Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как развить нижнереберное диафрагматическое дыхание

Методическая разработка по теме «Певческое диафрагматическое дыхание, как один из инструментов здоровьесберегающей технологии"
Автор: Кондионовой Елены Евгеньевны, педагога дополнительного образования Детско-подросткового клуба «Айсберг»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Дидактический анализ темы
4. Методика обучения
5. Практическое использование методической разработки
6. Заключение
7. Приложения

Введение
За последние годы в России достаточно сильно ухудшилось современное состояние здоровья детей и подростков. Снизилась рождаемость, уменьшается естественный прирост населения, продолжает повышаться уровень заболевания и смертности.
У детей и подростков тоже наблюдается устойчивая тенденция роста нервно – психических заболеваний под воздействием социально – экономических перемен в обществе, а также, в следствии отказа от существовавшей системы ценностей и отсутствия новой. Проблема неблагополучия в состоянии здоровья подрастающего поколения приобретает массовый характер, с ней не могут справиться ни медицина, ни родители. Малоподвижный образ жизни, массовое употребление продуктов, приносящих вред детскому здоровью, увлечение компьютером – всё это показатели образа жизни большинства современных детей и подростков.

В связи с этим, возрастает роль педагога дополнительного образования в решении проблем здоровья детей и необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания.
На данный момент существует более 300 определений понятия – «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Однако в данный момент мы будем говорить ещё и о нравственной и духовной составляющих этого понятия.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которых предполагает система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.
Под здоровьесберегающей технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. В эту систему входит:
- использование данных состояния здоровья обучающихся;
- учёт особенностей возрастного развития учащихся;
- создание благоприятного эмоционально - психологического климата;
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся.

Пояснительная записка
С прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека всё в большей степени выполняет функцию фильтра – отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Для компенсации опасных воздействий необходима активизация обменных процессов, усиление микроциркуляции в мышцах и слизистой оболочке гортани.
Если воздух загрязнён выхлопными газами и отравляющими выбросами фабрик, жизненная энергия постепенно «вытекает» из организма, человек ощущает усталость и недомогание. Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие токсичных газов на организм, необходимы регулярные тренировки органов дыхания, в процессе которых, выведение из тканей и органов различных шлаков будет ускорено.
При нормальном развитии ребёнка, в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка в современное время формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, то есть не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий. Результат - неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутаций у юношей и многое другое.
Исследование профессора В.П. Морозова показали сильную зависимость работы гортани от особенностей управления певцом системой резонаторов, роль которой выполняют воздухоносные полости голосового аппарата, но и характером певческого дыхания.
Помимо профилактической (дыхательная зарядка) роли, правильное дыхание выполняет ещё и терапевтическую (коррекционную) задачи. Умение управлять дыханием учит умению управлять собой, своим организмом. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться.
Самое правильное и полезное дыхание, это полное дыхание, то есть дыхание диафрагмой. В современной научной медицинской литературе существует уже достаточно большое количество статей, доказывающих большой оздоровительный эффект применения диафрагматического дыхания.

Оно вентилирует лёгкие, стимулирует работу сердца, увеличивает приток кислорода в кровь. Воздействуя на диафрагму, стимулирует работу сердца, печени, желудка и других органов, поддерживает нормальное кровообращение, пищеварение.
Изучив и проанализировав результаты дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, я была поражена. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос. Таким образом, я поняла, что полное диафрагматическое дыхание положительно влияет на человеческий организм.

Используя и обобщая этот опыт, можно оказывать влияние на здоровье детей и подростков, уменьшить уровень негативных переживаний, наполнить их сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями. Становится понятно, что на занятиях по вокалу, в частности по постановке голоса можно с успехом решать задачу по повышению посещаемости занятий, укреплению физического и психического здоровья как обучающегося.
Дидактический анализ темы
Актуальность методической разработки.
В курсе занятий объединения «Постановка голоса», тема: « Певческое дыхание» занимает достаточно большой объём времени и имеет немаловажное значение.
Анализируя результаты тестирования обучающихся, я пришла к выводу, что показатель уровня усвоения программы по этой теме недостаточно высокий. Анализ практической работы показывал, что у детей при пении присутствует неровность, пестрота звучания, особенно в местах межрегистровых порогов, недостаточно сильный звук, у них нет лёгкости и летучести. Затруднения в плане дыхания и звуковедения приводит к тому, что ребёнок пытается изо всех сил форсировать звук. Это даёт огромную нагрузку на гортань и голосовые связки, которые у детей и подростков ещё недостаточно сформированы. И как следствие этого, возникают сопутствующие заболевания – ларингит, фарингит, воспаление и узелки на голосовых связках. Ребёнок заболевает и достаточно долгое время соблюдает режим тишины. Когда он приходит заниматься всё опять повторяется, практически с тем же результатом.

Анализ динамики посещения занятий показал, что основной причиной пропусков является уважительная причина – болезнь. Данные обстоятельства заставили меня, как педагога по вокалу обратить пристальное внимание на применение диафрагматического дыхания в постановке голоса, его влияние на укрепление здоровья ребёнка. Изучив современную методическую литературу по эстрадному вокалу, посетив мастер-классы других педагогов, в частности Т.В. Охомуш, я решила использовать диафрагматическое дыхание в своей работе, как способ укрепления и оздоровления детского организма и голосового аппарата в частности. Так как на данный момент существует недостаточное количество методической литературы по использованию диафрагматического дыхания, я решила взять эту тему за основу своей методической разработки.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что с её помощью решаются сразу несколько задач: оздоровление и профилактика детского здоровья, улучшение динамики посещаемости, улучшение усвоения программы.

Цель данной методической разработки: обосновать целесообразность применения диафрагматического дыхания на занятиях по постановке голоса в рамках здоровьесберегающей технологии.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

- изучить литературу о влиянии оздоровительного эффекта певческого диафрагматического дыхания на организм ребёнка;
- повысить уровень посещаемости детей;
- разработать и апробировать комплекс дыхательных и вокально – дыхательных оздоровительных упражнений
- выявить динамику состояния здоровья учащихся через педагогические наблюдения, статистические данные.

Прогнозируемый результат – разработанная методика обучения диафрагматическому дыханию способствует сохранению и укреплению здоровья детей и как следствие этого - улучшению посещаемости, более полного усвоения программы, улучшению психологического состояния учащихся, благоприятного климата в коллективе.

В курсе «Постановка голоса» тема « Певческое дыхание» играет очень важную роль. Дыхание является фундаментом, основой голосообразования.

Дыхание бывает различных видов:
1. Грудное дыхание.
При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние
дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втянут.
Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Это дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и поэтому затруднено голосообразование.

2. Смешанное, нижнерёберное.
Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание.
При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности, видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Как показывает практика, диафрагматическое дыхание намного эффективнее, чем грудное, ведь кислород поступает в кровь активнее. Это сохраняет энергию, и, что самое главное, даёт вам больше контроля над голосом.
Диафрагматический тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, восточных единоборств, йоги. Так дышат животные, так и мы все дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка.

Самая сложная задача певческого диафрагматического дыхания – это контролируемый и регулируемый выдох, что и обеспечивается владением диафрагмальным дыханием, диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объём грудной клетки.
Пение - это мастерство выдоха, но далеко не все профессионалы овладевают этим мастерством.
При пении не должен резко опадать объём грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объём грудной клетки не опадает.

Мышцы живота и диафрагмы помогают регулировать певческий выдох, а грудной резонатор (грудная клетка) не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объёмным, мощным. Именно это называют в вокале опорой на диафрагму и использовании грудного резонатора, груди.
Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струёй, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего и звук будет ровным и звучным. Постепенная подача воздуха обеспечит максимальное превращение его в звуковые волны.

Методика обучения
Работа над постановкой певческого диафрагматического дыхания начинается с подготовительного этапа, когда дети приходят в студию в возрасте 5 – 6 лет.

Работа на подготовительном этапе программы строится на развивающих методиках. Для раскрытия способностей ребенка создаются ситуации, где он может их проявить и использовать в творческом становлении личности. Развивающая методика предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. Любой успех его в освоении программы рассматривается как победа. Благодаря такому подходу, развивающая методика не ставит конкретных сроков достижения результатов.
Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность в игре. Она знакома ему, он чувствует себя комфортно. Игра необходима ребёнку для выхода его энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьёзных делах. Поэтому на данном этапе программы я в основном применяю игровые методы обучения. Задача педагога состоит в том, чтобы благожелательности и сотрудничества для адаптации и раскрепощения ребёнка.

Подготовительный этап.
Задача подготовительного этапа состоит в том, чтобы дать детям элементарное представление (адаптированное к возрасту ребёнка) о строении дыхательного аппарата, резонаторах, обучить и автоматизировать навык нижнерёберного дыхания.
Комплекс упражнений на развитие нижнерёберного дыхания применяется как подготовка к овладению диафрагматическим дыханием.
В первую очередь я применяю комплекс упражнений, которые вызывают у детей ассоциативные параллели: «Покачай игрушку», «Задуй свечу», «Согрей ладошки», «Собачка», «Надуваем шарик», «Взлетает самолет», «Заводим мотоцикл», «Горячая картошка», «Нюхаем цветок» и т.д. Эти упражнения не певческие, но они дают представление о механизме профессионального дыхания. С помощью этого комплекса дети легко осваивают и вырабатывают навык нижнерёберного вдоха.
Упражнение «Покачай игрушку» выполняется лёжа на коврике. Ребёнок ложится и кладёт игрушку себе на живот. На вдохе живот поднимается вверх (сокращается диафрагма) – поднимается и игрушка, на выдох живот опускается (диафрагма расслабляется) – игрушка опускается. Я обращаю внимание ребёнка на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.
Выполнение упражнения можно сопровождать рифмовкой, которую я читаю:
Качаю рыбку на волне, то вверх (вдох),
То вниз (выдох) плывёт ко мне.
Впоследствии игрушку заменяют на тяжёлую книгу или мешочек с песком. При утяжелении веса происходит нагрузка на диафрагму, что способствует активизации её работы.
При выполнении этого упражнения необходимо строго контролировать положение плеч. Они должны быть прижаты к полу и не подниматься, поясница тоже должна быть прижата к полу. Я при обучении детей иногда фиксирую плечи руками. Освоение этого упражнения занимает достаточно продолжительное время, оно обычно остаётся базовым до тех пор, пока все дети в положении лёжа не смогут его правильно выполнять. Очень важно соблюдать это правило, так как спешка при обучении диафрагматическому дыханию не приводит к хорошим результатам.
Параллельно с освоением этого упражнения я с детьми осваиваю выполнение упражнения «Испуг»: Ребёнок сидит на коврике, поджав ноги под себя, копчик упирается в пятки, ступни соединены. Руки – на поясе. На вдох надо коротко, отрывисто вдохнуть – испугаться, на выдох – длинно выдохнуть с придыханием на звук «ха – а - а».
С помощью этого упражнения мы активизируем работу диафрагмы, контролируем работу боковых мышц и мышц спины на вдохе, учимся выполнять вдох с задержкой. Вдох с задержкой очень часто практикуется в дыхательной гимнастике – йога. В этот момент в несколько раз усиливается циркуляция крови, активизируются обменные процессы в организме. При выполнении этого упражнения педагогу необходимо контролировать осанку ребёнка, положение стоп, работу живота. Так как достаточно долгое время в этой позе сидеть трудно, упражнение выполняется достаточно быстро и после него обязательно надо размять голеностопные суставы.

Очень важен зрительный контроль, поэтому в классе должно быть зеркало, чтобы ребёнок мог себя видеть. В течение времени можно наблюдать достаточно положительную динамику исправления осанки у обучающихся.
Ещё один немаловажный момент – положение головы. Если поющий откидывает голову назад, тянет её вперёд или сильно напрягает мышцы шеи, то происходит вмешательство внешних мышц в работу гортани, гортань перемещается, происходит излишние напряжение или зажим связок. Поэтому для расслабления мышц головы и шеи необходимо выполнять комплекс специальных упражнений (Методика «Чистый голос»). Эти упражнения хорошо снимают напряжение, возникающее при долгой статичной позе и одновременно выполняют функцию физкультминутки.
Дыхательные упражнения выполняются в различных положениях: лежа, сидя, стоя; дыхательно-вокальные – только стоя.
При выполнении упражнений стоя, детям даётся понятие о правильной певческой постановке, так как положение корпуса влияет на работу мышц.
Опора или певческая постановка – положение корпуса, шеи, головы, рук, ног, осуществляет очень важную функцию.
Для осуществления певческого диафрагматического дыхания очень важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при её сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы. Положение корпуса, ног, рук, шеи, всё влияет на физическое состояние обучающегося и соответственно на качество звучания. Сгорбленная спина даёт сжатие диафрагмы, что препятствует её свободному движению. От этого страдает и осанка, и качество звука. Я стараюсь всё время напоминать детям, что они должны стоять устойчиво, ровно и удобно на двух ногах, что обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы, мобилизует нервную систему.

Исходя из своего практического опыта, могу сказать, что детям очень нравится выполнение дыхательных упражнений по методике А.Н.Стрельниковой. Я взяла несколько упражнений, которые выполняют двойную функцию: вырабатывают навык активного вдоха, задействуя в работе диафрагму, и дают возможность подвигаться. Это упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Большой маятник», «Передний шаг». (Методика А.Н.Стрельниковой).
Так как суть упражнений по методу А.Н.Стрельниковой состоит в активизации носового дыхания, то в короткие сроки виден результат: восстановление в кратчайшие сроки носового дыхания, усиление дренажной функции бронхов (отхождение мокроты), что я и наблюдаю у детей на занятиях. Эти же упражнения успешно используются и для исправления различных деформаций костно-связочной системы, грудной клетки (её паталогических изменений), в некоторых случаях позвоночника (сколиозы, кифозы), а также для увеличения подвижности в костно-связочных сочленениях. Те дети, кто дома систематически выполняет эти упражнения, меньше болеют, и быстрее восстанавливаются после болезни.

Когда у всех детей освоен навык активного диафрагматического вдоха через рот и нос и спокойного вдоха через рот, можно приступать к упражнениям на смешанный вдох. Практика показала, что освоение этих упражнений происходит во втором полугодии или даже ближе к концу учебного года. В это же время я начинаю применять озвученные упражнения:
- активный вдох – длинный выдох (звук «ю»);
- спокойный вдох – длинный выдох (звук «Ю»);
- упражнения на вибрацию (упражнения «Шофёр», «Заводим мотоцикл»)
Хороший эффект дают детям упражнения из ФМРГ В.В.Емельянова:
«Волна», «От шёпота до крика», «Крик – вой», «Динозаврик».

На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающей начало быстрого вдоха.
По мере освоения упражнений, количество таких инструкций сокращается.

Часто занятие может проводиться в форме викторины, соревнования. Применяются – игровой, словесный методы обучения. Часто применяется прием наглядности.

Также немалую роль играет принцип воспитывающего обучения: посещение фестивалей, концертов, репетиций и выступлений своих товарищей по студии более старшего возраста.

Принцип постепенности и последовательности играет важную роль в закреплении навыка нижнерёберного дыхания, доводя его до состояния автоматизма.
Навыки, полученные в упражнениях на развитие грудного (реберного) дыхания, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в упражнения.
Когда у всех детей освоен навык активного диафрагматического вдоха через рот и нос и спокойного вдоха через рот, можно приступать к упражнениям на смешанный вдох. Практика показала, что освоение этих упражнений происходит во втором полугодии или даже ближе к концу учебного года. В это же время я начинаю закреплять эти навыки простыми вокально-озвученными упражнениями:
- активный вдох – длинный выдох (звук «ю»);
- спокойный вдох – длинный выдох (звук «ю»);
- упражнения на одном звуке (3 позиции резонирования);
- упражнения на вибрацию (упражнения «Шофёр», «Заводим мотоцикл»)
Очень нравятся детям упражнения из ФМРГ В.В.Емельянова: «Волна», «От шёпота до крика», «Крик – вой», «Динозаврик».
Упражнения из методики Емельянова позволяют детям расслабиться, сбросить психологическое напряжение и покричать на занятиях.
Фонопедический метод развития голоса позволяет издавать различные звуки: шёпот, крик, лай стон, хрип, что позволяет раскрепостить артикуляционный аппарат и снять мышечное напряжение.

Когда у детей появится стабильный результат в ощущении реберного дыхания, тогда можно будет переходить к освоению диафрагматического дыхания.
Торопиться здесь ни в коем случае нельзя, т.к. преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит ребенка «дергать» мышцами живота, «тужиться», что не ускорит процесс обучения.

Тренировочный этап.
Тренировочный этап – формирует навыки профессиональной деятельности учащегося, а это значит, что можно приступить к обучению и освоению навыка диафрагматического дыхания. Обычно на этом этапе обучаются дети 7-10, 8-11 лет.
На этом этапе очень важна правильная певческая постановка – положение корпуса. Спина должна быть прямая, а поясничный отдел хорошо прогнут, т.к. он является опорой для диафрагмы при ее сокращении. Очень важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.
Сначала обращается внимание детей, что выдох надо экономить и распределять его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровный звук (Упражнение «Свеча» - контролируем руками работу живота и ребер). (Приложение № 1.)
Я объясняю детям, что надо задуть воображаемую свечу. Дети кладут руки ладонями на рёбра. Делают вдох и «начинают дуть» на свечу. Я обращаю внимание детей, что воздух из лёгких должен выходить постепенно и плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть в пении, когда взятый воздух распределяется на всю фразу, а не сбрасывается сразу при первых звуках.
Это упражнение даёт очень хорошее представление о дыхании в пении, координации всех мышц. Я даю детям это упражнение часто, чтобы они могли проверить правильность своих ощущений.
Всегда обращаю внимание детей на момент крошечной остановки в момент между вдохом и выдохом. Это задержка дыхания и главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, как ваш вдох.
Дается понятие и ощущение диафрагмы, упражнения для ее работы, чтобы ребенок мог почувствовать, ощутить работу этой мышцы (упражнение на задержку дыхания). На этом этапе работа мышц становится очень тонко дифференцированной, т.е. расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы, ненужные тормозятся, лишние движения и напряжение исчезают.
На упражнении «Свеча» можно дать почувствовать ощущение, что диафрагма, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему выплеснуться на первых порах выдоха. Диафрагма, выпрямившаяся при вдохе, при выдохе резко не меняет своей формы, а очень медленно возвращается к своему первоначальному, куполообразному состоянию. Именно этот процесс помогает осуществить певческий выдох.
Ощущения, полученные при «задувании свечи», повторяются со звуком. Поем на любой удобный звук, лучше «у» или «ю», тянем его, а руки контролируют «механизм» выдоха. Обязательно следим, чтобы живот не зажимался, не выпячивался, не дергался, не «делался арбузом».
При хорошем внимании в работе, ребенок этого возраста достаточно быстро овладевает механизмом диафрагмального дыхания. Овладение техникой диафрагмального дыхания поможет в пении выдыхать спокойной, плавной, собранной струей, плотной и непрерывной, с хорошим напором, отчего звук будет ровным и звучным (еще можно применить понятие крепкий).
Умение расходовать дыхание так, чтобы оно все без остатка превратилось в звук – задача данного этапа работы. Это умение показывает мастерство владения певческим выдохом. По этому умению судят о технике дыхания учащегося.
Вокальные упражнения для совершенствования выдоха должны быть простыми, в спокойном темпе, петь их надо ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтроль ребенка, ощущение его мышечного контроля. Он должен все время контролировать руками правильность выполнения упражнений.
При этом важен визуальный контроль, поэтому необходимо наличие зеркала в классе. Очень хорошо применять плотный чёрный пояс для фиксации мышц.
Очень важно на данном этапе чередовать простые дыхательные упражнения с вокальными (Методика «Чистый голос), чтобы не утратить четкость и свежесть ощущений.
С помощью навыка диафрагматического дыхания на данном этапе обучения необходимо начать работу над сглаживанием межрегистровых порогов, т.е. добиваться одинакового выровненного звучания голоса во всём диапазоне. Для такого рода упражнений сначала используется восходящее и нисходящее поступенное движение звукоряда, а затем использование скачков с заполнением (Методика «Чистый голос»).
Чередование упражнений и внесение (уже фрагментарно) игровых приемов в процесс обучения, важны для переключения внимания детей, т.к. в этом возрасте оно достаточно неустойчивое. Дети быстро утомляются при достаточно активной мышечной работы и смена деятельности помогает им отдохнуть. Как моменты релакса, я применяю на занятиях массаж лица и шеи, артикуляционную гимнастику, прыжки, физкультминутку.
Из основных недостатков по дыханию на этом этапе можно отметить вялое или недостаточно форсированное дыхание.
Вялое – это неразвитые мышцы, недостаточный вдох, вялый выдох, поэтому и в звуке нет опоры. Форсированное дыхание связано с чрезмерной активностью дыхательных мышц: вдох шумный, с перебором дыхания, выдох с излишним напором.
Шумный вдох возникает от трения проходящего воздуха о недостаточно раздвинутые складки (связки), и от плохого раскрытия (расширения) русла трахеи и бронхов. Шум некрасив и вреден для связок и вызывает сухость. Для устранения этого недостатка, надо фиксировать внимание детей на бесшумном вдохе. Добиться его помогает хороший зевок и спокойное дыхание.
На этом этапе работы важно дать понять и закрепить у ребёнка, доведя до автоматизма, навык диафрагматического дыхания и ощущение опоры звука. Особенно это должно ощущаться на окончаниях фраз и предложений.
Здесь я использую принцип ассоциативного мышления: я сравниваю звук со стрелой, которая летит вдаль, пронзая пространство и не падает в момент окончания музыкальной фразы или предложения.
Ещё я предлагаю детям помочь себе рукой: выполняется зачерпывающее движение на вдох и удерживающее звук на выдох, с окончанием звучания сжимается кулак - прячем звук. Этот способ очень хорошо помогает «ставить» окончания фраз на опору.
Для автоматического задействия диафрагмы на момент вдоха, применяю комплекс упражнений на смешанный вдох-выдох, задержку дыхания (система йогов), упражнения на ощущения диафрагмы. Очень полезны упражнения с задержкой дыхания в комбинации с ходьбой и др. движениями.
Процесс обучения дыханию не терпит спешки и суеты. Воспринять, понять требования, координацию всех процессов должен весь организм, а не только сознание и воля, хотя и от этих качеств зависит очень многое.
Занятия для этой возрастной категории учащихся могут проводиться и в обычных и в занимательных формах: викторина, творческая встреча, семинар.
Применяются: игровой (уже фрагментарно), словесный, наглядный, практический методы обучения.
Хорошо показал себя на практике мультимедийный метод обучения. Просмотр и анализ своих же выступлений дают иногда больший эффект, чем многократно повторенное замечание.

Заключительный этап.
Обучение учащегося на заключительном этапе объединения «Постановка голоса» предполагает, что учащийся уже обладает устойчивым навыком диафрагматического дыхания и умеет применять его в вокально-исполнительской деятельности. Учащийся свободно пользуется техникой дыхания и поэтому его вокальная техника всё более совершенствуется. Учащийся закрепляет умение на практике применять приёмы филировки звука, вибрато, различные музыкальные штрихи. В силу возраста, большей степени мастерства, увеличившегося диапазона, на этом этапе учащимся даются более сложные вокальные произведения. Задача педагога – корректировать и направлять работу над вокальной техникой, совершенствовать её, приучать учащегося к самостоятельности в работе, использовании творческого подхода к учебному процессу.

На данном этапе обучения упражнения на дыхание (неозвученные) можно использовать выборочно, в зависимости от наличия той или иной проблемы по дыханию при исполнении. Для работы над техникой вокала применяются только вокальные упражнения, которые позволяют решать сразу несколько задач: дыхательную, дикционную, интонационную. Применение на практике приёмов – украшений, (мордент, форшлаг) способствует созданию образа в произведении.

На этом этапе обучения очень важен и особенно необходим принцип индивидуального подхода к учащимся, в силу того, что именно это время совпадает с предмутационным и мутационным периодами. Поэтому необходимо разделить смешанную группу и заниматься отдельно с мальчиками и отдельно с девочками. При этом надо учитывать особенности каждого ребёнка на данный период: тембр, диапазон, определённые проблемы, если они присутствуют.
Упражнения для мальчиков необходимо играть на октаву ниже, учитывая диапазон каждого учащегося на данный момент. Наиболее сложные места из произведений пропеваются максимально аккуратно, только на опёртом дыхании, полностью исключая форсировку звука. Особенно важен в этот период принцип соразмерности нагрузки, так как голосовой аппарат находится в «неустойчивом состоянии».

Соблюдая все эти условия можно благополучно пережить этот непростой период, сохранив при этом здоровые связки, гортань и наработанную за эти годы технику.

В этом возрасте учащиеся имеют уже достаточно полное и чёткое представление о строении певческого аппарата, так как параллельно с практическими занятиями они изучали раздел «Теоретические основы вокала».
Эти знания необходимы детям для постановки голоса, в частности дыхания.

На занятиях основное внимание необходимо фиксировать на слуховых и мышечных ощущениях, на естественной свободе и активности происходящих процессов (Методы самоконтроля и наблюдения). Добиваться понимания процесса и результатов надо с помощью простых музыкальных и физических упражнений, искать ощущения через различные ассоциации (принцип ассоциативного мышления), а не действовать с позиций силы, нажима.

Основные методы и приёмы работы по постановке певческого голоса всегда сопровождаются системой дыхательно-вокальных упражнений.

На подготовительном этапе это комплекс упражнений для развития и подготовки нижнерёберного дыхания (приложение № 1), упражнения по методу А.Н. Стрельниковой. Далее можно включить в процесс обучения упражнения на ощущение и работу диафрагмы (методика «Чистый голос» Т.В. Охомуш), упражнения с задержкой дыхания по системе дыхания йогов.

В заключение даются вокально – интонационные упражнения, которые одновременно решают несколько задач, в том числе и наработку диафрагматического дыхания. (Методика «Чистый голос»).
Для разнообразия хорошо чередовать упражнения физические (неозвученные) с вокальными.

Вся система упражнений должна быть хорошо продумана и непременно учитывать следующие принципы: доступности, постепенности и последовательности, практической направленности. Упражнения даются
систематически и не должны меняться на каждом уроке, чтобы ребёнок мог понять, на выработку какого навыка дано это упражнение.
С каждым занятием качество выполнения упражнения должно улучшаться.

Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, это – трудные места из изучаемого материала. Существуют дыхательные упражнения, которые имеют укрепляющий и оздоровительный эффект (приложение № 2), способы, помогающие снять волнение перед выступлением (приложение №3).

Все упражнения должны выполняться перед зеркалом, так как необходим визуальный контроль. Начинающим ученикам хорошо контролировать движения диафрагмы рукой или плотным поясом. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажёра.
В заключении хочется отметить, что распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от индивидуальных особенностей детей, их возможности его усвоения. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном данному возрасту материале. При подборе репертуара, упражнений необходимо учитывать вокальные данные каждого. При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи.

После концертов, контрольных уроков обязательно должно быть время отдыха, восстановления.

На своих занятиях применяю следующие методы:
- игровой, словесный, метод наблюдений, репродуктивный, метод контроля и самоконтроля, метод формирования умений и навыков, частично-поисковый метод, практический метод, мультимедийный.

Обучение на занятиях по постановке голоса я провожу на основе общепедагогических принципов:
- принцип развивающего обучения;
- принцип доступности;
- принцип постепенности, последовательности и систематичности;
- принцип наглядности;
- принцип соразмерности нагрузки;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип единства художественного и технического.

Использую следующие приёмы:
- создания общей атмосферы сотрудничества;
- познавательной игры, ситуации, дискуссии на уроке;
- анализ жизненной ситуации, разъяснение.

Принципы подбора репертуара: художественная ценность, воспитательное значение, доступность муз и литературного текста.

Практическое использование:
Методическая разработка предназначена для педагогов, незнакомых с этой работой.
Возможности и удобство практического использования данной методической разработки состоит в том, что педагог может составить и применить в своей практике любой комплекс дыхательных упражнений в соответствии с поставленными задачами в тот или иной период обучения.

Так как диафрагматическое дыхание неразрывно связано со звукоизвлечением и звукообразованием, то в одном дыхательно-вокальном упражнении можно одновременно решать несколько задач по постановке голоса.

Заключение
В процессе исследования проблемы оздоравливающего воздействия певческого диафрагматического дыхания на детский организм, решены следующие задачи:
- изучена специальная литература об использовании полного диафрагматического дыхания в оздоровительных целях и на занятиях по эстрадному вокалу;
- проанализирован уровень посещаемости занятий;
- подобран и апробирован комплекс дыхательных и вокальных упражнений;
- проведено тестирование усвояемости овладения методикой диафрагматического дыхания.
Полученные промежуточные результаты свидетельствуют о целесообразности применения диафрагматического дыхания на занятиях объединения «Постановка голоса».

Диафрагматическое дыхание:
- положительно влияет на обменные процессы при кровообращении в лёгких;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- способствует рассасыванию воспалительных образований;
- исправляет деформации грудной клетки и позвоночника;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
- нормализует нервно - психическое состояние человека, успокаивает.

Целесообразность применения:
Анализ практической работы и изучение опыта ведущих педагогов вокалу убедил меня в целесообразности применения техники диафрагматического дыхания на занятиях, так как эта техника преобладает рядом положительных моментов:

1. Имеет большой оздоровительный эффект, так как диафрагматическое дыхание
активизирует обменные процессы в организме, усиливая микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани, выполняет своеобразный массаж лёгких.
2. Применение дыхательных упражнений помогает учащимся вернуть внутреннее состояние покоя и уверенности, помогает во время выступления концентрировать внимание на художественной стороне исполняемого произведения.
3. Снятая с помощью диафрагмы нагрузка, освобождает голосовые связки, снимает зажим в области шеи и плеч, таким образом исключая форсировку звука, пение на связках и его последствия (узелки, разрывы, воспалительные заболевания).
4. Обученные диафрагматическому дыханию, дети учатся контролировать работу своего голосового аппарата.
5. Применение диафрагматического дыхания удерживает звук на опоре, помогает эффектно управлять вибрато, динамикой, всем тем, что есть у поставленного голоса.
6. При пении на диафрагматическом дыхании, главным показателем, при исполнении, является малая утомляемость, лёгкость, удобство, полётность звучания.
7. Деятельность оздоровительного характера применяется детьми осознанно, поскольку педагог поясняет задачи каждого упражнения или вокального произведения. Вследствие этого повышается уровень мотивации к здоровому образу жизни.
8. Использование приёмов таких как: артикуляционная гимнастика, упражнения для снятия статического напряжения, дыхательная гимнастика позволяют влиять на физическое здоровье психику детей, повышая мотивацию и интерес к занятиям по постановке голоса.
9. Повышение мотивации к занятиям в свою очередь влияют на уровень усвояемости знаний.

Формы и методы реализации:
Реализацией овладения техникой диафрагматического дыхания являются различные формы работы: творческие показы, праздничные тематические вечера, фестивали, конкурсы, концерты. Они стимулируют и повышают результативность обучения, усиливают его привлекательность, воспитывают лучшие качества учащихся, помогают ощущать общественную значимость своего труда.

Критериями оценки применения данной техники является оздоровительный эффект, положительная динамика посещаемости занятий, более высокий уровень усвоения программы и как практический результат - награды, полученные учащимися на различных конкурсах.

Внедрение данной методики в образовательный процесс не требует особых финансовых затрат или специального оборудования. Для его реализации требуются высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующее методическое обеспечение, оборудование кабинета.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Дыхательные упражнения для развития и укрепления дыхательного аппарата.
1. Положите руки ладонями на рёбра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко до пупка вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся рёбра под напором входящего в грудь (в лёгкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объём воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали рёбра.
2. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идёт твёрдое нёбо. А теперь на вдохе (контролируем руками рёбра) ощущаем объём входящего воздуха, а на выдохе считаем чётким, громким голосом (1,2,3,4,…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха, и там звучит наше слово. Необходимо следить, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются рёбра, это плавно выходит воздух из лёгких, расходуясь на произношение звуков, слов.
3. Очень глубоко, резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние рёбра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно выдохните через рот. Упражнение рекомендуется для установления правильного состояния гортани и языка, активизации дыхательного аппарата.
4. Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе говорить слог да-да-да. Говорите, «ощущая» корни передних зубов. Язык должен дробно ударить по твёрдому нёбу около корней верхних резцов. Нижняя челюсть свободная, но не «падает». Надо следить, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
5. Удобно лечь на спину, положить одну руку на рёбра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки ощутят, как раздвинутся рёбра (лёгкие наполнились воздухом), выпятился живот (лёгкие толкнули диафрагму, а она надавила на живот). На выдохе считать: 1,2,3,4… Счёт свободный, неторопливый, гласные протяжные. « Выжимать» воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное здесь – дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох. Ощущение звуков, как в упр. 4.
6. Немного усложним упражнение. Всё так же, как в упражнении №5. Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счёта. Счёт вести двузначными цифрами: 21, 22, 23… Главное не продолжительность счёта, а качество вдоха и плавность выдоха.
7. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох – через нос очень активно и со стоном, чтобы резко и быстро «опал» объём воздуха в груди.
8. Глубокий вдох ртом. На выдохе, на удобной тесситуре протянуть, промычать звук «М». Губы слегка сомкнуты. Руки следят за дыханием. Звук должен отозваться в груди, в голове, « заполнить» вас. Звук протяжный. Затем замените звук «М» на «Н», «В», «З».
9. Всё как в упражнении №8, только к согласной присоединить гласную: «Маа…», «Ваа….» Проследить, чтобы форма звука не менялась, дыхание не рвалось.
10. Усложняем упражнение №9. Произносим два слога, на втором делаем ударение, гласную второго слога потянуть, послушать: «Ма – Ма». Всё время проверять правильность ощущений, контролировать дыхание. Тесситура удобная. Слоги произносить не торопясь. Между слогами пауз не делать. Дыхание брать, когда оно заканчивается. Следите, чтобы смена слога, смена гласной не меняла силу и объём звука.
11. Надо задуть воображаемую свечу. Положите ладони рук на рёбра. Вдохните и начинайте «дуть на свечу». Обратите внимание, что воздух из лёгких выходит постепенно и плавно, рёбра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых её звуках.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Дыхательные упражнения для оздоровительного эффекта.
1. Активно вдохнуть и выдохнуть через нос (6 раз).
2. Энергично вдохнуть через нос, выдохнуть через рот (6 раз).
3. Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос (6 раз).
4. Вдохнуть через одну ноздрю, выдохнуть через другую, зажимая указательным пальцем то левой, то правой рукой противоположную ноздрю. (6+6 раз).
5. Вдохнуть через нос, выдохнуть через плотно сжатые губы, с усилием
проталкивая воздух на выдохе через губы. Это упражнение развивает мышцы губ и интенсивность выдоха (дыхания).
6. Надуть щёки, как шар. Резко «выхлопнуть воздух через «губы – трубочку».
7. Дышать через губную гармошку, как через фильтр. Втянуть как
насосом воздух через гармошку до полного объёма ваших лёгких, а потом (опять через гармошку) выдохнуть (выдуть) постепенно весь воздух. Не надо пугаться головокружения. Сначала упражнение делается 15 секунд, постепенно увеличивается через день длительность упражнения: 15, 30, 60 секунд и так далее.
8. «Мычание» на удобной тесситуре, после дутья в гармошку (по 30 сек.)
Мычать близко, «на зубах», чтобы ощущать вибрацию на губах. Губы слабо сомкнуты, а не сжаты. Хорошо перед «мычанием» открыть нешироко рот, а потом сомкнуть только губы. Мычать на хорошем выдохе.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Как избавиться от волнения

1. Перед выходом на сцену надо сделать несколько медленных вдохов (вдох- 4 счёта, выдох - 8 счётов)
2. Сделайте несколько артикуляционных упражнений, чтобы снять зажим.
3. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать его тотчас при выходе на эстраду, надо немного постоять, чтобы затормозилось действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вдоха через нос, ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании
4. Эта пауза между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать внимание для дальнейшего восприятия вашего выступления.
5. Вырабатывайте уверенность в собственных силах (воля, целеустремлённость, самодисциплина).
6. Перед выступлением концентрируйте внимание на технике, художественной стороне исполняемого произведения.
7. Систематически тренируйте и совершенствуйте вокальную технику.
8. Никогда не впадайте в уныние, если выступление прошло не совсем удачно.
9. Никогда нельзя говорить: Я - боюсь! Надо говорить: Я – справлюсь! Я всё сделаю замечательно!

Список литературы.
1. "Музыкальная энциклопедия".
2. Е. М. Пекарская "Вокальный букварь".
3. "Вопросы вокальной педагогики".
4. "Вопросы методики воспитания слуха".
5. Л. Дмитриев "Основы вокальной методики".
6. А. М. Егоров "Гигиена голоса и его физиологические основы".
7. В. Г. Ермолаев, Н.Ф.Лебедев, В.П.Морозов "Руководство по фониатрии".
8. И. Кочнева, А. Яковлева "Вокальный словарь".
9. А. Г. Менабени "Методика обучения сольному пению".
10. В. П. Морозов "Вокальный слух и голос".
11. В. П. Морозов "Тайны вокальной речи".
12. С. П. Юдин "Формирование голоса певца".
13. О. В. Правдина "Механизмы голосообразования и их нарушения".
14. К. Линклэйтер "Освобождение голоса".
15. Е. Ю. Белоброва "Обучение эстрадному вокалу".
16. Т.В. Охомуш, Методика « Чистый голос»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Сундучок здоровья» Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Опубликовано: 1263 дня назад (14 мая 2018)
Просмотров: 2240
+1
Голосов: 1
Наталья Алексеевна Фомина # 18 мая 2018 в 09:48 0
Елена Евгеньевна, ваш материал очень полезен. В своей работе учителя-логопеда я обязательно возьму некоторые элементы себе на заметку, для меня эта тема очень актуальна. Спасибо за то, что поделились опытом.
Ирина Александровна Грушина # 24 августа 2018 в 17:07 0
Елена Евгеньевна, спасибо за прекрасный материал! Тема здоровьесберегающих технологий очень актуальна и важна! Хороший комплекс упражнений, который будет полезен всем детям, особенно ЧБД.Многие упражнения можно использовать в работе с детьми с заиканием.