Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР»
Актуальность.
Важную роль в развитии речи играет тесная взаимосвязь состояния речи и моторной (двигательной) сферы ребенка, чем лучше у ребенка развита моторика, тем менее уязвима его речь, что обусловлено тесной взаимосвязью речевого и моторно-двигательного центров коры головного мозга.
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от других анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов. Двигательный акт есть сложное многоуровневое построение, возглавляемое ведущим уровнем (смысловой структурой) и рядом фоновых уровней (технические компоненты движений). Эта концепция дает возможность по-иному подойти к оценке двигательных проявлений у дошкольников, страдающих нарушениями речи (Бернштейн Н.А., 1947, Лопатина, 1992).
Исследованиями многих ученых показана взаимосвязь общей и речевой моторики, прямая зависимость развития речи от двигательной активности ребенка, прежде всего в формировании координации движений, особенно мелкой моторики (Выготский Л.С., 1982; Горская И.Ю., 2000; Дворкин П.С., 2002).
Специальными исследованиями у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной, но и тонких движений кистей и пальцев рук (Карпова Н.В., 1997; Лопухина И.С., 1997; Майорова Л.Т., 1988; Михайлова Е.Я., 1998-2002 и др.)
Учитывая то, что число детей имеющих недоразвитие речи возрастает с каждым годом, считаю данную проблему актуальной. Контингент нашей группы – это дети с ОНР различного уровня с нарушениями формирования компонентов речевой системы при нормальном слухе.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются свои особенности в развитии речи, артикуляционной, мелкой и крупной моторике.
Движения детей с общим недоразвитие речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами.
Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения органами артикуляции простейших движений. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией, алалией.
Таким образом, нарушения моторики может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыка ручной умелости.
Цель: определить основные направления работы по развитию моторной сферы у детей с ОНР.
Задачи:
1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме развития моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.
2. Выявить уровень развития моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.
3. Описать формы и методы работы с детьми, педагогами и родителями по развитию моторной сферы детей.
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с ОНР.
5. Внедрить комплекс упражнений в работу с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Условия реализации поставленных задач:
1. Оснащение кабинета необходимым методическим и дидактическим материалом.
2. Просвещение педагогов и родителей по данной теме.
Этапы работы:
I этап – планирование работы: изучение литературы, формулирование цели и задач, определение средств, форм и методов работы.
II этап – организация коррекционного процесса, вовлечение в работу родителей и педагогов, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.
III этап – анализ результатов работы, формулирование выводов.
Практическое использование знаний, полученных в ходе работы.
Для выявления исходного уровня развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи проводилась первичная диагностика. В ходе диагностики решались следующие задачи:
1. Изучение систематизация методов диагностики уровня развития моторной сферы у детей.
2. Выявление основных характеристик и составление критериев для оценки уровня развития моторной сферы.
3. Разработка и проведение диагностики для выявления уровня развития моторной сферы у детей.
При проведении логопедического обследования учитывались следующие принципы, сформулированные Р.Е. Левиной:
1. Принцип развития.
2. Принцип системного подхода.
3. Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
4. Принцип деятельностного подхода.
5. Онтогонетический принцип.
6. Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
7. Принцип обходного пути.
В ходе диагностики были использована следующие методы исследования: диагностирование, качественная и количественная обработка данных.
Диагностика каждого вида моторики включала в себя несколько упражнений:
1. Обследование произвольной мимической моторики.
2. Обследование речевой моторики.
3. Обследование общей произвольной моторики.
4. Обследование тонких движений пальцев рук.
5. Обследование действий с предметами.
6. Развитие чувства ритма.
Задачей рассмотренного этапа диагностики являлось выявление уровня развития моторной сферы детей на данный момент. Для этого использовались серии различных заданий на выявление степени владения мелкими движениями кистей рук, движениями органов артикуляции, общей произвольной моторики, чувства ритма, мимической моторики. Проведенные игровые упражнения показали на каком уровне развития этих способностей находится каждый из детей. Результаты эксперимента убедили меня в необходимости организации активной и насыщенной работы с использованием игровых методов, способствующим мотивации детей к знаниям, повышению их заинтересованности.
Целью коррекционной работы явилось повышение уровня развития моторной сферы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
На данном этапе решались следующие взаимосвязанные задачи:
1. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мимической моторики.
2. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие артикуляционной моторики детей.
3. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие общей моторики.
4. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие тонких движений пальцев рук.
5. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие действий с предметами.
6. Реализация в коррекционном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие чувства ритма.
Система игр и игровых упражнений, предназначенных для решения этих задач, использовалась как составная часть подгрупповых и индивидуальных занятий.
I.Развитие общей моторики.
Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус.
В работе использовались упражнения:
1. Упражнения на повышение уровня активации.
2. Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.
3. Упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.
4. Упражнения для развития пространственных представлений.
II. Развитие мимической моторики.
Цель работы: развитие умения передавать мимикой разные чувства.
В работе использовались:
1. Мимическая гимнастика.
2. Упражнения для развития мимической моторики.
3. Логопедический массаж.
4. Логопедический самомассаж лица.
III. Развитие артикуляционной моторики.
Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
В работе использовались:
1. Упражнения для губ.
2. Упражнения для развития подвижности губ.
3. Упражнения для губ и щек.
4. Статические упражнения для языка.
5. Динамические упражнения для языка.
6. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
7. Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
8. Сказочные истории из жизни Язычка.
9. Логопедический массаж.
IV. Развитие мелкой моторики.
Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
В работе использовались:
1. Пальчиковые игры.
2. Игры на развитие действий с предметами.
V. Развитие чувства ритма.
Цель работы: формирование навыков выразительного движения.
В работе использовались упражнения для развития умения передавать ритмический рисунок.
Для диагностики с целью выявления динамики развития моторной сферы детей использовалась та же диагностическая методика, что и на первом этапе. Конечно, за 21 день нахождения детей в реабилитационном центе невозможно пройти весь курс коррекционной работы. Но все же в результате проведения коррекционной работы была отмечена положительная динамика развития моторной сферы у детей с ОНР, особенно у тех детей, которые в течение года неоднократно проходили курс реабилитации, что дало возможность качественнее провести запланированную работу.
Рассмотрим результаты коррекционной работы в процентном соотношении.
2015 2016 2017
Дети с ОНР, дизартрия 39
(100%)
29
(100%) 49
(100%)
Положительная динамика 27
(69%)
20
(67%) 34
(69%)
Без динамики 12
(31%)
9
(33%) 15
(31%)
Дети с положительной динамикой – это дети с ОНР III-IV уровня, дизартрия стертой формы, неоднократно прошедшие курс реабилитации. Дети без динамики – это дети с ОНР I-II уровня с тяжелыми формами дизартрии, которым требуется длительная коррекционная работа.
Изученная литература:
1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – Москва: АСТ. «Астрель», 2010.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - Москва : АСТ, «Астрель», 2011.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254, [2] с.:ил. - (Высшая школа).
4. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1983. - №1.
5. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. Учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. Переб. И доп. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2008. - 703с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
6. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с. + 24с. вкл. с ил.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., «Педагогика», 1973г.
8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Сов. Россия»,1973. 160с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
9. Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: Издательство «Корона. Век», 2012. - 272 с., ил.
10. Скорцов И.А., Н.А. Ермоленко. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии, - М.: МЕДпресс - информ, 2003. - 368с., ил.
11.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т.Екатеринбург,1998. 51с.
13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида ( старшая группа). - М.: Школьная пресса,2002. - 32с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 2).
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия с презентацией по теме «Дифференциация звуков [т] и [т`]» для учащи
Логосказки в коррекционной работе логопеда
Метод наглядного моделирования в развитии речи детей
Экпресс-диагностика общего и речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи средствами ИКТ