Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Метод наглядного моделирования в развитии речи детей

Метод наглядного моделирования
Основными принципами организации логопедических занятий для учащихся с умственной отсталостью является наглядность и предметность преподавания, т.е. организация обучения таким образом, чтобы изучаемый объект по возможности был воспринят всеми органами чувств: слухом, зрением, осязанием, обонянием, тактильными ощущениями.
Одним из основных методов обучения детей с системным недоразвитием речи является метод наглядного моделирования. Используя этот метод, мы с детьми изображаем предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощённых схематических изображений – символов, знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний. А также средства развития их умственных и речевых способностей. В основе метода лежит использование заменителя (модели) в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы.
Одним из приёмов, побуждающих детей с интеллектуальной недостаточностью к высказыванию, постановке вопроса, участию в диалоге, развитию коммуникативной функции речи являются графические схемы.
Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.
Первые модели, с которыми сталкиваются дети в процессе формирования и коррекции произносительной стороны речи, это модели таких понятий, как звук, слог, слово, предложение. Для их обозначения применяю геометрические фигуры.
Также в коррекционной работе использую зрительные символы гласных и согласных звуков, предложенные Т.А.Ткаченко.
На индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения практикую образное название артикуляционных упражнений и соотнесение их с картинками – символами. Это позволяет детям легче запоминать артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению задания.
Мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.
Такие карточки схемы-опоры очень эффективно использую в работе.
Такие приёмы особенно важны для учащихся с умственной отсталостью, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Применяю мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Мнемотехника помогает в развитии:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Рекомендуем посмотреть:

Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ Обобщение опыта работы учителя-логопеда. Работа с детьми с ОНР Логосказки в коррекционной работе логопеда Экпресс-диагностика общего и речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи средствами ИКТ
Логоритмика. Упражнения для детей | Нейропсихологические упражнения для детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 2156 дней назад (27 января 2019)
Просмотров: 1090
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!