Формирование УУД у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы
Автор: Чурикова Ольга Николаевна,учитель- логопед МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №21 "Ивушка" города Губкина Белгородской области
Данная статья будет полезна для учителей-логопедов, педагогов ДОУ, которые занимаются подготовкой к школе детей, имеющих нарушения речевой сферы.
Педагоги ДОУ знают о том, что одной из приоритетных целей дошкольного общего образования является подготовка к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями, которое включает в себя не только исправление нарушений развития, накопление объема знаний, но и формирование умения учиться. Для будущего первоклассника наличие знаний при поступлении в школу необходимо, но гораздо важнее научить ребенка учиться, самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать способы их реализации, контролировать и объективно оценивать свои достижения.
Развитие и формирование универсальных учебных действий у детей с речевой патологией связано с уровнем психофизического развития ребенка. Для успешного обучения в школе дети должны владеть знаниями об окружающем мире, уметь совершать умственные операции, иметь высокий уровень речевого развития, проявлять познавательную активность в отношении предметов и явлений окружающей действительности, уметь владеть своим поведением в различных ситуациях.
Специалисты ДОУ осуществляют коррекционно-образовательную работу, направленную на формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с целью обеспечения преемственности реализации и ФГОС ДО и ФГОС НО, создают условия для самостоятельного овладения детьми новых видов деятельности. Для исключения процесса школьной дезадаптации у детей с нарушением речевой сферы специалисты ДОУ прикладывают максимум усилий для устранения речевой патологии и формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
универсальных учебных действий (УУД):
- регулятивные УУД зависят от уровня формирования произвольной деятельности детей. Детей с нарушением речи необходимо научить выполнять поставленные цели, планировать свои действия, уметь контролировать время выполнения задания, учить объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретного задания, уметь принимать самостоятельные, обдуманные решения. Этим качествам дети учатся ежедневно на коррекционно-образовательных занятиях, в свободной игровой деятельности с взрослыми и сверстниками.
- развитие коммуникативных УДД – это умение работать в команде, с группой единомышленников, общаться со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативные УУД напрямую зависят от уровня речевого развития ребенка. Ошибки, допущенные при построении предложений, бедность и ограниченность словаря, неправильное употребление лексико-грамматических категорий, многочисленные нарушения звукопроизношения не позволяют детям полноценно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа учителя-логопеда и других специалистов ДОУ направлена не только на устранение тяжелых нарушений речи, но и на обучение ребенка умению общаться со взрослыми и сверстниками, правильно и понятно для окружающих строить свои высказывания, выражать свои мысли, желания.
- познавательные УУД зависят от уровня развития у ребенка речи и психических процессов. Одним из важнейших факторов безболезненного перехода к обучению в школе является высокий уровень аналитического мышления и познавательного интереса к окружающему миру. Он учится самостоятельно выбирать способы выполнения задания, достижения поставленной цели.
- личностные УУД зависят от формирования положительных личных качеств детей: развитие самооценки, умение правильно принимать оценку учителя; принятие социального статуса ученика, положительное отношение к школе; у ребенка сформировано умение ставить учебные цели, определять мотивы для их достижения; умение оценивать свое поведение и поступки, осознание моральных норм взаимоотношения со сверстниками, взаимопомощи.
Предпосылками для овладения УУД и успешной адаптации к обучению в школе, которые выделяют отечественные психологи, является наличие познавательных и социальных мотивов учения, умение ребенка фантазировать, воображать, работать по образцу, по правилу, обобщать, слушать взрослого, выполнять его инструкции.
Дошкольное образование решает задачу по формированию у ребенка умения учиться, создает условия для получения детьми начального опыта применения универсальных учебных действий в процессе коррекционно-образовательных занятий, которые в дальнейшем будут способствовать успешному обучению в школе и социализации в обществе.
Литература:
1. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2007. – 176 с.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012. – 207 с.
3. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г./ Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012. – 134 с.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах
Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода"
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение