Внеурочное мероприятие в группе продлённого дня. Диалоги о науке
Автор: Давидович Татьяна Валерьевна, государственное учреждение образования "Могилёвская городская гимназия №1", Беларусь.
Сценарий внеклассного мероприятия для школьников "Диалоги о науке".
Описание: представленная работа "Диалоги о науке" относится к рубрике "Сценарии внеклассных мероприятий и занятий для школьников". В связи с возрастающей популярностью к учебно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях довольно часто проводятся учебные конференции, конкурсы исследовательских работ, праздники, посвященные Дню науки. При проведении таких мероприятий педагоги начальной школы могли бы воспользоваться предложенным мной материалом, в котором содержится много интересной информации о развитии науки и деятельности великих ученых.
Цель: расширение знаний школьников о науке и ученых, развитие познавательного интереса.
Задачи: обогащать знания младших школьников о науке как особой сфере человеческой деятельности; способствовать формированию знаний о значении развития научного знания для общества; содействовать ознакомлению детей с жизнью и деятельностью некоторых выдающихся ученых, их вкладом в науку; способствовать пробуждению интереса к научной деятельности; воспитывать уважение к ученым и научному познанию мира.
Ход мероприятия:
Эпиграф
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием мира жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь, предела для знания нет. Х. Фирдоуси
Сцена. Школьный класс. Перемена. Несколько учеников и учениц сидят за партами. Слышен шум детских голосов на коридоре.
Голос за кадром:
Кто за партою сидел, кто в окошко глядел.
Федя ел, Иван молчал,
А Илья ногой качал…
Вдруг спросил Артем Андрея:
Ученик 1: Ух ты! Что это у тебя?
Ученик 2: Это модель Боинга. Уменьшенная копия. Гениальное изобретение человека! Ну, с маленькой оговоркой, конечно, ведь природа уже всё давно придумала. А люди только копируют идеи у природы. Вот так и с самолетом: с давних пор человек мечтал о полете и стремился лишь скопировать полет птиц. Например, Леонардо да Винчи создал арнитоптор – машину с подвижными крыльями, но из этой идеи ничего не вышло. Прошли сотни лет, проделана огромная работа, прежде чем появились современные самолеты, способные летать со скоростью 800-900 км/ч. Так что идею о полетах человек позаимствовал у птиц, то есть у природы. Как в песне:
Не оттого ли крылья кто-то выдумал,
оттого что птице позавидовал.
Ученик 1: Знаю, природа действительно многому нас учит. Главное, чтобы человек был способен эту науку постичь.
Ученик 3: Но ведь не каждый человек может изобрести что-то выдающееся,что-то, что качественно изменит человеческую жизнь, даже подсмотрев у природы.
Ученик 2: Конечно не каждый. На это способны лишь очень умные люди - это ученые.
Ученик 4: У них что,IQ зашкаливает?
Ученик 2: Просто у них жажда знаний, они любят думать, размышлять, проверять свои догадки. Они смотрят и видят глубоко, замечают связи и закономерности. Им это не скучно. Более того, они без научной деятельности просто жить не могут, у них в этом внутренняя потребность.
Ученик 3: Любопытно! А назовите их, вы про них что-нибудь знаете, кто они, откуда, что сделали в науке?
Ученик 2: Наивный! Всех разве перечислишь! Список очень длинный. Ведь наукой стали заниматься еще до нашей эры.
Возьмем, к примеру, Платона (родился в 428 году до нашей эры) - великий древнегреческий философ. Изучал математику, геометрию, природу и ее законы. В Афинах он основал философскую школу. В числе учеников этой школы был Аристотель, который тоже посвятил свою жизнь наукам.
Ученик 4: Что значит наукам? Какой конкретно?
Ученик 2: В то время была одна наука – натурфилософия. Потом произошло разделение: «натур» - это естествознание, технические науки (математика, физика, химия, биология) и «философия» - это гуманитарные (языки, история, литература).
Ученик 1: Вот почему Галилео Галилей – итальянский ученый, занимался и математикой, и физикой, и астрономией. Хотя наука в те времена переживала не лучшие времена, но никакие казни инквизиции не могли остановить прогресса науки.
Ученик 2: Да, Галилей сделал первый шаг к раскрытию секретов нашей Вселенной. Он утверждал, что земля и другие планеты кружатся вокруг солнца, а не наоборот, как думали до этого. За его идеи его судили, ему грозила смерть на костре. Галилею пришлось отказаться от своих взглядов, но легенда гласит, что после отказа, он топнул ногой и тихо сказал: «И все-таки она вертится!»
Ученик 1: Это спасло ему жизнь! В 21 веке благодаря ученым мы точно знаем, что земля вращается вокруг солнца со скоростью 1647 км/ч на экваторе.
(Демонстрирует, держа в руке яблоко)
Ученик 5: А ты знаешь, какая связь у яблока и Ньютона?
Ученик 1: Яблоко и Ньютон? И какая же между ними связь?
Ученик 5: Яблоко вдохновило на исследования британского ученого Исаака Ньютона. Это было в 17 веке. Однажды после обеда погода была хорошей и Ньютон с другом пошли в сад пить чай в тени яблонь. Яблоко сорвалось с ветки и, естественно, упало на землю. Ученый стал рассуждать, почему яблоко падает на землю, а не вверх, не по кругу. Значит, есть какая-то сила, которая притягивает предметы вниз. Так мы узнали о гравитации…
Ученица 1: Как интересно! Вот я хотела бы стать настоящим ученым… Поиски, открытия…
Ученик 4: У тебя не получится – ты девочка. Учеными становятся мужчины! Много ли ты знаешь женщин-ученых? Что-то я про них не слышал…
Ученица 1: Тоже мне! Не за бороду, за ум жалуют. Вот Софья Ковалевская – первая женщина профессор математики. Получила престижную французскую премию в области математики. Любопытно, что маленькая Софья узнала про такую дисциплину, как математика, еще в раннем детстве. Тогда произошел забавный случай: в ее комнату не хватило обоев для стен, поэтому вместо них были приклеены лекции по математике на листах.
Ученик 4: Ничего не скажешь, повезло ребенку.
Ученица 2: А знаешь ли ты, что Мария Склодовская-Кюри дважды получила Нобелевскую премию, одну по химии, другую – по физике.
Ученик 4: Что получила?
Ученица 2: Нобелевскую премию. Это высшая, самая авторитетная награда за научные достижения, ежегодно присуждаемая Нобелевским комитетом в Стокгольме 10 декабря. Размер Нобелевской премии составляет 940 тысяч долларов.
Ученик 4: Так значит, ученые богатые! Тогда я тоже хочу быть ученым.
Ученица 2: Какой ты меркантильный. Настоящий ученый работает не за вознаграждение, а за идею, его цель, чтобы то, что нашел, изобрел, служило людям. Знаешь историю о том, как Эйнштейну вручили чек на крупную сумму денег за одно открытие, а он об этом забыл и использовал этот чек как закладку для книги.
Ученик 4: Вот глупец!
Ученицы: Что?
Ученик 4: Ой, простите. Я хотел сказать - молодец! Какой бескорыстный!
Ученик 3: А я согласен, что наука – это мужское дело. Часто опыты и эксперименты, которые проводят ученые, сопряжены с риском для жизни. Вспомнить хотя бы Рихмана – исследователя электричества. Он проводил опыты в своей лаборатории. Удар шаровой молнии поразил его. Смерть была мгновенной. Так что девочкам лучше заниматься искусством: музыкой, живописью, литературой…
Ученица 1: Ты нас не испугаешь, мы не робкого десятка. А что касается искусства… Наука и искусство - два глаза человеческой культуры… Между прочим, великого ученого-физика Эйнштейна из Германии с детства привлекала музыка Моцарта и Баха. С 6 лет он начал играть на скрипке. А будучи уже взрослым давал концерты. Говорят, играл он так себе, но музыка помогала ему думать и делать открытия. Так что, любезный друг, одно другому не мешает, а совсем наоборот!
Ученица 2: Да, ученые – люди с разносторонними интересами. Вот белорусский ученый-физик Якуб Наркевич-Иодко долго колебался, не зная, что выбрать, музыку или науку. Он виртуозно играл на фортепиано. Его даже пригласили преподавать музыку в Москву, но через год он уволился. Так сильно увлекала ученого природа электричества.
Ученица 3 (что-то рисуя за партой): А Александр Порфирьевич Бородин – русский химик, но и как музыкант оставил след в истории культуры. Он любил записывать ноты своих музыкальных произведений карандашом. Но карандашные записи недолговечны и, чтобы сохранить их, Бородин-химик покрывал их раствором желатина или яичным белком.
Ученица 4: Я знаю, что Дмитрий Иванович Менделеев – химик, тоже страстно интересовался искусством. Любил Репина, Шишкина, Куинджи. Проводил опыты, чтобы изготавливать хорошие краски.
Ученица 2: А Михайло Ломоносов – ученый мирового значения, сочинял стихи и придумал новую форму стихосложения. Помните:
Науки юношей питают, отраду старым подают
В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут.
Ученик 4: Как же им на все времени то хватает, по-моему, быть ученым – это сложно!
Ученик 1: Конечно, работа у ученого не простая: корень ученья горек, да плод сладок. Но бывало и так, что научные изобретения рождались из неудачных экспериментов, а некоторые научные открытия и вовсе были сделаны совершенно случайно. Например, всем известный йод, который очень активно используется в медицине. У французского ученого Бернара Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но угодил на бутылки, стоявшие возле лабораторного стола. В одной бутылке Куртуа приготовил для опыта суспензию, там какое-то сложное название, а в другой находилась концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших черно-фиолетовых кристалликов с металлическим блеском и едким запахом. Это и был йод.
Ученик 4: Значит, это кот виноват в том, что я вынужден терпеть боль, когда мама мажет мои разбитые коленки?
Ученик 1: Перестань!
Ученик 4: Да шучу я! Шуток не понимаете!
Ученик 2: А открытие Александром Флемингом – британским учёным антибиотика пенициллина в 1928 году – тоже счастливая случайность. В отличие от своих аккуратных коллег, очищающих чашки с бактериальными культурами после окончания работы с ними, Флеминг не выбрасывал культуры по 2 -3 недели кряду, пока его лабораторный стол не оказывался загроможденным чашками. Тогда он принимался за уборку, просматривал культуры одна за другой, чтобы не пропустить что-нибудь интересное. В одной из чашек он обнаружил плесень, которая, к его удивлению, угнетала бактерии. Плесень и натолкнула на мысль о создании антибиотиков, спасших жизни многим людям.
Ученица 2: Александр Флеминг, кстати, отказался патентовать своё открытие. Он не хотел зарабатывать на чужом горе и думал только о возможности спасать жизни людей. Пневмония, туберкулёз и многие другие болезни перестали быть смертельными.
Ученик 4: (с сарказмом): Образец бескорыстия!
Ученик 3: Да, то, что ученые облегчили и спасли многие жизни – это бесспорно, но ведь и атомная бомба тоже, так сказать, достижение науки!
Ученик 2: На самом деле, ученые всегда были против войны. В 1922 году Нильс Бор - датский ученый-физик получил Нобелевскую премию за изучение строения атома. Он мечтал заполучить для человечества дешевую энергию. Но началась Вторая мировая война и открытие ученого было использовано для создания атомной бомбы - одного из самых страшных оружий.
Нильс Бор понимал, какого монстра он породил. Это мучило его до конца жизни. Он лично встречался с президентом США, премьер-министром Великобритании и пытался убедить их не использовать атомную бомбу. Его не хотели слушать, но он продолжал добиваться права решать судьбу открытий, особенно в военном деле.
В 1957 году Бор стал первым лауреатом премии «За мирный атом».
Ученик 4: А где работают ученые?
Ученик 1: В институтах, научных лабораториях. В Беларуси есть Академия наук. Она была основана в 1928 году. Это
крупный исследовательский центр,где работают сотни исследователей, ученых.
Ученик 4: Так что же нужно, чтобы стать ученым?
Ученица 1: Я думаю, для начала нужно хорошо учиться в школе – это наша первая Академия Наук.
Ученик 4: Учиться – понятно. Без ума голова – котёл. А еще?
Ученица 2: Чтобы стать ученым, конечно, важно хорошо учиться, но этого мало. Мало просто много знать, нужно иметь незаурядное мышление, уметь думать широко, самостоятельно, не как все. «Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно». Так говорил А. Эйнштейн. Предлагаю проверить, умеете ли вы думать нестандартно и включать воображение? Я знаю одну интересную историю про К. Гаусса.
К. Гаусс – немецкий математик 18 века. В семь лет Карл поступил в школу. Учителю приходилось заниматься одновременно с детьми разного возраста и разной подготовки. Поэтому он давал обычно части учеников длинные задания на вычисление, чтобы иметь возможность беседовать с другими учениками. Однажды группе учеников, среди которых был Гаусс, было предложено просуммировать числа от 0 до 100. По мере выполнения задания ученики должны были класть на стол учителя свои грифельные доски. Десятилетний Карл положил свою доску, едва учитель кончил диктовать задание. К всеобщему удивлению, лишь у него ответ был правильный. Как вы думаете, каким образом было выполнено задание?
Ученик 4: Думаю, вряд ли он стал складывать 0+1+2+3. Наверняка нашел способ поинтереснее.
Ученица 2: Ты прав. К. Гаусс складывал: 0+100, 1+99, 2+98, 3+ 97…получилось 50 по 100, это 5000. И оставалось еще 50. Ответ: 5050.
Ученик 4: Да, ловко он! Учиться порой сложно, но так интересно! Ребята, я уверен, что и среди нас много умных и талантливых, способных покорять научные высоты и делать открытия на благо человечества!
Звенит звонок на урок. Занавес. На сцене ученик 1 и ученик 4.
Ученик 1: Светлые умы людей, которые покорно служат науке, воистину достойны восхищения. Но в мире еще столько не разгаданных тайн, не сделанных открытий. Бежим скорее на урок, грызть гранит науки!
Ученик 4: Главное зубы не сломать!
Убегают
Рекомендуем посмотреть:
Спортивный час в ГПД. Разработка
Спортивное состязания в начальной школе в ГПД
Веселая эстафета для начальной школы
Спортивно - развлекательная игра для начальной школы, 2-3 класс
Похожие статьи:
Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс
Занимательный материал для ГПД
Занятие в ГПД по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»
Беседы о правилах поведения в группе продленного дня