Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение

Из опыта работы учителя химии
Автор: Купцова Анна Викторовна, библиотекарь, учитель химии МОУ «СОШ № 14» г. Подольска.
Описание: конструктор для разработки частично-поисковых заданий, позволяющих эффективно формировать у учащихся как предметные знания (так как каждое задание имеет определённое учебное содержание), так и метапредметные знания и умения (каждое задание целенаправленно способствует формированию определённого универсального учебного действия).
Задачи:
1) познакомить с конструктором частично-поисковых заданий на сравнение;
2) показать многообразие заданий на сравнение;
3) проиллюстрировать возможности заданий на сравнение для формирования таких метапредметных умений, как поиск аналогов и закономерностей, составление и заполнение таблиц (перевод информации из текстовой формы в графическую).
Конструктор частично-поисковых заданий: задания на сравнение
Предисловие
Текст предисловия см. /blogs/ana-viktorovna-kupcova/konstruktor-chastichno-poiskovyh-zadanii-zadanija-na-analiz-i-sintez.html
Конструктор заданий
Определение типа сравнения
Задание 1
Исходные данные: формулировки нескольких заданий на сравнение, различающихся по виду сравнения, который необходимо провести при их выполнении.
Предписание: Внимательно прочитайте задания. Определите для каждого из предложенных выше заданий тип сравнения, который в нём необходимо выполнить.
Примечание. Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, подчеркните прямой линией основание сравнения и волнистой линией форму сравнения (что нужно определить различия, сходство или провести полное сравнение).
Рекомендации. Предварительно можно познакомить учащихся с видами сравнения.

Пример 1 (тема «Сплавы»)
Внимательно прочитайте задания.
1. По каким свойствам можно отличить друг от друга чугун и сталь?
2. Перечислите общие физические свойства чугуна и стали.
3. Какой сплав обладает большей коррозионной стойкостью: углеродистая сталь или нержавеющая сталь?
4. Чем по составу отличается чугун от стали?
5. Сравните состав, свойства и применение чугуна и стали.
6. Установите сходство и различия бронзы и латуни по составу?
Определите для каждого из предложенных выше заданий тип сравнения, который в нем необходимо выполнить.
Примечание. Для того чтобы вам было легче справиться с этой работой, подчеркните прямой линией основание сравнения и волнистой линией форму сравнения (что нужно определить различия, сходство или провести полное сравнение).
Выполнение сравнения с использованием таблиц
Задание 2
Исходные данные: предметы или явления.
Предписание: заполните таблицу, указав как можно больше признаков сходства и (или) различия объектов.

Рекомендации
. В задании используют какой-то один вид таблиц, в зависимости от вида сравнения, который нужно провести.
Пример 2 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)
Заполните таблицу.

Пример 3 (тема «Химическая формула»)
Заполните таблицу.
Поиск аналогов
Задание 3
Исходные данные: объект (предмет, явление, слово, формула и др.).
Предписание: 1) найдите (запишите) как можно больше аналогов, т. е. других объектов, сходных с указанным по различным существенным признакам; 2) систематизируйте эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного объекта они подбирались.
Пример 4 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)
Назовите как можно больше аналогов, сходных с приведёнными веществами по различным существенным признакам.
а) кальций;
б) оксид кальция;
в) гидроксид кальция;
г) карбонат кальция.
Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учётом какого признака заданного вещества они подбирались.
Пример 5 (тема «Щёлочноземельные металлы и их соединения»)
Назовите как можно больше аналогов, сходных с приведенными уравнениями реакций по различным существенным признакам.

Запишите аналоги, систематизировав их по группам в зависимости от того, с учётом какого признака заданного вещества они подбирались.
Поиск противоположных объектов
Задание 4
Исходные данные: объект (предмет, явление, слово и др.).
Предписание: 1) найдите (запишите) как можно больше объектов, противоположных указанным по различным существенным признакам; 2) систематизируйте перечисленные объекты по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного объекта они подбирались.
Пример 6 (тема «Предмет химии. Вещества»)
Напишите как можно больше веществ, обладающих свойствами противоположными свойствам указанных в задании веществ:
а) стекло; б) вода.
Систематизируйте эти вещества с противоположными свойствами по группам.
Умозаключение по аналогии
Задание 5
Исходные данные: 1) пара слов (слово и обозначение, слово и словосочетание) между которыми существует определенная смысловая связь; 2) первое слово второй пары; 3) три слова (обозначения, словосочетания), между одним из которых и первым словом второй пары существует такая же смысловая связь как в первой паре.
Предписание: 1) объясните, в чем заключается смысловая связь между словами (словом и обозначением, словом и словосочетанием) в первой паре; 2) подберите из трех слов (обозначений, словосочетаний) так, чтобы между словами во второй паре была бы такая же смысловая связь, как в первой.
Пример 7 (приведены варианты заданий для разных тем)
В каждом задании имеется две пары слов. Между словами первой и второй пар существует одинаковая смысловая связь. Составьте вторую пару слов (слов и обозначений), выбрав второе слово (обозначение) из тех, которые записаны в скобках. Поясните, почему одна пара похожа на другую.
а) кислород — озон
сера — (самородная сера, сульфидная сера, пластическая сера);
б) алюминий — провод
гипс — (алебастр, вещество, гипсовая повязка);
в) вода — испарение
сера — (демеркуризация, растворение, горение);
г) кислород — фотосинтез
сероводород — (горение, гниение, растворение).
Пример 8 (тема «Строение электронных оболочек атомов»)
Подберите к первому слову второй пары обозначение из скобок так, чтобы между словами и обозначениями в обоих парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.

Пример 9 (тема «Генетическая взаимосвязь веществ»)
Подберите к первой формуле второй пары формулу из скобок так, чтобы между формулами в обоих парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.

Задание 6
Исходные данные: 1) пара слов (слово и обозначение, слово и словосочетание), между которыми существует определенная смысловая связь; 2) первое слово второй пары (второе слово (обозначение, словосочетание) неизвестно).
Предписание: 1) объясните, в чем заключается смысловая связь между словами в первой паре; 2) самостоятельно подберите слово (обозначений, словосочетаний) так, чтобы между словами во второй паре была бы такая же смысловая связь как в первой.
Пример 10 (тема «Соединения углерода»)
Подберите слово (обозначение) к первому слову второй пары так, чтобы между словами (обозначениями) и в той, и в другой парах была бы одинаковая смысловая связь. Поясните, почему одна пара похожа на другую.
а) кислород — фотосинтез
углекислый газ — (?);
б) кислород — тлеющая лучина
углекислый газ — (?);
в) оксид серы (IV) — кислотные дожди
углекислый газ — (?).
Поиск закономерностей
Задание 7
Исходные данные: несколько объектов, расположенных в ряд согласно какой-либо закономерности.
Предписание: определите закономерность, согласно которой составлен предложенный ряд и продолжите его.
Пример 11 (тема «Закономерности изменения свойств элементов в периодической системе Д. И. Менделеева»)
Дан ряд формул, который составлен по определённому правилу. Догадайтесь, в чём состоит это правило, и допишите недостающие формулы.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие для школьников на тему: Современное питание Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода" Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез Из опыта работы учителя начальных классов. Формирование универсальных учебных действий как основы об

Похожие статьи:

Инновационные подходы к обучению одаренных детей на уроках химии

Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез
Опубликовано: 3600 дней назад (13 января 2015)
Просмотров: 5575
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!