Формирование у младших школьников универсальных учебных действий как основы образовательного и воспитательного процесса
Из опыта работы.
Автор: Плотникова Елена Альбертовна, учитель начальных классов школы-интерната №15 ОАО "РЖД" г. Челябинска
Современному человеку жизненно необходимы не только конкретные предметные знания и навыки, но и «умение учиться». Это умение является ключевой компетенцией, задаваемой новыми государственными стандартами второго поколения.
«Умение учиться» является основой для повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Его можно рассматривать как универсальную способность человека, а значит, это умение можно формировать так же, как и универсальное учебное действие. На наш взгляд, именно формирование универсальных учебных действий (УУД), выступающих основой образовательного и воспитательного процесса, способствует развитию личности.
Хочется поделиться опытом работы по формированию у младших школьников одного из важных на сегодняшний день УУД – умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.
В нашем классе имеется комплект словарей: орфографический; толковый; этимологический; словарь синонимов и антонимов; словообразовательный; фразеологический; словарь иностранных слов. Эти книги стоят на открытой полке, легкодоступны. Дети поощряются к активному использованию словарей при работе с текстами на уроках и при выполнении домашнего задания, при подготовке к сочинению, изложению. Отрадно видеть как ребята, встретив непонятные слова и выражения в книгах и журналах, спешат к заветной полке со словарями, как помогают друг другу в поисках ответа, как бережно относятся к этим книгам.
Создали мы и свой «рукописный» словарь настроений. За основу взяли материалы, предложенные когда-то в журнале «Начальная школа». Мы их дополняем и корректируем, систематизируем в зависимости от потребностей. Этот словарь мы широко используем на уроках и во внеклассной работе. Он помогает нам определить и точным словом обозначить свое настроение, душевное состояние друзей, родных и близких людей, героев литературных произведений, чувства авторов, их отношение к героям и описываемым ситуациям. Чтобы выбрать подходящее слово, ученик может полистать наш «Словарь» (печатный или электронный вариант), найти нужные слова на табличке-опоре, которые вывешены на доске или проецируются на экран.
Таким образом, наш «Словарь настроений» исправно служит обогащению активного словарного запаса школьников, а также способствует формированию важного коммуникативного УУД - умения доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
После усвоения детьми лексического значения слова, проводится большая работа по его запоминанию, грамотному употреблению в речи. Для этого специально разрабатывается система упражнений, используется набор опорных карточек – табличек, с которыми мы работаем и на уроках литературного чтения, и на уроках по изучению основ светской этики, и на различных этапах уроков русского языка. Например, на минутке чистописания при отработке наклона или правильного соединения букв и т.п., при закреплении или повторении каких-либо тем.
Рассмотрим для примера слова, характеризующие состояние радости:
«Бодрое, великолепное, весёлое, восторженное, восхитительное, довольное, жизнерадостное, жизнеутверждающее, забавное, задорное, замечательное, игривое, лёгкое, ликующее, лукавое, лучезарное, лучистое, насмешливое, оживлённое, озорное, оптимистичное, победное, праздничное, прекрасное, прелестное, приподнятое, приятное, радостное, счастливое, торжественное, торжествующее, хорошее, чудесное, чУдное, шаловливое, шутливое.»
Для работы можно предлагать весь список слов или только его часть по усмотрению учителя.
К этому набору слов можно составить огромное множество заданий по различным разделам русского языка:
1. Орфография:
• Выпишите слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, укажите проверочное слово.
• Выпишите слова с непроизносимыми согласными, объясните их написание.
• Выпишите слова с «опасными» сочетаниями (жи, же, ча, чу)
• Сгруппируйте слова по орфограммам.
Продолжите ряд слов:
Жизнерадостное, прекрасное, праздничное, …
Жизнеутверждающее, лучезарное
2. Морфемика:
• Выпишите двусложные слова, разберите их по составу.
• Укажите слова, подходящие к данной схеме:
• Выпишите группы однокоренных слов.
• Образуйте от данных слов родственные имена существительные (или глаголы, или наречия) и т. д.
3. Фонетика и графика:
• Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
• Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
• Двумя чертами подчеркните буквы, являющиеся «мягкими командирами» (по Эльконину Д.Б.).
• Подчеркните буквы, произношение которых расходится с написанием и т.п.
4. Лексика:
• Объясните значение слова:
а) самостоятельное толкование, б) с помощью толкового словаря, в) с помощью этимологического словаря.
• Из предложенного списка слов выберите слова близкие по значению (синонимы).
• Подберите антонимы.
• Напишите мини-сочинение по данному началу, опишите чувства и состояние героев, используя данные слова:
Детям предложен текст:
«Я проснулся от какого-то шума. Из гостиной доносились быстрые шаги, приглушённые голоса родителей и чей-то давно известный приятный грудной голос. Это же бабушка приехала! …»
Слова, характеризующие чувства:
восторг
восхищение
ликование
радость
счастье
умиротворение
удовлетворение
удовольствие
Слова, характеризующие состояние,настроение:
бодрое
восторженное
восхитительное
замечательное
приподнятое праздничное
отличное
радостное
чудесное
• Укажите слова, описывающие состояние восторга, радости от какого-либо достижения; предчувствия праздника; беззаботности и т.д.
• Расскажите о чувствах, состоянии героя текста:
« …Я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он, хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете». (В.Драгунский)
Сначала каждый ребенок выполняет это задание самостоятельно, записывая нужные слова на индивидуальной доске, затем обсуждает с соседом, внося коррективы, после этого идет обсуждение в группе из 4 -5 человек, окончательный вариант одной из групп заслушивается, рецензируется одноклассниками и учителем.
Необходимо поддерживать и поощрять стремление детей выйти за рамки предложенного учителем списка слов, когда они вспоминают подходящие слова или отыскивают их в словаре, а так же нужно приучать ребят все спорные вопросы разрешать цивилизованно, находить аргументы в словарях.
• - Как вы понимаете выражение
«задохнулся от возмущения»?
- Подберите из словаря настроений слова, характеризующие это состояние. (
Негодование, недовольство, недоумение, возмущение, досада, злость, гнев, ярость).
- При каких обстоятельствах может возникнуть такое состояние?
• И, наконец, можно предложить детям придумать и инсценировать ситуацию, в которой
герой задохнулся от возмущения.
Безусловно, такая работа доставляет удовольствие и детям, и учителю, поскольку у детей появляется возможность для творчества, самовыражения.
Таким образом, нам удаётся расширить активный словарный запас, сформировать орфографическую грамотность, способствовать развитию устной и письменной монологической речи учащихся.
Такая работа обогащает не только словарный запас младших школьников, она будит их мысль, воображение, побуждает к творчеству, к активному усвоению знаний и умений. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
В заключении хочется отметить, что универсальные учебные действия, имеющие надпредметный характер, являются основой образовательного и воспитательного процесса и служат опорой для формирования предметных знаний, умений, навыков и компетенций.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование универсальный учебных действий на уроках математики с помощью "кейс- метода"
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на анализ и синтез
Конструктор частично-поисковых заданий по химии: задания на сравнение
Открытые задачи как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Формирование гражданской позиции учащихся младших классов