Продуктивное использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда
Автор: Шатрова Ольга Михайловна
учитель-логопед, МКОУ С(К)Ш №5 "Новые надежды", г.Новосибирск
При достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности мною используются элементы следующих технологий:
Использование технологии дифференцированного обучения
Основная цель: обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Логопедическая коррекционная работа проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Цель индивидуальных занятий: подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учётом личностных особенностей ребёнка. Подгруппы комплектуются с учётом психофизического состояния обучающихся. Подгрупповые занятия воспитывают навыки коллективной работы, способствуют расширению речевой практики.
Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Использование технологии интегрированного обучения
Цель: применение знаний и умений из разных областей.
Воздействие на речевую систему происходит глобально разными средствами и в разных условиях. На логопедических занятиях отрабатывается звукопроизношение, дыхание, голос, мелкая моторика, происходит обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, навыков словообразования, фонематических процессов. Эти же навыки развиваются на уроках музыки, физкультуры, ритмики, чтения, письма, труда, изо, развития речи.
На логопедических занятиях часто используется математическая терминология: число, сколько, найди столько же, найди одинаковые по цвету, форме, размеру, назови по порядку.
В занятия включаются логоритмические упражнения на развитие голоса, дыхания, координацию речи с движениями, пальчиковая гимнастика, развитие общей моторики.
Использование здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.
Методы здоровьесберегающей технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения выполняются перед зеркалом.
- сначала рассматриваем картинку (либо презентации Power Point)
- далее применяю такой метод, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
2. Дыхательная гимнастика направлена на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания. Она важна для голосоподачи, голосоведения, постановки звука. Дыхательная гимнастика используется не со всеми учащимися. У некоторых ребят есть противопоказания.
3. Элементы су-джок – терапии. Использование массажного мяча.
Сжимаем мяч всеми пальцами, особенно обращаем внимание на безымянный палец и мизинец. При работе с мячом можно называть имена, отрабатывать слоги, произносить фразы (например: Меня зовут Рома. Я учусь в первом классе.) Нажим на каждое слово. Используем при автоматизации звуков.
- катаем мяч между ладонями;
- катаем мяч каждым пальцем.
4. Кинезеологические упражнения, способствуют согласованности деятельности обоих полушарий головного мозга, что представляет особую сложность у детей с ОВЗ
- повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- повышается речевая активность;
«Кулак-ребро-ладонь» «Ухо-нос» «Горизонтальная восьмёрка» «Лезгинка»
5. Развитие общей моторики.
Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Использование информационно-коммуникационных технологий
На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие, навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.
Использование информационных технологий в логопедической работе позволяет
- работать над всеми компонентами речи
- повышать мотивацию ребенка к речевой деятельности
- формировать навыки самоконтроля за собственной речью
- индивидуализировать коррекционное обучение за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующему актуальному состоянию речевых средств ребенка, а также зоне его ближайшего развития
Использую информационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.
Дифференцированно подбираю задания на логопедических сайтах «Болтунишка», "Методисты.ру". Использую логопедические компьютерные программы («Игры для Тигры», «Развивайка для первоклашек» «Тренажёр по русскому зыку» «Грамотеи» «Мир звуков и слов») "Коллективный онлайн-альбом. Звонкие и глухие согласные"
Рекомендуем посмотреть:
Учебно-воспитательная работа по формированию мотива успешной учебной деятельности в начальной школе
Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета по ФГОС
Расстройства аутистического спектра
Нейропсихологические упражнения для детей младшего школьного возраста