Методические рекомендации по логоритмике. "Логоритмические пятиминутки"
Автор: Шатрова Ольга Михайловна
учитель-логопед, МКОУ С(К)Ш №5 "Новые надежды", г.Новосибирск
***
Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель — преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействует умственному и эстетическому воспитанию детей.
В своей работе я использую элементы логоритмики на каждом логопедическом занятии – индивидуальном или подгрупповом.
Одними из приоритетных направлений являются:
1. Формирование речевых навыков посредством развития чувства ритма.
2. Формирование коммуникативных навыков через речь с движениями.
1. Формирование речевых навыков посредством развития чувства ритма.
Речь базируется на неречевых функциях. Она появляется на базе интеграции всех функций. Умение различать неречевые звуки (слуховая стимуляция) очень важна. На базе этого формируется неречевой слух. Ребёнок должен слушать много ритма. Важно задействовать все анализаторы, чтобы они были связаны как единое целое.
Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов.
Развитие чувства ритма происходит через: движение, речь, игру на элементарных музыкальных инструментах (К.Орф)
Для работы над ритмическим рисунком я использую:
- ходьбу
- хлопки (формирую позицию рук «замочки»)
- клавесы (деревянные музыкальные палочки, позиция палочек «крест-накрест»)
При исполнении ритма на клавесах, дети чувствуют себя частью ансамбля, частью общего ритма.
Сначала формирую отстукивание ритма в зависимости от количества слогов в слове, их состава и ударения:
- слова из одного длинного слога (жук, еж, дом)
- слова из двух длинных слогов (муха, каша)
- слова из трех слогов (карандаш, самолет)
Также работаем с именами, короткими рифмовками и стихотворениями.
С клавесами можно проводить игры для развития мелкой моторики.
Игры с палочками:
- Зажмём палочки между ладонями и покатаем их.
- «Забиваем» одну палочку другой в кулак, как будто это гвоздь и молоток. Поменяем руки.
- Одну палочку держим посередине в руке, а другой ударяем поочередно то по правой, то по левой стороне.
- Поставим палочки друг на друга.
- Постучим палочками друг о друга с разной громкостью.
- Перекрещиваем палочки.
- Стоя на ногах опустим палочки низко-низко к земле и постучим, а затем поднимем высоко над головой и постучим.
- Постучим палочками справа и слева от себя.
- Постучим палочками за спиной.
2. Формирование коммуникативных навыков через речь с движениями.
1. Капля раз! Капля два (указательный и средний палец ударяют по ладони)
Капли медленно сперва
Стали капли ударять, капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
До свиданья лес густой (удары ладонями по коленям)
Побежим скорей домой.
2. Мы делили апельсин (сжимать пальцы в кулак, разжимать)
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,(сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра,
А для волка кожура! (руки в замок)
Он сердит на нас, беда! (ладони соприкасаются, пальцы стучат, как волчьи зубы)
Разбегайся кто куда! (пальцы разбегаются, постукивая по столу)
3. Я по лесу пойду, я бруснику найду. (идём, наклон)
Если нет лукошка, положу в ладошку.
Прыгну через лужицу, голова закружится.
И в траву бруснику, тут её найди-ка.
(Ребёнок выполняет движения, остальные «бруснички». На последних словах «бруснички» разбегаются, ребёнок их ловит).
4. Меж еловых мягких лап Дождик кап, кап, кап.
(щелчки пальцами)
Где сучок давно засох
Вырос мох, мох, мох.
(трут ладошки друг о друга)
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб.
(медленно поднимаются)
Кто нашёл его друзья?
Это я, я, я! (хлопки)
5. 1, 2, 3, 4, 5 (загибаем пальцы)
Будем листья собирать. (сжимаем, разжимаем)
Листья берёзы, листья рябины, (загибаем каждый палец)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём Маме осенний букет отнесём. (шагаем по левой ладошке средним и указательным пальцами)
6. (Замена слов движениями)
Летит, летит по небу шар
По небу шар летит,
Но знаем мы, до неба шар
Никак не долетит.
(летит – взмахи руками, по небу – указательный палец вверх, шар – круг перед собой, но знаем – руки к груди, мы – руки развести перед собой, никак не – руки перекрещиваются)
7. (Замена слов движениями)
Колпак мой треугольный (показываем на голову, на себя, руками треугольник)
Треугольный мой колпак (треугольник, на себя, на голову)
А если не треугольный (указательным пальцем «не», треугольник)
То это не мой колпак (указательным пальцем «не», на себя, на голову)
8. (Замена слов движениями)
Чайничек с крышечкой, (показываем кистями рук полукруг, кулак)
Крышечка с шишечкой, (кулак, на кулаке поднимаем большой палец вверх)
Шишечка с дырочкой, (поднимаем большой палец вверх, указательный палец и большой соединяем в кольцо)
Из дырочки пар идёт. (указательный палец и большой соединяем в кольцо, указательным пальцем волнообразное движение вверх)
9. На дворе мороз и ветер (пальцы сжимать, разжимать)
На дворе гуляют дети.(ладони трём друг о друга)
Ручки, ручки согревают.
Ручки, ручки потирают.
10. «На водопой»
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосёнок(топать)
За мамой лисицей крался лисёнок (на носочках)
За мамой ежихой катился ежонок (приседая)
За мамой медведицей шёл медвежонок (вперевалочку)
За мамою белкой скакали бельчата (вприсядку)
За мамой зайчихой косые зайчата (прыжки)
Волчица вела за собою волчат (на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лакают языком)
11. Купила бабушка себе курочку (руки «полочкой»)
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах (пальцы рук в «щепотку» постучать по столу)
Гусочка тататата (кистями рук поочерёдные движения в стороны)
Идюшонок фалды балды (кистями рук «мельница»)
Коровёнка муки-муки (показываем указательными пальцами рожки)
Поросёнок хрюки-хрюки (дотрагиваемся носа)
Кисонька-то мяу мяу (гладим себе щёчки)
Собачонка ав-ав-ав. (показываем ушки)
12. У нас в школе хорошие дети (маршируем)
Они играют и поют, весело живут.
Правая рука. (поднимаем вверх правую руку)
Повторяем всё сначала с поднятой правой рукой.
Левая рука, правая рука за правое ухо, левая рука за левое ухо…
13. Ночь, в избе все спят. Раздаётся стук. (ладони соединить, пальцы вверх)
- Тук-тук! (указательные пальцы постукивают друг о друга)
- Кто там? (мизинцы)
- Два солдата пришли переночевать!
(указательные)
- Спросим у мамы. Мама! (мизинцы)
- Что дети? (безымянные)
- Два солдата пришли переночевать!
(мизинцы)
- Спросите у папы. (безымянные)
- Папа!(мизинцы)
- Что дети? (средние)
- Два солдата пришли переночевать!(мизинцы)
- Впустите! (средние)
- Входите! (мизинцы)
- Ах, какая благодать, что пустили переночевать!(указательные пальцы перекрещиваем)
- Войдём! (сомкнутые ладони пальцами к груди, потом быстрый полуоборот рук, соприкасаются тыльные стороны, руки вытягиваются вперёд)
14. Руки в стороны в полёт отправляем самолёт (на носочках)
Правое крыло вперёд
Левое крыло вперёд
Полетел наш самолёт (бег руки в сторону)
15. - Кто приехал? (большие пальцы)- Мы, мы, мы. (безымянные пальцы)
- Мама, мама, это ты (большие пальцы)
- Да, да, да! (указательные пальцы)
- Папа, папа, это ты? - Да, да, да. (средние пальцы)
- Братец, братец, это ты? - Да, да, да. (безымянные пальцы)
- Ах сестричка, это ты?
- Да, да, да. (мизинцы)
Все мы вместе, да, да, да (все)
16. Мы охотимся на льва (маршируем) стучим кулаком в грудь
Не боимся мы его(выставляем плечо и ногу- мотаем головой
У нас огромное ружьё (прицеливаемся)
И точёный меч. Ух (размах)
- Ой кто это?. Ой, что это? Приставляем руку козырьком к глазам.
Над ним не пролетишь (руками обход поверху)
Над ним не проползёшь
Дорога напрямик (рукой вперёд)
- это болото чав чав (хлыпаем ладонями)
Это воры топ топ (хлопает рыками по ногам)
Это море хлюп хлюп (плывём)
Это пустыня шшшшш (потираем ладони)
это же лев ааа спасайтесь (побежали)
Убегаем в обратном порядке (пустыня, море, воры, болото)
17. (Движения руками - честь, хлопок, щелчки, мельница)
К запуску космической ракеты приготовиться. – Есть приготовиться (честь)
Пристегнуть ремни. – Есть пристегнуть ремни (хлопок)
Включить контакты. Есть включить контакты (щелчки)
Завести моторы. – Есть завести моторы. (мельница)
(присесть, медленно поднимаемся) 5 4 3 2 1 пуск. Уууу. Взлетаем.
Выходим в открытый космос.(ходьба)
А там звёзды – чпок, чпок, чпок (пальцами, как будто стряхиваем воду)
Метеориты – улю, лю, лю, лю (вращающие движения указательными пальцами)
Кометы – у у у. (вращающие движения руками)
18. Водят пчёлы хоровод (хоровод)
Брум, брум.
В барабан ударил кот (барабан)
Трум, трум.
Стали мыши танцевать (пружинка)
Тир ля ля.
Так, что начала дрожать (топаем)
Вся земля.
19. Ай, туки-туки-туки. (Стучим кулачком по кулачку)
Застучали молотки,
Застучали молотки.
Заиграли в локотки! (чередуя, ударяем локтями по столу.)
20. - Штанга (руки с раскрытыми ладонями вверх)
- Мимо (руки с раскрытыми ладонями вниз)
- Гол (руки вверх, но сжаты в кулак
21. Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)
Рекомендуем посмотреть:
Использование ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками
Конспект игрового интегрированного музыкальное занятия в детском саду. Подготовительная группа
Логоритмическая разминка в детском саду. Младшая группа
Открытое занятие по логоритмике в старшей группе