Конспект логопедического занятия с презентацией по теме «Дифференциация звуков [т] и [т`]» для учащихся 1 класса с ФФН
Конспект логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [т] и [т`]» для учащихся 1 класса с ФФН.
Автор:Кудрина Ксения Николаевна, учитель-логопед, город Самара, МБОУ Лицей «Созвездие» №131
Данный материал полезен для учителей-логопедов и учителей начальных классов. Занятие способствует закреплению знаний детей о звукобуквенном анализе и синтезе, способствует развитию фонематических представлений.
Цель: Формирование навыка дифференциации звуков [т] и [т`] в слогах и словах.
Задачи:
Развивающие:
1. Упражнять детей в дифференциации звуков [т] и [т`] на слух и в произношении
2. Учить детей сравнивать звуки [т] и [т`] по акустическим и артикуляционным признакам(с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.)
3. Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры.
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.
5. Развитие словестно-логического мышления.
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Воспитательные:
1. Воспитание самоконтроля за речью, самостоятельности и активности.
2. Воспитание интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, красные, зелёные и синие кружки для звуковой схемы, настольные зеркала по количеству детей, мяч, изображения смайлов для подведения итогов.
Ход занятия 1. Организационный момент .
Логопед: Вспомним, чем отличается звук от буквы.
Дети: Звук мы слышим, произносим, букву пишем, видим мы.
Логопед: Молодцы! 2. Артикуляционная гимнастика (логопед раздает зеркала, дети выполняют упражнения из стихотворения про язычок)
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языкам по губам - «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
3. Логопед: Догадайтесь, с каким звуками мы сегодня будем работать (включается слайд №1) Он есть во всех словах: такса, ветка, кот, тыква .Что это за звук?
Дети: Это звук [т].
Логопед: Какой это звук- твердый или мягкий ?
Дети: Твердый.
Логопед: А каким цветом обозначается твердый звук ?
Дети: Синим.
Логопед: Отлично, первый звук мы разгадали, теперь попробуем разгадать второй(включается слайд №2) Слова: тигр, ветер, телефон, петух(дети также анализируют второй звук и каким цветом он обозначается на письме) Верно, это звук [т`]. Обозначается зеленым цветом.
(Включается слайд №3). 4. Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [т]. Он гласный или согласный? (дети произносят звук, глядя в зеркало и приложив руку к шее, ощущая преграду при произнесении)
Дети: Согласный.
Логопед: Верно, согласный. А раз этот звук согласный, значит нам что- то мешается, какая-то преграда. Что именно?
Дети: Язычок.
Логопед: Верно, язычок. Широкий кончик язычка прижимается к бугоркам за верхними зубами, выдыхаемая струя воздуха прорывается между языком и десной, так создается преграда.
А чем отличается звук [т] от звука [т`] в произнесении? (дети произносят звуки поочередно, ориентируясь н собственные ощущения) Верно, при произношении мягкого звука спинка язычка прижимается к верхнему нёбу и более напряжена.
Давайте подумаем, звуки [т] и [т`] являются звонкими или глухими?
Дети: Эти звуки глухие, голос при их произношении не участвует. Логопед: Отлично! 5. Поиграем с вами в игру. Я буду произносить слоги и слова. Если вы услышите в слове твердый звук [т] - кисть прогибайте, пальцы вверх, на мягкий звук [т`] кисть выгибайте, пальцы вниз.
Слоги:ТА,ТЭ,ТЯ,ТУ,ЫТ,ИТЬ,АТИ,УТ,ТЮ,ТУ,ТЁ,ОТ,ИТЭ,ОТЁ,ОТО,УТЮ,ТУ,ТЫ.
Слова: тень, тайна, туман, тюбик, тайга, тюль, телеграф, тупик, автобус, костёр, ласточка, ступени, тюбетейка. 6. Поиграем в игру «наоборот» - я произнесу твердые слоги и брошу вам мяч, а вы их превратите в мягкие и вернете мяч назад. Например ТА, а наоборот…
Дети: ТЯ.
Логопед: Молодцы, начинаем : ТА….- ТЯ; ТО…-ТЁ; ТУ –ТЮ;ТЫ-ТИ;ТЭ-ТЕ. 7. Пальчики размяли, с мячом поиграли, задания выполнили – самое время перейти к загадке. Послушайте:
У воды застыла глыба,
На обед ей снится рыба.
Ласты есть да плавать лень,
Рыбку съест другой …
(тюлень)
(Включается слайд №4 .Логопед раздаем каждому ученику по 3 красных, 3синих, 3 зелёных кружка).
Логопед: Составим с вами схему слова ТЮЛЕНЬ. Первый звук какой, гласный или согласный ?
Дети: Согласный.
Логопед: Верно, мягкий он или твердый ?
Дети: Мягкий.
Логопед: Обозначается он каким кружком ?
Дети: Зеленым(ученики выкладывают на парту зелёные кружки).
Логопед: Следующий звук какой, гласный или согласный ? Верно, гласный. Какой кружком он обозначается ? Верно, красным(аналогичная работа проходит с остальными звуками, в конце ребята сравнивают то, что получилось со схемой на слайде) .
Логопед: Ребята, а почему нам не пригодились синие кружки?
Дети: Потому что в этом слове нет твердых звуков.
Логопед: Посмотрите на схему и скажите, сколько в этом слове гласных звуков? Верно, два гласных звука, как это можно узнать по схеме ?
Дети: Сосчитать красные круги. 8. Динамическая пауза.
Дует, дует ветер,
Дует, задувает. Дети сидят на корточках в кругу.
Дуют, вытягивают губы трубочкой.
Желтые листочки
С дерева срывает Встают. Поднимают руки вверх.
Выполняют с поднятыми руками наклоны влево – вправо.
И летят листочки
Над лесной дорожкой Бег по кругу.
Падают листочки
Прямо нам под ножки. Останавливаются. Садятся на корточки
9. (Включается слайд № 5).
Логопед: К нам пришли Кристина и Толя, давайте поможем им распределить картинке на две группы. Сделаем в тетради два столбика, в первом напишем мягкий звук [т`] зеленым карандашом, а во втором будет твердый звук [т]. Его напишем синим карандашом. Кому мы отдадим картинки с твердым звуком [т]?
Дети: Толе.
Логопед: А с мягким?
Дети: Кристине. (Включается слайд № 6.)
Логопед: Первая картинка – стакан. Кому мы отдадим это слово? Верно, Толе. Запишем слово в правый столбик. Какая тут есть согласная урока ? Каким цветом мы её подчеркнем? ( аналогичная работа осуществляется с остальными картинками- утка, тигр, тюльпан, петух, труба). 10. Заключительный этап:
а) О каких согласных звуках мы сегодня говорили? Дайте им характеристику.
б) Где находится спинка язычка, если согласный звук произносится мягко?
в) Придумайте каждый слово с мягким и твердым звуком [т] . 11. Рефлексия:
Логопед: Покажите весёлого человечка, если на занятии всё было понятно и всё понравилось, скучного человечка если не знаете понравилось занятие или нет, грустного человечка если занятие не понравилось, ничего не было понятно.
Презентация на тему: Какой звук есть во всех словах?
Здравствуйте! Важную работу делают логопеды! Повезло школе, в которой есть ставка логопеда. Ведь очень часто и учителям начальных классов самим приходится выполнять функции логопеда во время уроков.
К сожалению, во многих школах ставки с 1 января всячески сокращаются, у меня сняли полставки. И я абсолютно с вами согласна, основная работа по различению звуков ложится на плечи учителей начальных классов, и спасибо этому прекрасному ресурсу за возможность поделиться наработанным материалом с кем-то еще. Спасибо за комментарий !
Здравствуйте, Ксения! Занятие насыщенное, подробное, толковое. Хорошо даётся сопровождение звукового анализа тактильным контролем при дифференциации твердого-мягкого звука в слогах и словах. Чётко прослеживается принцип от простого к сложному: от звука к слогу и к слову. Неплохо было бы отработать звуки и в предложениях, но это зависит от возможностей и особенностей детей. Заметила вот что: при выделении твёрдого звука -т- из слов (такса, ветка, кот, тыква) дети могут запутаться и выделить звук -к- и сбить Вас с основной мысли на уроке. И при выделении мягкого -ть- не во всех словах он мягкий (тигр, ветер, телефон, петух). При проведении игры в пункте 5, не помешает словарная работа, т.к. первоклассники вряд ли знают, что такое "телеграф, тюбетейка". Спасибо, всего хорошего!
Ольга Викторовна, абсолютно согласна с замечаниями. При выделении звука [т] поздно заметила, что и звук [к] там тоже общий, и уже не получится исправить. Как говорится гляжу в книгу, вижу....Спасибо за замечания!
Интересное занятие. Хорошо и разнообразно подобран дидактический материал. В ходе этого мероприятия дети упражняются в дифференциации звуков [т] и [т`] на слух и в произношении. Так же дети учатся самоконтролю за собственной речью. Логопедические занятие - сложные для детей, но данный конспект разработан очень детально, интересно для детей.
Здравствуйте, Ксения Николаевна!спасибо за Ваше занятие, насыщенное разнообразием методов и приемов. Кто не работает - тот не ошибается! Успехов Вам в работе, примите голос!
Очень хорошая, актуальная работа. Создана со знанием дела и любовью.Спасибо вам за большой труд. Детишки должны с ранних лет учиться правильно произносить слова, такие занятия очень помогают в формировании правильной, грамотной речи. Очень понравилась презентация.