Дидактические игры в работе школьного логопеда
Описание работы: Принято считать, что игровая деятельность является ведущей только в дошкольном возрасте. Однако и для младших школьников – это необходимая потребность, несмотря на то, что основным видом их деятельности становится процесс обучения. Учитывая специфику проведения логопедических занятий (вторая половина дня), наличие игры стимулирует младших школьников (1-2 класс) к учебной деятельности, способствует более быстрому закреплению поставленных звуков в речь ребёнка, развитию звукового анализа, а также развитию фонематических и улучшению мыслительных процессов.
Набор дидактических игр "Звуковые матрёшки"
Автор: Копылова Елена Валерьевна, учитель-логопед школы №1034 г. Москвы.
Дидактические игры - это игры с определёнными правилами, которые специально создаются педагогами с целью обучения и воспитания детей. Набор игр "Звуковые матрёшки" подходит для детей от 6 до 8 лет. Эти игры будут полезны учителям-логопедам, воспитателям, родителям. Игры направлены на закрепление поставленных звуков в речь ребёнка, дифференциацию звуков, развитию звукового анализа и фонематического слуха...
Игры являются неотъемлемой частью моих занятий. У каждой игры есть свои цели и задачи.
Предлагаю свои игры, которые будут полезны учителям-логопедам при работе с детьми 6-8 лет.
Дидактическая игра «Звуковые матрёшки».
Цель: комплекс игр направлен на автоматизацию поставленных звуков в речь, дифференциацию звуков, развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Описание игр:
1. «Воздушные шарики для Маши»
Цель: Автоматизация звука «ш» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Маши, воздушные шарики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки.
Ход игры: На парту выкладывается матрёшка, а вокруг неё воздушные шарики цветной стороной вверх.
- У Маши были воздушные шарики, но вот подул ветерок, шарики разлетелись. Надо поймать только те шарики, где в названии картинки есть звук «ш».
2. «Воздушные шарики для Жанны».
Цель: Автоматизация звука «ж» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Жанны, воздушные шарики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки, в том числе и со звуком «ж».
Ход игры: На парту выкладывается матрёшка Жанна, а вокруг неё воздушные шарики цветной стороной вверх.
- Сегодня праздник. Помоги Жанне купить воздушные шары. Выбирай только те, где есть картинка со звуком «ж».
3. «Подружки».
Цель: Дифференциация звуков «ш-ж» в словах, развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинки матрёшек Маши и Жанны, воздушные шарики, на обратной стороне которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками «ш-ж».
Ход игры: На парту выкладываются матрёшки, а вокруг них разноцветные воздушные шарики. На каждой матрёшке лежит картинка, название которой начинается на звук «ш» (шорты) и «ж» (жук).
- Подружки Маша и Жанна были на празднике, где им подарили воздушные шарики. Помоги подружкам поделить эти шарики, для Маши – со звуком «ш», для Жанны – «ж».
4. «Листопад».
Цель: Автоматизация звуков «л», «ль» в словах, развитие фонематического слуха и звукового анализа.
Оборудование: картинка с изображением осеннего дерева, картинка матрёшки Лены, разноцветные листики, на обратной стороне которых наклеены различные картинки.
I – вариант.
Цель: Автоматизация звуков «л», «ль» в словах, развитие фонематического слуха.
Ход игры: На парте лежит картинка дерева, на котором разложены разноцветные листья и матрёшка.
- За окном осень. Листья жёлтые летят, наступает листопад. Матрёшка Лена гуляет в парке и собирает листья для осеннего букета. Помоги Лене собрать листочки с теми картинками, в названии которых есть звук «л» (звук «ль»).
II- вариант.
Цель: Автоматизация звука в словах. Развитие звукового анализа.
Ход занятия: На парте картинка осеннего дерева и листики, на обратной стороне которых картинки со звуком «л» (или «ль»).
- Посмотри, как много красивых разноцветных листиков собрала Лена, во всех словах есть звук…. «л» (или «ль»). Разложи листики на дереве по порядку: на верхушке – если слово начинается на заданный звук, на стволе – если звук в середине слова и внизу – если слово заканчивается на заданный звук.
III – вариант.
Цель: Дифференциация звуков «л-ль» в словах.
Ход игры: На парту выкладываются две черно-белые (можно цветные) картинки деревьев, между ними лежат листики картинками вниз, у основания ствола каждого дерева кладётся картинка, название которой начинается на звук «л» и на звук «ль».
- Определи с какого дерева каждый листик, разложи листочки.
5. «Букет для Раи».
Цель: Автоматизация звука «р» в словах. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Раи, изображения цветов, на обратной стороне которых наклеены разные картинки, в том числе и со звуком «р».
Ход игры: На парту кладётся изображение матрёшки Раи, а вокруг неё цветочки, лицевой стороной вверх.
- Рая собирает цветы в саду. Помоги ей собрать только те, где в названии картинки есть звук «р».
6. «Яркие бабочки».
Цель: Автоматизация звука «рь» в словах. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: картинка матрёшки Риты, бабочки, с обратной стороны которых наклеены разные картинки.
Ход игры: На парте лежит лист с изображением матрёшки Риты, а вокруг неё порхают яркие бабочки, лицевой стороной вверх.
- Посмотри, как много бабочек порхает вокруг Риты, но некоторые должны улететь. Останутся те бабочки, где есть картинка со звуком «рь».
По желанию педагог может расширить комплекс игр, используя данное пособие, в зависимости от целей и задач коррекционного занятия. Можно добавить игры на развитие или закрепление грамматических категорий: «Один-много», «Что пропало», «Назови ласково», «Сосчитай от 1 до 5» и так далее.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая игра. Логопедическое лото для старших дошкольников
Логопедическая игра-викторина для младших школьников
Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5-7 лет «Звуковые часы»
Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Автоматизация звуков
Похожие статьи:
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада