Проект по развитию речи в подготовительной группе по ФГОС
Проект по развитию речи в детском саду в подготовительной группе "Учусь красиво говорить"
Актуальность:
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Важными средствами интонационной выразительности речи детей являют¬ся тон, тембр, паузы, ритм, темп, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты по ФГОС:
• потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
• ориентация на партнера по общению,
• умение слушать собеседника.
Среди детей подготовительной группы была проведена диагностика выразительности речи по методике Лазаренко О. И., в ходе которой определилось, что дети испытывают трудности: 30% детей - в умении регулировать темп речи; 54% - в умении регулировать ритм речи; 40% - в умении изменять высоту голоса; 20% - в умении изменять силу голоса; 60% - в умении выделять ударный слог.
Цель проекта:
- Развитие интонационной выразительности речи.
Задачи проекта:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темп, ритм, мелодика, логическое ударение, тон высказывания.
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
Ожидаемые результаты:
1. Умение произвольно использовать весь комплекс средств интонационной выразительности в соответствии с различными коммуникативными задачами.
2. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
3. Обогатить речь интонационной выразительностью.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, учитель-логопед.
Тип проекта: информационно-творческий, практический, краткосрочный.
Продолжительность: сентябрь – декабрь 2019 года.
Этапы работы:
1. Организационно-подготовительный:
• Проведение диагностики, выявление проблем.
• Определение темы.
• Составление плана-схемы проекта.
• Обсуждение проекта с родителями.
• Обсуждение проекта с учителем-логопедом.
• Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
2. Основной этап:
Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
Работы с родителями:
1. Анкетирование «Речь моего ребенка».
2. Консультация на тему «Разучивание чистоговорок».
3. Акция «Подари книжку в группу».
4. Мастер-класс «Домашний логопед».
5. Буклет «Выразительная речь у ребенка».
Содержание работы: № Название мероприятия Ответственный
1 Анкетирование «Речь моего ребенка».
Воспитатели
2 Упражнения на выделение логического ударения «У меня вчера болела голова», «Странные вопросы», «Веселые ответы».
Воспитатели
3 Игра-путешествие «По стране красивой и грамотной речи».
Воспитатели
4 Игры на изменение силы голоса «Тихо-громко», «Дождик», «Паровоз», «Взлет ракеты».
Воспитатели
5 Дыхательные упражнения «Свеча», «Ветерок», «Листик».
Логопед
6 Игровые упражнения на темп речи «За твоим языком не поспеешь босиком».
Воспитатели
7 Консультация на тему «Разучивание чистоговорок».
Воспитатели
8 Мимические упражнения «Пробуем овощи», «Мир эмоций».
Воспитатели
9 Конкурс на лучшего чистоговорщика.
Воспитатели
10 Инсценирование сказки «Телефон», «Репка», «Заюшкина избушка»
Воспитатели
11 Музыкальное упражнение на развитие высоты голоса «Высоко – низко».
Воспитатели
12 Игры на изменение силы голоса «Взлет ракеты», «Эхо».
Воспитатели
13 Дидактические игры на составление рассказа «Как дальше?», «Расскажи по картинкам».
Воспитатели
14 Слушание аудиосказок. Воспитатели
15 Создание книжек – малышек «Мои эмоции!».
Воспитатели
16 Акция «Подари книжку в группу».
Родители
17 Заучивание стихотворения К.Чуковского «Чудо-дерево».
Воспитатели
18 Мастер-класс «Домашний логопед»
Логопед
Воспитатели
19 Упражнения на ритмизацию «Повтори за мной».
Воспитатели
20 Игры на развитие интонации «Имена», «Почемучки», Сюжетно-ролевая игра «Автобус», «Мебельный магазин», «Парикмахерская». Воспитатели
21 Буклет «Выразительная речь у ребенка»
Воспитатели
22 Дидактическая игра «Театр одного актера».
Воспитатели
23 Игры на развитие тембра голоса «Успокой Куклу», «Развесели Несмеяну», «Медвежата».
Воспитатели
24 Построение диалога через потешки.
Воспитатели
25 Рассказ из истории этикетных речевых форм «Здравствуйте», «Прощайте», «Извините».
Воспитатели
26 Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят»
Воспитатели
27 Коллективное создание дидактических игр в речевой уголок. Воспитатели
3. Заключительный этап:
• Повторная диагностика по методике Лазаренко О. И..
• Анализ и оценка результатов проекта, проведение коррекции.
Скачать Проект по развитию речи в подготовительной группе ДОУ