Из опыта работы учителя химии
Автор: Купцова Анна Викторовна, библиотекарь, учитель химии
МОУ «СОШ № 14» г. Подольска.
Описание: конструктор для разработки частично-поисковых заданий, позволяющих эффективно формировать у учащихся как предметные знания (так как каждое задание имеет определённое учебное содержание), так и метапредметные знания и умения (каждое задание целенаправленно способствует формированию определённого универсального учебного действия).
Задачи:
1) рассмотреть понятия «репродуктивные задания», «частично-поисковые задания», «творческие задания»;
2) проанализировать возможности перечисленных выше типов заданий для формирования универсальных учебных действий (УУД);
3) познакомить с конструктором частично-поисковых заданий.
Конструктор частично-поисковых заданий: задания на анализ и синтез
Предисловие
В обучении применяется различные задания. Однако многие из них направлены на воспроизведение материала, т. е. являются репродуктивными. При их использовании формируются умения действовать по алгоритму, мобилизовать полученные знания. Однако в них отсутствует элемент поиска. Они не эффективны для формирования УУД.
В последние десятилетия по многим предметам используются творческие задания, направленные на применение знаний в нестандартных ситуациях. Однако они не пригодны для целенаправленного формирования многих УУД, так как для большинства творческих заданий полностью раскрыть ход мысли при отыскании решения хотя и можно, но явно нереально для всех учащихся. К тому же на выполнение творческих заданий, как правило, необходимо затрачивать много времени.
В школьной практике используется очень мало частично-поисковых заданий – заданий, способ решения которых построен на определённом универсальном учебном действии. Такие задания создают оптимальные условия для целенаправленного формирования у учащихся УУД, обеспечивая переход учащихся от выполнения заданий на репродукцию к творческим заданиям.
Предлагаемый конструктор частично-поисковых заданий может быть использован для их разработки на материале любого учебного предмета. Это достигается тем, что описание каждого задания содержит:
1) указание на исходные данные, относительно которых должно быть совершено определённое действие;
2) предписание совершить некоторое действие для достижения определённого результата.
Каждое описание задания проиллюстрировано примерами заданий, разработанных на материале курса химии.
Данный материал включает описания заданий, способ решения которых способствует целенаправленному формированию у учащихся умений проводить анализ и синтез.
Конструктор заданий
Воссоздание целостного образа объекта
Задание 1
Исходные данные: нижние (верхние) половинки русских или латинских букв или слов, химических символов или формул.
Предписание: допишите буквы, слова, символы, формулы.
Рекомендации: сначала используются задания, в которых ответ однозначен (пример 1, 2), а затем те, в которых может быть несколько вариантов ответов (пример 3).
Пример 1 (тема «Символы химических элементов»).
Внимательно просмотрите строчку, в которой записаны нижние половины символов химических элементов.
Допишите символы химических элементов, прочитайте их и дайте название химических элементов, которые они обозначают.
Пример 2 (тема «Основные классы неорганических соединений: состав и номенклатура»).
Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ.
Составьте формулы соединений и назовите их.
Пример 3 (тема «Основные классы неорганических соединений: состав и номенклатура»).
Внимательно просмотрите строчки, в которых записаны верхние половины формул веществ.
Составьте возможные формулы соединений и назовите их.
Задание 2
Исходные данные: часть изображения какого-либо предмета: геометрическая фигура или линия.
Предписание: дорисуйте предметы (на основе исходного изображения).
Пример 4 (тема «Ознакомление с лабораторным оборудованием»)
Внимательно просмотрите фрагменты рисунков, изображающих лабораторное оборудование.
Дорисуйте недостающие части лабораторного оборудования и назовите его. Постарайтесь нарисовать как можно больше предметов на основе одного фрагмента.
Задание 3
Исходные данные: изображение предмета или явления, в котором не хватает каких-либо элементов.
Предписание: дорисуйте на рисунке и назовите то, что забыл изобразить художник.
Пример 5 (тема «Лабораторное оборудование»).
Дорисуйте на рисунке то, что забыл изобразить художник.
Нахождение объекта по признакам
Задание 4
Исходные данные: один или несколько признаков предмета (явления);
Предписание: назовите как можно больше объектов (явлений), обладающих указанным(ыми) признаком(ами).
Рекомендации. Увеличение числа предлагаемых признаков объекта приводит к усложнению задания, так как при этом сужается круг объектов, которые могут назвать учащиеся.
Пример 6 (тема «Физические свойства веществ»).
Назовите как можно больше веществ, которые соответствуют описанию: газообразные, без цвета.
Пример 7 (тема «Металлы и неметаллы – простые вещества»).
Назовите как можно больше веществ, имеющих перечисленные признаки:
а) проводит электрический ток, металлический блеск;
б) пластичное, твёрдое.
Какие из перечисленных веществ обладают признаками, перечисленными и в пункте «а», и в пункте «б»? Как их можно назвать одним словом?
Пример 8 (тема «Химические свойства неорганических веществ»).
Назовите как можно больше веществ, соответствующих следующим признакам: взаимодействует с кислотами, соответствует формуле ЭО (Э – элемент).
Перечислите ещё несколько признаков, которые характерны для названных вами веществ. Могут ли у названных веществ быть признаки, отличающие их одно от другого? Какие?
Задание 5
Исходные данные: одно или несколько названий или обозначений физических величин.
Предписание: назовите как можно больше формул, включающих данную(ые) физическую(ие) величину(ы).
Пример 9 (тема «Количественные отношения в химии»).
Назовите как можно больше формул, включающих физическую величину: а) массу; б) объём.
Задание 6
Исходные данные: «текст», в котором буквы, знаки, слова, формулы записаны без пробелов между ними.
Предписание: просмотрите «текст», найдите в тексте и подчеркните определенные объекты (буквы, знаки, слова, формулы).
Пример 10 (тема «Оксиды»).
Просмотрите «текст».
Подчеркните формулы оксидов. Выпишите формулы оксидов и назовите их.
Пример 11 (тема «Щелочные металлы и их соединения»).
Просмотрите «текст».
Подчеркните формулы бинарных соединений, образованных щелочными металлами. Выпишите формулы и назовите вещества.
Запишите уравнения реакций образования бинарных соединений, формулы которых вы подчеркнули, из простых веществ. Укажите условия протекания реакций?
Составление нового объекта на основе одного или нескольких заданных
Задание 7
Исходные данные: объект, состоящий из нескольких частей.
Предписание: составьте различные объекты, используя части заданного предмета.
Примечание. «Части» объекта можно «использовать» сколько угодно раз.
Рекомендации: необходимо предложить учащимся разработать план, который поможет более полно выполнить задание.
Пример 12 (тема «Основные классы неорганических веществ»).
Составьте формулы различных неорганических веществ, используя «атомы» из заданной формулы:
а)
б)
Примечание. В новых формулах не может быть больше атомов определенных химических элементов, чем в исходной.
Задание 8
Исходные данные: список предметов.
Предписание: перечислите как можно больше новых объектов, которые состоят из указанных предметов.
Примечание. Исходные предметы можно «использовать» сколько угодно раз.
Рекомендации: при составлении задания необходимо тщательно отбирать объекты так, чтобы их было не очень много, но из них можно было бы составить разнообразные новые объекты. Надо разработать совместно с учащимися план, который поможет дать как можно больше возможных ответов.
Пример 13 (тема «Азот и его соединения»).
Составьте как можно больше уравнений химических реакций, в которых могут встречаться следующие вещества: азот, кислород, водород, вода, аммиак, оксид азота (II), оксид азота (IV), азотная кислота, гидроксид аммония, нитрат аммония.
Задание 9
Исходные данные: три слова (словосочетания) относящиеся к какой-либо теме.
Предписание: составите предложение, которое как можно точнее отражает связь между перечисленными словами (словосочетаниями).
Примечание. Можно изменять падеж и использовать другие слова.
Рекомендации: можно подбирать группы слов таким образом, чтобы в результате получился развёрнутый рассказ по какой-либо теме. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большее число ответов, с другой * поощрять более точные, лаконичные предложения.
Обязательное условие эффективности этого задания - сопоставление и обсуждение учащимися и учителем всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно то или другое предложение понравилось или не понравилось.
Пример 14 (тема «Азот»).
Составьте предложения, относящиеся к теме «Круговорот азота в природе», которые включали бы в себя три слова (словосочетания), указанные в задании.
а) гроза, почва, соли;
б) растения, бактерии, органические соединения;
в) растительная пища, животная пища, человек;
г) атмосфера, почва, органические соединения.
Пример 15 (тема «Щёлочи»).
Из перечисленных слов:
1) щёлочь, мылкость, раствор;
2) перчатки, халат, очки;
3) ожог, правила, обращение;
4) вода, нейтрализовать, раствор уксуса.
составьте предложения по теме «Правила техники безопасности при работе с щелочами».
Преобразование объекта в изменившихся условиях
Задание 10
Исходные данные: любой предмет (явление).
Предписание: представьте ситуацию, в которой хорошо знакомый объект обладает свойствами, которые для него не характерны, и опишите последствия этого.
Пример 16 (тема «Кислород»).
Представьте, что кислород хорошо растворяется в воде. К чему это приведёт?
Пример 17 (тема «Азот»).
Представьте, что на корнях всех растений на Земле живут клубеньковые бактерии. К чему это приведёт?
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное занятие для школьников на тему: Современное питание
Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса
Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение
Похожие статьи:
Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе
Методическая разработка урока химии 9 класс
Конспект урока химии для 9 класса
Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»
Практические работы по химии 9 класс