Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательский проект в начальной школе: Особенности плетения паутины пауком-крестовиком

Детский исследовательский проект "Особенности плетения паутины пауком-крестовиком"
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность: Отдыхая у бабушки в деревне, я увидела под крышей веранды красивую паутину и сидящего в центре её паучка. Бабушка сказала, что это паук-крестовик, он поедает много вредных насекомых и поэтому приносит пользу. Пауки – часто встречающиеся животные в природе, быту, в книгах и фильмах. Многие люди испытывают неприязнь к паукам из-за таинственного образа жизни и необычного внешнего вида пауков. Даже в сказке «Муха-Цокотуха» паук - кровожадное чудовище.
Мне захотелось больше узнать об этих удивительных животных, их повадках, образе жизни, действительно ли они так опасны для человека или приносят пользу, а также - почему пауки не прилипают к своей паутине?
Цель: выявление особенностей плетения паутины пауком-крестовиком, позволяющих ему не попадаться в свои сети.
Задачи:
• изучить особенности жизнедеятельности пауков,
• узнать, как пауки вырабатывают паутину, какая бывает паутина и зачем она нужна паукам,
• выяснить, почему паук-крестовик не попадаются в свои сети? С помощью опыта установить соответствие полученных знаний на макете паутины.
Гипотеза: все пауки плетут паутину. Паутина паукам нужна для охоты на насекомых, которыми они питаются, а также пауки украшают паутиной свои жилища. Паук-крестовик не попадается в свои сети вероятно потому, что у него особое строение лапок и он умело бегает по паутине.
Объект исследования: паутина паука-крестовика.
Предмет исследования: особенности плетения паутины пауком-крестовиком.
Методы исследования: поиск информации, рассматривание рисунков и фотографий, чтение, логические рассуждения, исследовательская деятельность, опыты.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Был составлен план работы:
1.Изучить особенности жизнедеятельности пауков.
2.Узнать, как и для чего паук плетёт паутину, какая бывает паутина.
3. Узнать, почему паук не попадается в свои сети. Провести опыт.
1 этап. Поиск информации о пауках, ответа на вопрос «Как и для чего паук плетёт паутину».
Просматривая книги, журналы в библиотеке, сайты в Интернете, я узнала, что:
•У всех пауков: восемь ног (у насекомых – 6 ног, у ракообразных – 10 и более)
•Всего пауков 80 000 (восемьдесят тысяч) видов. Они живут по всему миру, встречаются буквально везде: и на земле, и под землей, и на деревьях, и в домах, и даже в воде.
•Паук – это очень полезное для человека животное:
- вылавливает огромное количество мух и комаров,
- паучий яд используют в медицине,
-пауки предсказывают погоду. Если намечается дождь, то пауки перестают плести паутину, а сами пауки скрываются в щелях.
• Все пауки - хищники, они используют паутину для ловли насекомых. Теневые пауки ловят летающих насекомых. Те, кто живет в земляных норках - жуков, червей и улиток. Водяные пауки ловят мелкую рыбу, рачков, насекомых. Самый крупный в мире паук – Птицеед, он охотится на лягушек, ящериц, птиц, мышей.
• Паутина нужна паукам не только для охоты: но и для плетения яйцевых коконов, для выстилки норы, опутывания жертвы, для страховки при падении с высоты и расселения своих детей.
У пауков на брюшке есть специальные бугорки с отверстиями. Из них выходит жидкость, которая становится твердой и превращается в тоненькую нить. Из этой нити паук плетет паутину.
• Паук может плести паутину трех видов: крепкую, бытовую, липкую. Крепкая паутина используется для создания каркаса ловчих сетей. Перемычки в каркасе делаются из липких нитей.
Бытовой паутиной паук закрывает вход в свою норку или опутывает коконы с личинками.
• Разные виды пауков плетут разную паутину: паутина-сетка, паутина-гамак, паутина-лестница, круглая паутина.
Особенности плетения паутины пауком-крестовиком:
1. Паук-крестовик плетёт круглую паутину.
2. Паутинную нить для постройки сетей паук – крестовик вырабатывают клейкую и неклейкую, паук передвигается по неклейким нитям.
3. Лапки паука вырабатывают масляничное вещество, поэтому если паук наступит на липкую нить, то не прилипнет.
Итак, мы узнали, что паук плетёт сети из клейких и неклейких нитей.
2 этап – исследование полученной информации, проведение опыта.
Для проведения опыта понадобилось:
1. Картон белый.
2. Картон цветной.
3. Скотч двусторонний.
4. Клей.
5. Ножницы.
6. Масло растительное.
Был изготовлен макет паутины: на картон наклеили скотч, повторяя рисунок паутины. Некоторые полоски скотча приклеивали липкой стороной наверх.
Не липкие полоски:
Представили, что пальцы – лапки паука, побегали «лапками» по не липким полоскам. Пальцы не прилипали.
К липким полоскам пальцы прилипли. Тогда смазали пальцы маслом. Пальцы перестали прилипать и к клейким полоскам скотча!
Так и паук, даже если нечаянно наступит на клейкую нить, не окажется в плену собственных сетей, ведь его лапки смазаны особым веществом. Оказывается, пауки очень умные и предусмотрительные животные!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследовав мир пауков, понаблюдав за их жизнью, я узнала много интересного. Проводя опыты и наблюдения, исследовав литературу, я пришла к выводу, что пауки удивительно талантливы. Я узнала, что паутины бывают разными не только по размеру, но и по сплетенному рисунку. Паук-крестовик способен вырабатывать не только липкую, но и сухую паутинную нить. Паук вплетает сухие нити в свою паутину. Только он знает, где находятся эти нити, и легко по ним перемещается. Кроме того, на лапках паука-крестовика содержится секрет, который препятствует прилипанию их к паутинным нитям.
В будущем я хочу еще больше узнать о жизни пауков. Хочу узнать, как они передвигаются по стенам и потолкам, а также можно ли содержать паука дома в террариуме.
Очень большое количество пауков занесены в Красную Книгу и в настоящее время находятся на грани вымирания. Я хочу, чтобы все люди поменяли своё отношение к паукам. С этим проектом я выступила перед учениками своей школы. Также я изготовила буклеты, призывающие не убивать встретившихся на пути паучков, а дать им спокойно делать своё доброе дело. Эти буклеты я раздала всем своим одноклассникам.
Звери, рыбы, пауки и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
4 этап – подведение итогов проекта, выступление по теме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. «Великолепная энциклопедия животных» Москва «Махаон», 2000г.
2. Интернет-ресурсы.
3. «Лучшая книга простых научных опытов для маленьких детей» АСТ «Астрель» Москва, 2011г.
4. «Насекомые» Москва «Росмен», 2009 г.
Презентация на тему: Особенности плетения паутины пауком - крестовиком

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации» Конспект исследовательского проекта для 1 класса Исследовательский проект в начальной школе Исследовательский проект для 2 класса

Похожие статьи:

Исследовательский проект в 1 классе «Здравствуй, Баба Яга!»

Конспект зимней прогулки в ГПД
Опубликовано: 2164 дня назад (21 мая 2018)
Просмотров: 4956
+3
Голосов: 3
Наталья Витальевна # 23 мая 2018 в 16:22 0
Глубокий, содержательный проект. Хотелось бы увидеть схемы, картинки, фотографии. Есть ли презентация? Если есть, опубликуйте, пожалуйста.
Елена Михайловна # 27 мая 2018 в 12:53 0
С интересом ознакомилась с детским исследовательским проектом "Особенности плетения паутины пауком-крестовиком". Проект содержательный, насыщен интересной, познавательной информацией, методически грамотно оформлен. Цели и задачи достижимы. Каждый этап хорошо продуман,направлен на выполнение поставленных задач. подведен итог.Прекрасно то, что ребенок видит ценность живого, пытливо стремится познать мир природы, учится бережно относиться к нему относиться.
Светлана Михайловна Ситникова # 27 мая 2018 в 13:10 +1
Спасибо за комментарий!
Субботина Ирина Ивановна # 27 мая 2018 в 13:35 +1
Проект грамотно оформлен, красочная презентация.Спасибо Светлане Михайловне, материал добавляю себе в свою педагогическую копилку. Успехов в работе, талантливых детей!!
Оксана Анатольевна Данильченко # 28 мая 2018 в 09:41 +1
Здравствуйте!
Спасибо за предложенную пользователям сайта публикацию. Очень грамотно выполненная работа. Презентация хорошо дополняет материал. Цель и задачи выполнены. Удачи и новых исследований с талантливыми учениками!
Голос № 2
Наталья Николаевна Головань # 7 июня 2018 в 16:59 0
Очень интересный проект, для себя отметила его как образец ученической работы. Изложено все грамотно, доступно, лаконично. Все этапы работы и результаты исследования хорошо представлены. Презентация дополняет изложенное в тексте проекта. Хочу предложить м своим ученикам несколько тем для проектов по окружающему миру, работа Вашей ученицы может служить эталоном. Спасибо, Светлана Михайловна!