Опыт работы учителя - логопеда. Когда нужна помощь в усвоении навыка чтения
Автор: Вавинова Елена Владимировна, учитель-логопед. г. Москва
Отдавая ребенка в школу, мы, как родители, можем столкнуться с тем, что ребенку тяжело в школе. Он не усваивает школьную программу: плохо читает, не понимает что прочитал, плохо пишет, плохой почерк, не запоминает, не может рассказать, что проходили на уроке.
В такой ситуации главное не спешить всё списывать на лень ребенка, на нежелание учиться или отсутствия способностей.
Возможно, ему нужна помощь в усвоении навыков чтения и письма.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Ребенок должен до него дозреть.
Чтобы легко и быстро усвоить навык правильного чтения дети должны иметь достаточно развитую устную речь: уметь рассказать о себе, составить рассказ по картинке, фразы должны быть правильными, все слова должны быть согласованы, правильно произносить все звуки. Иметь хорошую память, восприятие, мышление и внимание, т.е. достаточный уровень развития высших психических функций.
В первом классе дети только начинают усваивать навык чтения. У ряда учащихся возникают трудности в чтении.
На какие ориентиры надо обращать внимание родителям:
1. Недостатки в устной речи: бедный словарный запас, не знает значения многих слов, не может выразить свои желания, эмоции, нарушено звукопроизношение.
2. Плохо понимает пространственные представления: путает понятия слева, справа, перед, за, из-под, из-за.
3. Трудности в усвоении временных представлений: последовательность времен года, дней недели, месяцев.
4. Не понимают прочитанное, не могут ответить на вопросы о прочитанном.
5. Путают буквы при чтении.
6. Медленный темп чтения и медленный прогресс в усвоении навыка чтения.
Если они есть у детей, то лучше проконсультироваться у логопеда, чтобы как можно раньше провести диагностику и получить специальную помощь.
Рекомендуем посмотреть:
Учебно-воспитательная работа по формированию мотива успешной учебной деятельности в начальной школе
Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета по ФГОС
Расстройства аутистического спектра
Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда