Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экпресс-диагностика общего и речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи средствами ИКТ

Автор: Чурикова Ольга Николаевна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №21 "Ивушка" города Губкина Белгородской области

Электронное мультимедийное пособие «Экспресс диагностика» может быть полезно не только в работе учителя-логопеда. Пособие могут использовать дефектологи, психологи, воспитатели коррекционных групп в качестве дидактического материала для закрепления у дошкольников навыков словообразования, правильного употребления лексико-грамматических категорий, развития связной речи. Электронное пособие позволит педагогам без затрат времени на поиски дидактического материала провести мониторинг или промежуточную диагностику выявления уровня общего и речевого развития детей с ОВЗ.

ФГОС ДО определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда, обязывает совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, применять в коррекционно-образовательной работе новейшие педагогические технологии для достижения максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей.

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи часто наблюдается снижение интереса или негативное отношение к логопедическим занятиям, так как эта категория детей характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Процесс подачи материала в коррекционно-логопедической работе с логопатами должен быть простым, доступным, красочным, ярким.

У компьютера имеются широкие возможности для обучения детей, так как правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания предотвращают утомление, поддерживают у детей с тяжелыми нарушениями речи познавательную активность, повышают эффективность логопедической работы в целом. Применение ИКТ на занятиях интересно, познавательно и увлекательно, а объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует сохранению объема полученной на занятии информации.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, поэтому у специалистов коррекционной педагогики возникла необходимость создания современного дидактического пособия для проведения обследования речевого и общего развития детей.

Работа учителя-логопеда невозможна без проведения качественной диагностики ребенка, так как процесс коррекционно-образовательной работы может быть эффективен только в том случае, если он основан на объективном выявлении структуры дефекта, зоны ближайшего развития, определения компенсаторных функций организма, индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.

В электронном мультимедийном пособии «Экспресс диагностика» объединены традиционные и инновационные технологии для достижения максимального эффекта процесса логопедического обследования и коррекционно-образовательного воздействия. Комплексное обследование с помощью электронного пособия, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет разработать индивидуальный маршрут сопровождения дошкольников для устранения нарушений развития.

«Экспресс диагностика» создана в форме мультимедийной презентации для проведения мониторинга речевого и общего развития детей с тяжелыми нарушениями речи в игровой форме с целью выявления дошкольников с проблемами в речевом и психофизическом развитии, оценки структуры речевого дефекта, степени выраженности нарушений, входящих в него компонентов и позволяет:
- исследовать мыслительные способности ребенка, знания об окружающем мире, уровень усвоения основных сенсорных эталонов;
- выяснить соответствие активного и пассивного словаря возрастной норме;
- определить, насколько сформированы грамматические категории в речи ребенка, навык словообразования и изменения слов;
- выяснить уровень развития коммуникативных навыков, связной речи, умение рассказывать, использование в самостоятельном высказывании предложений различной конструкции;
- выявить нарушения в звукопроизношении (искажения, замены, смешения) и состояние слоговой структуры слова;
- исследовать уровень развития фонематических процессов;
- определить навыки коммуникативного взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Электронное пособие базируется на основе общедидактических, логопедических принципов коррекции и учета компенсаторной функции организма для устранения речевых дефектов:
* наглядность (пособие содержит анимацию, красочные картинки, звуковые эффекты), доступность (диагностический материал соответствует возрасту детей, программным требованиям, особенностям детей с ОВЗ)
* вариативность (материал электронного пособия может использоваться на занятиях логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя)
* учет ведущей деятельности (все задания выполняются в игровой форме)
* здоровьесбережение (создание положительной эмоционально-благоприятной атмосферы в процессе коррекционной работы).

Мультимедийное пособие удобно в использовании для диагностики детей, обратившихся в консультационный центр ДОУ с целью получения консультации учителя-логопеда. «Экспресс диагностика» позволяет учителю-логопеду в течение 15-20 минут объективно и наглядно, в присутствии родителей выявить уровень общего развития ребенка, предложить рекомендации для дальнейших занятий по выравниванию речевого, общего и психофизического развития ребенка.

Специалисты консультационного центра ДОУ могут использовать пособие как в электронном, так и в печатном варианте для переключения внимания ребенка, разнообразия и смены видов деятельности, что очень важно применять в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Использование компьютерных технологий делает процесс диагностики качественным, современным, более эффективным. Средства ИКТ вызывают у детей интерес, а применение в электронном пособии анимационных эффектов, красочных картинок, музыки, сказочных и мультипликационных персонажей позволяет заинтересовать дошкольников в правильном выполнении предлагаемых заданий. Оригинальность идеи создания электронного мультимедийного пособия состоит в том, что в процессе диагностического обследования учитель-логопед не отвлекается для поиска и предъявления ребенку наглядности, картинок, игрушек к каждому заданию. Специалист, благодаря современным компьютерным технологиям, имеет возможность контактировать с ребенком, создавать атмосферу положительного настроя, слушать его, задавать вопросы, исправлять ошибки, помогать, подсказывать и одновременно с этим заполнять речевую карту.

Учитель-логопед и специалисты коррекционной педагогики всегда имеют возможность использовать преимущество мультимедийных средств для повышения эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ, адаптировать «Экспресс диагностику» для своих потребностей, вносить изменения, добавлять новые слайды с учетом специфики нарушений и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

ИК технологии заслуженно приобретают все большее значение в работе специалистов коррекционной педагогики, так как создают благоприятный эмоциональный фон, ситуацию успеха, способствуют активизации психических процессов, включению в работу сохранных анализаторных систем и компенсаторных возможностей организма.

Электронное пособие создано на основе классических методик логопедического обследования дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, признанными приоритетными в логопедическом сообществе.

Литература:
1. Волкова Г. А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики». – СПб.: «Детство-пресс», 2008.
2. Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда». М.: «Владос», 1998 г.
3. А. Смирнова «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» Издательство: Детство-Пресс 2010
4. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста» Издательство: Дрофа 2009 г.
Презентация на тему: «Экспресс диагностика» общего и речевого развития детей с ОВЗ

Рекомендуем посмотреть:

Обобщение опыта работы учителя-логопеда. Работа с детьми с ОНР Логосказки в коррекционной работе логопеда Метод наглядного моделирования в развитии речи детей Кабинет логопеда в школе. Оснащение
Логопедический тренажер для дифференциации звуков Л-Р | Формирование УУД у дошкольников с ТНО в процессе коррекционно-логопедической работы ДОУ
Опубликовано: 2105 дней назад (17 февраля 2019)
Просмотров: 2293
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!