Нейропсихологические упражнения в логопедическом сопровождении обучающихся с ОВЗ по профилактике и коррекции нарушений письменной речи
Автор: Шатрова Ольга Михайловна, учитель-логопед, МКОУ С(К)Ш №5 "Новые надежды", г.Новосибирск
***
В соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается программа коррекционной работы.
Целью программы является обеспечение успешности освоения АООП образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи. Одним из направлений этой работы является коррекция нарушений чтения и письма.
Письменная речь — сложная психическая деятельность. Это одна из форм существования языка, возникающая на базе сформированной устной речи. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навыков. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо.
В отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
Речь является высшей психической функцией, поэтому при различных мозговых дисфункциях речь страдает в первую очередь. К моменту поступления в школу дети с умственной отсталостью, как правило, недостаточно овладевают устной речью, поэтому письменная речь (письмо, чтение) формируются изначально на дефицитарной основе. В связи с этим, возникают выраженные трудности при обучении письму, чтению, счёту.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом. Процесс овладения чтением и письмом умственно отсталыми детьми протекает замедленно, характеризуется качественным своеобразием и определёнными трудностями.
Одним из современных направлений в коррекционно-развивающем обучении является нейропсихологическая коррекция.
Коррекционно–развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность
имеет три направления:
- Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
- Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в нее компонентов;
- На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
Использование нейропсихологических упражнений на логопедических занятиях:
Эти упражнения не требуют проведения дополнительных занятий. Они могут органично включаться в контекст каждого урока.
Упражнение «Скорая помощь»
Это упражнение помогает снять эмоциональное напряжение. Улучшает работоспособность. Способствует развитию межполушарных связей. Развивает внимание, мышление.
Инструкция:
Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух (произносится звук). Нижняя буква обозначает движение руками: Л — левая рука поднимается в левую сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются вверх.
Упражнение выполняется в следующей последовательности - от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой.
Упражнение «Корректурная проба»
(улучшение концентрации внимания и развитие графической зоркости)
Вариантов этого упражнения великое множество.
- вычеркиваются заданные буквы в течение определенного времени в печатном тексте
- вычеркиваются те же буквы в письменном тексте
Например: если ребенок путает П – Б, то ему можно дать задание букву П обводить в кружок, а Б вычеркивать. При смешении б – д то же самое. При низком уровне концентрации внимании можно вычеркивать по одной букве, по две и, даже, по три.
- «Корректурная проба с переключением»: после условного сигнала (например стук карандаша) смена зачеркиваемой буквы
Упражнение Таблицы Шульте
Это упражнение для развития зрительной памяти и улучшения концентрации внимания. Это поиск цифр (букв) по порядку в одной из модификаций таблиц Шульте.
Увеличению скорости распознавания букв (цифр) способствуют попеременная и синхронная с речью работа рук.
Правила показа букв и цифр
- Показывать и называть буквы (звуки) и цифры в алфавитном порядке
- Работать попеременно обеими руками.
- Показывать буквы (цифры) из правых колонок правой рукой.
- Показывать буквы (цифры) из левых колонок левой рукой.
- Показывать буквы (цифры) из центральной колонки любой рукой.
- Важно постоянное присутствие буквенной (цифровой) ленты в поле зрения ребенка: А Б В Г Д Е Ё Ж…..1 2 3 4 5 6 7 ….
Упражнение «Перекидывание мяча»
Психологами давно замечено, когда ребенок играет в мяч на занятиях, закрепление материала происходит гораздо быстрее. Всем известный способ перекидывания мячика: я тебе мячик и слово, ты мне мячик и звук, который стоит в начале этого слова.
- Я тебе кидаю мячик и называю слово, а ты кидаешь мячик мне обратно и говоришь, какую букву ты напишешь на первом (втором, третьем и т.д.) месте.
Можно просто называть слово и цифру - МОЛОКО 2. Это значит, надо назвать букву, которую напишешь на втором месте.
Таким образом, мы можем отработать все словарные слова или слова из письменных работ, слова, которые надо научиться читать, писать, произносить)
Так же перекидывать можно весь русский язык:
Единственное - множественное число
Приставки - предлоги
Антонимы
Любая тема по словообразованию и словоизменению.
Упражнение «Хлопки»
Игра проводится в паре (сначала научиться правильно хлопать)
Предварительно уточнить, где правая и левая руки.
«вместе» - «раз» - «вместе» - «два» - «вместе» - «право» - «вместе» - «два» - «вместе» - «раз» - «вместе» - «два» - «вместе» - «лево» – «вместе» - «два». Постепенно увеличивать темп.
Освоив этот вид хлопков, и доведя работу рук до автоматизма, ребенок может переходить на чтение слов «Поля» под их аккомпанемент.
Позже игру можно усложнить, начав параллельно задавать ребенку вопросы.
Аккомпанемент из хлопков — это программа действия, оговоренная игроками заранее. Чтение или же ответы на вопросы — это еще одна программа, но отличная от предыдущей. Играя в «Хлопки», мы учим ребенка совмещать при работе несколько программ, развивая тем самым его способность концентрировать внимание и контролировать сложные процессы.
Упражнение «Лабиринты»
Развитие когнитивной сферы, формирование «взращивание» учебных навыков – задача комплексная и многоуровневая. Для её решения предлагается игра «Лабиринты». В ходе игры развивается внимание и память, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, произвольность, появляется упорство в достижении цели.
Задача ребёнка – найти путь следования между двумя точками лабиринта.
Лабиринты включены в систему обучения чтению, так как они помогают развивать навыки пространственной ориентации и являются средством профилактики «отзеркаливания» букв.
Техника прохождения лабиринтов:
1. фиксированное положение бумаги на рабочем столе:
- При рисовании отдельных участков дороги рука не меняет своего положения
- При рисовании рука не отрывается от бумаги на всем пути следования
- Захват маркера – такой же, как при письме
2. фиксированное положение рабочей руки:
- Положение бумаги не меняется при рисовании отдельных участков дороги
Упражнение «Работа с мячом»
Синхронизация работы рук и речи при одновременной активизации работы мизинца и безымянного пальца. Этот приём более других стимулирует работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыков чтения и письма.
Коррекционно-развивающие упражнения, базирующиеся на современных исследованиях, позволяют овладеть технической стороной чтения, улучшить учебные навыки за счет развития внимания, памяти, способности к быстрому перекодированию информации.
В результате этого формируется база для перехода к понятийному чтению.
Работа с мячом способствует активизации мозговых центров, задействованных в процессе обучения. Ребенок, читая упражнение или делая задание, выполняет одновременное сжатие мяча мизинцем и безымянным пальцами при каждом его перекладывании из руки в руку.
- Речь и работа пальцев контролируется разными зонами коры головного мозга
- Совместная деятельность стимулирует межполушарное взаимодействие.
Упражнение «Сходимость» «Поле слов»
Горизонтальная сходимость – упражнение, в котором слова строки читают поочередно в следующей последовательности: первое – последнее; второе – предпоследнее и т.д., сходясь при чтении слов строки к центру.
Левая сходимость – разновидность упражнения «Горизонтальной сходимости». Для «Левой сходимости» первым словом при чтении является крайнее левое слово строки.
Правая сходимость – еще одна разновидность упражнения «Горизонтальная сходимость». Для «Правой сходимости» первым словом при чтении является крайнее правое слово строки.
Вертикальная сходимость – упражнение, в котором слова столбца читают поочередно в следующей последовательности: первое – последнее; второе – предпоследнее и т.д., сходясь при чтении слов столбца к центру.
Верхняя сходимость – разновидность упражнения «Вертикальная сходимость», где первое слово при чтении столбца – верхнее.
Нижняя сходимость – еще одна разновидность упражнения «Вертикальная сходимость», где первое слово при чтении столбца – нижнее.
«Поле слов» (игры на сходимость: горизонтальная, вертикальная, левая, правая, верхняя, нижняя)
Чтение слов «Поля» вслух и с мячом при попеременной работе обеими руками:
– каждой строки слева направо, а затем и справа налево.
– каждого столбца сверху вниз, а затем и снизу вверх.
Предложенные упражнения рассматривают ребёнка в единстве его психических и двигательных проявлений. Они направлены на коррекцию письменной речи через развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы.
Литература:
1. Зегебарт Г.М. Чтение. От буквы к слову. - 2016
2. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей. - 2018
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - 2002.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для детей от 6 до 8 лет
Учебно-воспитательная работа по формированию мотива успешной учебной деятельности в начальной школе
Коррекционно - развивающая среда логопедического кабинета по ФГОС
Расстройства аутистического спектра