Специфика работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации инклюзивного образования в ДОУ
В России очень большое распространение приобретает инклюзивное образование, когда различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья включаются в единый образовательный процесс. Современные дошкольные учреждения, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», создают условия, в которых любой ребенок, независимо от индивидуальных особенностей, способности к обучению и состояния здоровья, сможет получить качественное, доступное образование.
ФГОС ставит перед современными педагогами задачу – обеспечить каждого дошкольника равными возможностями для обучения и развития при посещении ДОУ. Полноценное воспитание и обучение ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей возможно с помощью инклюзивного образования.
К сожалению, диагностика, которую ежегодно проводят учителя-логопеды в дошкольных учреждениях, показывает, что количество детей, имеющих тяжелые нарушения речи, не снижается. У большинства дошкольников присутствуют полиморфные нарушения речевого развития, а вторичными сопутствующими факторами чаще всего является задержка в развитии психических процессов.
В работе по устранению у детей тяжелых нарушений речи, подготовке к обучению в школе и социальной адаптации, ведущая роль отводится учителю-логопеду.
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ включает в себя
следующие блоки развития:
- познавательной деятельности
- эмоционально-волевой сферы
- сенсорного восприятия
- коммуникации и речи
- мелкой и общей моторики
Для повышения эффективности и результативности работы с детьми по устранению дефектов речи логопед ставит перед собой задачи
по таким направлениям:
• коррекционная – устранение отклонений в развитии ребенка с применением специальных методик
• развивающая – активизация, оптимизация, обогащение содержания работы по развитию ребенка
• профилактическая – пропедевтическая работа по предупреждению затруднений, отклонений при дальнейшем обучении в школе
Работа учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях в условиях инклюзивного образования имеет некоторые особенности. Приступая к работе с детьми, логопед проводит диагностику речевого и общего развития с помощью использования специальных методик. Процесс обобщения и анализа полученных данных позволяет специалисту выяснить структуру дефекта, выделить сохранные и нарушенные компоненты со стороны речи и психических процессов, установить «зону ближайшего развития».
На основе полученной диагностики уровня развития ребенка, учитель-логопед, совместно с другими специалистами, составляет маршрут индивидуального образовательного сопровождения ребенка, подбирает необходимые формы, виды работы, мероприятия по устранению тяжелых нарушений речи, по подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание квалифицированной помощи детям с проблемами в речевом развитии, поэтому с целью реализации требований ФГОС составляется коррекционно-развивающая программа. Для достижения целей и положительной динамики в работе с детьми в нее включаются задачи, охватывающие всестороннее развитие личности ребенка. Вся образовательная деятельность проводится с учетом индивидуальных особенностей дошкольника, направлена на устранение тяжелых нарушений речи, развитие коммуникационного спектра, поддержку детей в освоении образовательной программы и безболезненного протекания социальной адаптации.
В центре внимания логопедической работы постоянно остается наиболее пострадавший компонент речи, а целью работы с детьми является максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка. Например, при устранении алалии у ребенка, первостепенной задачей является обогащение, активизация и наращивание словаря; при наличии стертой формы дизартрии основным направлением работы становится устранение нарушений в звукопроизношении.
Ведущим видом деятельности у дошкольников является игровая деятельность, поэтому очень важно, чтобы практический материал для работы на коррекционных занятиях с детьми предлагался в игровой форме, соответствовал возрасту, носил информативный характер и давал ребенку возможность с ним манипулировать.
Большинство дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, как правило, имеют проблемы в развитии таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мыслительная деятельность, недоразвитие моторных, сенсорных функций, подвержены повышенной утомляемости. Чтобы вызвать интерес детей с речевой патологией к коррекционно-образовательным занятиям, необходимо подбирать индивидуальные программы в зависимости от потребностей ребенка, применять нестандартные подходы, использовать современные инновационные технологии.
Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля, эффективность коррекционно-образовательного процесса зависит от грамотно выстроенной системы взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Грамотный подход и правильная организация инклюзивного образования в дошкольных учреждениях позволит детям с тяжелыми нарушениями речи безболезненно перейти к обучению в школе, адаптироваться в новом для них сообществе.
Список литературы:
1. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7
2. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // сб. статей под ред. Е.Н.Кутеповой. М., 2010
Рекомендуем посмотреть:
Вступил ли в силу ФГОС?
Внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
ФГОС в ДОУ