Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Перенос слов с удвоенными согласными"

Урок русского языка во 2 классе "Перенос слов с удвоенными согласными"
Автор: Батуро Наталья Борисовна, учитель начальных классов, МБОУ Злынковская СОШ №1, г. Злынка

Тема: Перенос слов с двойными согласными.

Цели: Продолжить работу над запоминанием слов с двойными со-гласными. Учить правильно переносить слова с двойны-ми согласными. Обобщить и закрепить изученные пра-вила переноса слов. Развивать внимание, мышление, па-мять, умение писать слова с двойными согласными, наблюдательность. Воспитывать трудолюбие, вежливое отношение к окружающим.
Оборудование: Изображение города слов, кроссворд и задания к нему на карточках, слова телеграммы, карточки-вагончики со словами, ребусы, правила переноса слов на наборном полотне, учебник, слова с двойными согласными из стихотворения.
Ход урока:
1. Оргмомент:
У. Здравствуйте. Сегодня урок русского языка у вас буду вести я. Зовут меня Наталья Борисовна. А оценивать нашу с вами работу будут гости, которые присутствуют в нашем классе. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Ведь здороваясь с кем-то, мы прежде всего желаем ему здоровья, а это самое главное в жизни.
У. А теперь повернулись ко мне. Подравнялись. сядут сначала девочки… А те-перь мальчики…
2. Постановка учебной задачи:
У. Сегодня мы с вами побываем в городе слов (показываю), жители которого помогут нам узнать новые слова с двойными согласными и научат правильно переносить эти слова.
3. Минутка чистописания:
У. Итак, перед вами город слов. Посмотрите внимательно, кто в нём живёт? До-гадались?
О. В городе слов живут двойные согласные буквы.
У. Правильно. Давайте назовём их хором (показываю, называют).
У. Сейчас мы эти согласные запишем к себе в тетрадь так, как это сделала я на доске (показываю).

бб жж кк нн пп рр лл мм

Откройте тетради, проверьте, записано ли у вас число, классная работа.
Нашли следующую строчку. От начала строки начинаем писать (пишу по написанному на доске и комментирую: «бэ» строчная, соединительная
палочка снизу вверх - верхнее соединение, «бэ» строчная, отступили и т.д.).
4. Словарная работа:
У. Положили ручки. Сели правильно. А как вы думаете, какие слова живут в го-роде слов, если там живут такие буквы?
О. (Приводят примеры слов с двойными согласными).
У. Молодцы. Сейчас мы запишем некоторые из названных вами слов. А вот какие слова мы будем записывать, вы узнаете, если разгадаете кроссворд, который я начертила на доске. Задания к кроссворду лежат у меня на столе. Надо подойти к столу, взять задание, прочитать его вслух, отгадать и заполнить нужные клеточки в кроссворде, объяснив правописание слова-отгадки. Заполнять клеточки вам помогут цифры на карточке с заданием и на кроссворде. А правильно записывать слова-отгадки - жители города (показываю).
Итак, начинаем заполнять кроссворд:

1. Как называется игра на льду на коньках в шайбу?
2. Как называется дорога с рядами деревьев по сторонам?
3. Как называется место, где продают билеты?
4. Как называют человека. который совершает поездку на транспорте?
5. Как называется дорога, покрытая асфальтом?

У. Итак, какие же слова мы записали в кроссворде? Прочитаем их хором.
У. А какая орфограмма во всех этих словах?
О. Во всех этих словах двойная согласная буква.
У. Молодцы. А теперь внимательно посмотрите на кроссворд. Куда спешат все слова города слов? Это слово записано в красных клеточках кроссворда…
У. Прочитаем его хором.
О. Класс.
У. Правильно. Какая же орфограмма в этом слове?
О. Двойная согласная буква.
У. Молодцы. Итак, слова спешат к нам в класс. Но, так, как они очень воспитан-ные, то решили предупредить о своем приезде и послали нам телеграмму. Да вот только на телеграфе все слова телеграммы перепутали, и к нам пришло вот такое сообщение (ставлю слова телеграммы):

ГОРОДА СЛОВ ЖИТЕЛИ В КЛАСС СПЕШАТ

У. Давайте прочитаем её слова хором… Вы что-нибудь понимаете? Тогда о чём же говорится в этой телеграмме?
О. Жители города слов спешат в класс.
У. Вот оно что! Давайте запишем это предложение к себе в тетрадь с комменти-рованием.
У. Найдём и подчеркнём в предложении главные члены. Комментирует…
У. Молодцы. Но не все слова едут к нам, а только некоторые, а какие, догадайтесь сами (открываю первый столбик на доске):

СУ..ОТА
РУ..КИЙ
КЛА..НЫЙ
ВА..А
ТЕ..ИС

У. Какие же это слова? Вставьте пропущенные буквы (устно).
У. Дети, а что общего у всех этих слов?
О. Во всех этих словах есть двойная согласная.
У. Давайте запишем эти слова к себе в тетрадь в столбик, с маленькой буквы. Комментирует… (записываю буквы на доске сама).
У. Подчеркнём в словах орфограмму. Комментирует…(подчёркиваю на доске сама).
5. Изучение нового материала:
У. Вы, дети, молодцы! Всё делаете вместе, дружно. А вот жители города слов так спешили к вам, что забыли о дружбе, поссорились, да так сильно, что слоги даже не захотели ехать вместе в одном слове. В результате слог "суб"сел в один вагон, а слоги "бота" - в другой и т.д. (говорю и ставлю карточки-вагончики на наборное полотно):
У. Но ничего не делается в жизни просто так и даже ссора иногда бывает полез-ной и помогает сделать правильные выводы. Так и после этой ссоры возникло правило о переносе слов с двойными согласными. А звучит оно так (открываю второй столбик на доске):

- СУБ - БОТА
- РУС - СКИЙ
- КЛАС – СНЫЙ
- ВАН - НА
- ТЕН - НИС

При переносе слов с двойными согласными, одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Вот так: «суб» оставляем на строке, а «бота» - переносим и т.д. (читаю второй столбик)
У. Итак, запишем в тетрадь, как надо переносить слова с двойными согласными (закрываю второй столбик). Писать будем рядом с первым столбиком через тире. Комментирует… (каждый ученик по слову). Назови правило переноса слов с двойными согласными.
У. Итак, как же надо переносить слова с двойными согласными? Кто сделает вы-вод?
У. Проверим, правильный ли вывод мы сделали. Прочитаем правило в учебнике на странице 101. Открыли учебник. Нашли внизу правило. Читаем хором. Ещё раз прочитает…
- Кто может рассказать правило по памяти?
У. Молодцы. А как вы думаете, как зовут эту девочку, если её имя начинается на букву «А» и оканчивается на букву «А» (показываю ребусы и ставлю их на доске)?

О. Анна, Алла.
У. А эту?
О. Инна.
У. А эту?
О. Жанна.
У. А как зовут этого мальчика?
О. Геннадий.
У. Какие же слова у нас получились?
О. Анна, Алла, Инна, Жанна, Геннадий.
У. Что общего у всех этих слов?
О. Это имена людей и поэтому они пишутся с большой буквы. У всех этих слов есть двойная согласная.
У. А как перенесём эти слова?
О. Ан-на, Ал-ла, Ин-на, Жан-на, Ген-надий или Генна-дий (называют по очереди).
У. А почему именно так будем переносить эти слова?
О. (Говорят правило переноса слов с двойными согласными.)
У. А какие ещё правила переноса слов вы знаете? Приведите примеры (дети при-водят примеры, а я ставлю свой пример на наборное полотно и поясняю):
1. Слова переносятся по слогам: уче - ник.
2. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую: улей.
3. Нельзя переносить слово из одного слога: мост.
4. Буква «й» при переносе не отделяется от гласной: строй - ка.
5. Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы: школь - ник.

У. А какое правило переноса слов выучили сегодня? Приведите примеры (дети приводят примеры, а я ставлю свой).
У. Молодцы. А теперь отдохнём.

6. Физминутка:

Мы дружно трудились,
Немного устали.
Теперь из-за парты быстро все встали.
Руки поднимем, потом разведём
И глубоко всей грудью вздохнём.
С левой ноги шагаем вперёд…
Левой, левой, раз, два, три
И дальше идём продолжать наш урок.

У. Подравнялись. Садитесь.
7. Закрепление.
У. Дети, вы сегодня просто молодцы. Дружные, внимательные, наблюдательные. А давайте проверим, все ли умеют трудиться? Поможет нам в этом упражнение 219. Надо выполнить его правильно. без ошибок и аккуратно. Вы готовы? Тогда читаем задание…
У. Что мы должны сделать в упражнении?
О. Списать слова, разделяя их чёрточками для переноса.
У. А какие слова мы будем списывать? Давайте прочитаем.
У. Это не просто слова - это словосочетания и писать мы их будем с комментированием. Запишите номер упражнения на следующей строке… Писать начнём с красной строки. Читай… первое словосочетание. Как запишем? … Комментируй (по одному словосочетанию).
8. Итог урока:
У. Итак, где же мы побывали сегодня на уроке?
О. Мы побывали в городе слов.
У. Какие же слова живут в этом городе?
О. В этом городе живут слова с двойными согласными.
У. А что мы учились делать со словами, в которых есть двойная согласная буква?
О. Мы учились переносить эти слова.
У. Как же переносятся слова с двойными согласными? Скажем правило хором.
У.Приведите примеры слов с двойными согласными и скажите, как их перенести.
У. А какие правила переноса слов мы ещё вспомнили на уроке? (обращаю вни-мание на наборное полотно)
У. А теперь, внимание, я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь услышать, посчитать и запомнить из него слова с двойными согласными:

Сумма, теннис, касса, ванна,
Грипп, аллея, телеграмма,
Класс, шоссе, антенна, группа,
Масса, дрожжи, вожжи, труппа.
Здесь во всех словах подряд
Две согласные стоят.
Их неплохо заучить,
Чтобы грамотными быть.

У. Сколько слов с двойными согласными вы услышали?
О. 15.
У. А какие слова с двойными согласными вы услышали?
У. Молодцы. Эти слова я повешу на доске, чтобы вы их запомнили и никогда не делали в них ошибки (вешаю список слов):

СУММА, ТЕННИС, КАССА, ВАННА,
ГРИПП, АЛЛЕЯ, ТЕЛЕГРАММА,
КЛАСС, ШОССЕ, АНТЕННА, ГРУППА,
МАССА, ДРОЖЖИ, ВОЖЖИ, ТРУППА.

У. Дети, понравился вам урок?
У. Мне тоже понравилось, как вы работали, а особенно, как работали … Им се-годня за работу на уроке можно поставить … Остальным надо равняться на этих детей, быть активнее на уроке и почаще отвечать.
Спасибо всем за работу.
Откройте дневники, запишем домашнее задание (на доске запись): стр.101, упр.218, правило наизусть.
У. Закройте дневник, тетрадь. Урок окончен. Встали. До свидания.
Скачать Урок русского языка во 2 классе "Перенос слов с удвоенными согласными"


Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова» Конспект урока русского языка для 2 класса с презентацией. Имена существительные Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: Закрепление умения писать слова с со Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: Повторение изученного об имени существительном

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Конспект урока русского языка для 2 класса

Конспект урока по русскому языку, 2 класс

Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»

Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов

Новогодний утренник в начальной школе. Интересный сценарий | Конспект урока "Парные согласные", 2 класс. Школа России
Опубликовано: 2298 дней назад (8 августа 2018)
Просмотров: 2853
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!