Занятие по теме «Актёрский тренинг, как воспитание веры в предлагаемые обстоятельства»
Цель: освоить предлагаемые обстоятельства в процессе работы над упражнениями и этюдами.
Задачи:
1. Сформировать живое творческое отношение к учебному процессу, который направлен на проявление, раскрытие и развитие личностных качеств.
2. Воспитывать волевой и целостный уровень личности у обучающегося.
3. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки.
4. Побуждать детей к активному участию в театральной игре.
5. Знакомить детей с пиктограммами (картинки-символы с изображением различных эмоций человека).
Порядок элементов актёрской техники:
1. Прежде всего, дети освобождаются от всех посторонних объектов внимания.
2. Предлагаются упражнения на мышечное освобождение, снимающие излишнее физическое напряжение.
3. Подключается работа воображения.
4. Даётся понятие «предлагаемые обстоятельства», самое важное из которых обстоятельство цели, на него и будет направлено действие по его достижению.
Вывод: цель + действие + приспособление.
Ход занятия
1. Закрепление предыдущего занятия (беглый опрос).
2. Зачин: упражнение «Уголок памяти».
Сядьте на стулья, равномерно заполнив площадку. Внимательно слушайте задание: вспомните самый интересный день ваших летних каникул. Подробно восстановите в памяти все детали. Где это происходило? Кто вас окружал? Какое у вас было настроение? Поживите этим настроением. Ничего воображать не надо. Мысленно вернитесь в этот день и,восстанавливая все подробности, попробуйте пережить его за ново. Поменяйтесь местами, оправдайте, почему пересели.
3. Проведение тренинга «Физический тренаж, как элемент актёрского тренинга» (на снятие напряжение и зажимов мышц тела у обучающихся, 5 минут).
4. Работа с пиктограммами.
Педагог знакомит детей с пиктограммами (картинки-символы с изображением различных эмоций человека), предлагает им нарисовать на листе бумаги лицо человека веселого, грустного, злого, сердитого, удивленного и т.п. Затем каждый ребенок придумывает фразу для человечка, которого он нарисовал, и произносит ее с соответствующей интонацией.
Педагог. Ребята, если вам весело, как вы улыбаетесь? Если вы рассердились, как вы хмурите брови? Когда вы чему-то удивляетесь, как у вас поднимаются брови и расширяются глаза?
Дети придумывают и проигрывают различные ситуации, связанные со сменой настроений, а значит, и мимики.
Педагог созывает детей к себе и уточняет, какое время года за окном, сколько всего времен года, перечисляет их вместе с детьми. Предлагает: «Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох...). Вспомните, ребята, какие ягоды в лесу созревают осенью (клюква, брусника), какие они на вкус. Затем предлагает разучить и разыграть стихотворение- мини-сценку по ролям. При этом необходимо обратить внимание на интонационную и мимическую выразительность.
Стихотворение-мини-сценка
Педагог. Брусничка возле пня всем сказала
Брусничка. Нет меня!
Педагог. Оглянулась и потом притаилась под листом.
Солнца луч ее нашел, закричал
Луч. Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Эй, брусничка, вылезай!
Педагог. Покраснела ягода и сказала
Брусничка. Ябеда!
Дети разучивают мини-сценку в процессе игры. Педагог предлагает детям отгадать
загадку.
Мы — лесные жители, мудрые строители,
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. Догадайтесь, КТО ЭТО...
Пантомима по стихотворению З. Александровой «Муравей»
Муравей нашел былинку. Он сгибается под ношей,
Много было с ней хлопот. Он ползет уже с трудом,
Как бревно, взвалив на спинку, но зато какой хороший,
Он домой ее несет. Муравьи возводят дом.
Учащиеся имитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку и несут ее, сгибаясь под ношей.
5. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
Это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором произведения, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (Станиславский)
6. Упражнение на развитие фантазии «На что похоже?»
Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: «Ты можешь увидеть там разные битвы,— утверждал он — быстрые движения странных фигур, ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦ одежды и бесконечно много вещей».Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью — основой образного мышления. Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии - линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало. Всмотритесь,— что это вам напоминает? Бревна по реке плывут... Медведь пасть оскалил — вот глаза! Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это—гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...
Упражнение «Вещи на столе»
На столике педагога разложены блокнот, авторучка, футляр от очков,бумага, монеты.
— Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой— до счета пять,
— ...четыре, пять! Теперь отвернитесь, или закройте глаза и проявите фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Вспомните их.
— Проверьте. Для этого — откройте глаза и посмотрите, отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?
— Посмотрите. Отвернитесь. Какие, изменения произошли? Что я переложил с места на место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с фотографией, которая хранится в вашей памяти. Стоит ли говорить, что никаких фотографий нет. Где эти мысленные изображения? Там, где их подлинники,— на столе!.
Заключение: подвести итог занятия. Что нового узнали? ( 10 минут)
Список литературы
Д. Родари «Грамматика фантазии», Т.Ершова «Технологии игр драматизации в начальной школе».
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты занятий по актерскому мастерству для школьников
Театрализация стихотворения Заходера «Муравей». Сценарий
Театрализация стихотворения Маршака «Старуха, дверь закрой!». Сценарий
Сценарий музыкальной театральной композиции в дополнительном образовании