов?
УПРАЖНЕНИЕ № 4: «Ваша версия сказки»
Возьмем небольшое литературное произведение – например, сказку «Курочка Ряба», разобьем ее на отрывки, причем каждый отрывок должен иметь логическое завершение. Зададим вопросы: а что, если бы? Вы, отвечая на них, должны придумать свою версию этого произведения.
Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба.
Вопрос: а если бы жили-были не дед и баба, а студент со студенткой, и была бы у них не курочка Ряба, а говорящий попугай? – продолжите историю.
Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое…
Вопрос: если бы курочка снесла не золотое яичко, а алмазное, стальное, каменное, деревянное? Если бы она снесла не яичко, а… Колобка из другой сказки?
Мышка пробежала – хвостиком махнула – яичко и разбилось.
Вопрос: если бы мышку съел кот, и яичко осталось бы целым?
Плачет баба, плачет дед, а курочка Ряба их утешает: не плачьте, дед и баба, снесу я новое яичко, не золотое, а простое.
Вопрос: как бы повели себя дед и баба, если бы не знали, что куры умеют говорить?
(Слайд 12) «Театр-экспромт»
Молодцы. Спасибо, ребята. Занимаем места в творческом полукруге. Мы с вами проделали большую работу по тренировке актерского мастерства. Теперь, я думаю, вы готовы разыграть небольшой спектакль, как самые настоящие артисты. Это будет необычный спектакль, экспромт, т.е. без подготовки, с импровизацией. Пожалуйста, выберите любую карточку, на которой написана ваша роль в будущем спектакле. Возьмите атрибут сказочного персонажа. А теперь попытайтесь сыграть вашего героя, включая ваше воображение, фантазию, эмоции. Слова автора буду читать я. Итак, прошу актеров занять свои места.
Объявляется название спектакля.
Уважаемые зрители, только сегодня, только здесь, и только сейчас премьера спектакля «Солнечная карусель».
Разыгрывается театр – экспромт. Педагог. Спасибо, ребята. Было очень интересно. Прошу вас занять места в творческом полукруге.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Педагог. По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия мы дарим друг другу аплодисменты. Я думаю, вы их заслужили. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника коллектива. Пожалуйста, оцените, как прошло наше занятие. (Аплодисменты). А теперь оцените работу ваших товарищей. (Аплодисменты). Оцените свой вклад в работу. (Аплодисменты).
(Слайд 13) Подведение итогов
Подводя итоги нашего занятия, я прошу вас закончить предложение: “Я понял (а), что...”
Ответы детей. Педагог произносит фразу последним.
Я поняла, что все вы очень талантливые ребята. Педагог. Ребята, большое вам спасибо за занятие! Мне было приятно работать с таким творческим коллективом. (Слайд 14) Спасибо за творчество и фантазию!
Список использованной литературы
1. К.С. Станиславский “Работа актера над собой” Собр. соч.в 8 т, М., “Искусство”, 1954-1961
2. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с
Презентация для конспект занятия театральной студии "Фантазия и воображение как элементы актерского мастерства"