Мастер-класс «Быстро, легко, весело или как помочь ребенку правильно говорить»
Ведующий: Вавинова Е.В., учитель-логопед
Аудитория: родители, дети, педагоги
Цель мастер-класса: ознакомление с эффективными способами использования здоровьесберегающих технологий, оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Задачи:
1. познакомить с энергосберегающими технологиями:
- биоэнергоплатика,
- кинезиологические упражнения (мимические упражнения, упражнения для глаз, релаксация, дыхательные и голосовые упражнения).
2. Привлечение родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни.
Краткое описание.
В настоящее время коррекционные педагоги ищут наиболее эффективные пути развития речи. Очень часто логопеды сталкиваются с проблемами: ребенок плохо говорит, отмечаются трудности введения поставленных звуков в речь, наблюдается нечеткость речи.
В таких случаях целесообразно применять методы нейростимуляции.
Одним из таких методов относится метод биоэнергопластика.
Биоэнергопластика - это метод нейростимуляции, предполагающий совместное движение рук и органов артикуляции.
Исследователями А.В. Ястребовой, О.В. Лазаренко было доказано, что совместные движения артикуляционного аппарата и руки помогают активизировать психическую деятельность.
Применение биоэнергопластики позволяет повысить мотивацию детей на занятиях, улучшает их моторные возможности, синхронизирует работу полушарий головного мозга, повышает нейропсихологические показатели психической деятельности.
Применять методы биоэнергопластики необходимо поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с артикуляционным упражнением, на втором этапе к артикуляционному упражнению добавляется движение ведущей рукой, при этом зрительная опора постепенно убирается. На третьем этапе, дети выполняют артикуляционное упражнение, сопровождая его двумя руками.
Рассмотрим метод биоэнергопластики при выполнении некоторых артикуляционных упражнений.
Упражнение «Окошко».
Детям необходимо широко открыть рот, одновременно с этим раскрыть ладошки (раскрытые ладошки смотрят вверх). Закрыть рот, пальцы рук закрываем в кулачки. Несколько раз повторяем упражнение.
Упражнение «Качели».
Инструкция детям. Открыть рот, язык поставить за верхние зубы, опустить за нижние зубы, одновременно с этим ладошки обеих рук поднимаем вверх, опускаем вниз.
Упражнение «Часики».
Просим детей открыть рот, язык лежит на нижней губе, ладони соединяем вместе перед собой. Под счет язык двигается от одного угла рта к другому, одновременно с языком ладошки отклоняются в правую или в левую сторону.
Упражнение «Барабанщики».
Дети говорят звук д-д-д, при этом кончик языка за верхними зубами. Одновременно с этим указательный палец одной руки ударяет по ладони другой, и наоборот.
Метод биоэнергопластики можно применять не только в сочетании с артикуляционной гимнастикой. Его очень хорошо использовать в сочетании со стихотворениями, ритм стихотворения создает структуру движения.
Упражнение «Деревцо».
Просим детей встать в круг. Говорим стихотворение, одновременно выполняем движения руками.
Дует ветер нам в лицо
(ладошками машем себе в лицо)
Закачалось деревцо
(руки поднимаем наверх, и качаем ими из стороны в сторону).
Ветерок всё тише, тише
(медленно опускаемся на пол)
Деревцо всё выше, выше
(поднимаемся с пола и руки тянем вверх).
Упражнение «Снег».
Проговариваем стихотворение, одновременно с выполнением движений.
Как на горке
(показываем двумя руками горку)
Снег, снег, снег, снег
(перебираем пальчиками, изображая снег)
И под горкой
(показываем горку руками)
Снег, снег, снег
(перебираем пальчиками, показывая снег)
А под снегом спит
(сложенные ладони подносим под левую щечку, наклонив на них голову)
Медведь
(качаемся туловищем из стороны в сторону, показывая походку медведя)
Тише, тише, не шуметь!
(указательный палец подносим к губам, можно им погрозить).
Использование метода биоэнергопластики повышает мотивацию у детей к логопедическим занятиям. Каждый логопед может разработать комплексы упражнений для детей, в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Комплексы упражнений могут отличаться друг от друга сложностью, при этом важно учитывать общедидактические принципы.
Кинезиологические упражнения
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
Рассмотрим виды кинезиологических упражнений.
• Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
• Колечко.
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
• Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий повышает эффективность занятий с детьми, делает учебный процесс интересным, занимательным и продуктивным.
Похожие записи:
Артикуляционная гимнастика в детском саду
Памятка для родителей детского сада. Артикуляционная гимнастика
Аннотация книги: Бородич «Методика развития речи детей младшего дошкольного возраста»
План-конспект занятия с детьми второй группы раннего возраста. Дикие животные