Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Звезда"
Автор: Ильтыбаева Галина Геннадьевна, воспитатель МАДОУ №1 "Айгуль" г.Белебея Республики Башкортостан. Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта гражданско-патриотической направленности "Звезда". Проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанными с историей Великой Отечественной войны.
Надеюсь, что проект будет интересен воспитателям ДОУ.
В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны, человеческий прогресс вносили свои коррективы в выбор
приоритетов воспитания. Не радует тот факт, что в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям.Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (детского сада,города, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.
Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Считаю одним из перспективных методов - метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности,планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивается объединение и интеграцию разных видов деятельности.
В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса к историческому наследию родного города. Включение в проект «Звезда» информационно-коммуникационной технологии (интерактивная карта города с историческими местами) позволяет проводить работу на современном уровне.
Проект «Звезда»
Мой город особенный: удивительный ландшафт, сохранившаяся историческая часть города конца 19 — начала 20 века, богатое культурное наследие, а самое, главное, достойные люди.
Я уверена, что обращение к историческому и культурному наследию родного города позволит решить многие задачи воспитания патриотов Родины.
Знакомство дошкольников с историей родного города является непростой задачей, потому что маленькому ребенку нелегко осознанно представить устройство города, его историю, достопримечательности. Работа должна вестись последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному - город, страна. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
В проект вошли 5 наиболее значимых направлений (минипроектов) :
1.Музеи
2.Улицы, здания
3.Парки, памятники
4.Герои-земляки
5.Моя семья
Эмблемой проекта является пятиконечная Красная Звезда, лучи которой обозначают направления проекта.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный
Цели проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного города, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны
Основные задачи проекта:
- подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою Отчизну, что люди всегда помнят о Защитниках Отечества и хранят память о них;
- оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств;
- активизировать творческий потенциал воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность
Сроки реализации проекта :сентябрь-май
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
-расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах,названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;-самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
-сформированность желания сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
-творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне детского сада:
-апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Этапы проекта:
1.Диагностический этап
2.Подготовительный этап:
3.Этап проектирования
4.Презентация
Диагностический этап:
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.
Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.
Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско- патриотического воспитания в семье (приложение)
Подготовительный этап:
Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы.
Рассмотреть с детьми выставку иллюстраций, рисунков, открыток, где имеется изображение Красной Звезды (солдаты Красной Армии, Кремль, ордена, медали и т.д.). Объяснить, что Красная пятиконечная Звезда возникла в качестве воинской эмблемы, точнее, как знак отличия, воинский знак принадлежности к Красной Армии.
Обсудить изображение, символизирующее проект. Рассказать, что означает для проекта каждый луч. Выбор темы минипроекта.Для ребят карта проекта выглядит так.Прохождение отмечается знаком "георгиевская ленточка"
МУЗЕИ
(историко-краеведческий, школьные)
Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих, исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов. Родительское собрание «О воспитательном значении музеев». Привлечение родителей к открытию музейной выставки в группе.
Проектная деятельность:
-сбор информации о музеях города (школьные музеи, городские)
-путешествие по интерактивной карте города
-посещение школьных музеев, историко-краеведческого музея. Акцент на экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны.
- беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей (обязательно)
- рисунки «Мы в музее»
- подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии, письма, предметы обихода, вещи.
Распределение ролей: оформители, экскурсоводы
Презентация.Открытие «Музея семейных реликвий»
УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ
Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание). Подготовить выставку фотографий исторических зданий города
Проектная деятельность:
-Путешествие по интерактивной карте города
-Познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны.
-Выбор улицы. Экскурсия -исследование улицы: имеются ли исторические здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с жителями-старожилами улицы
-Обсуждение макета здания: размеры, материал, распределение работы
Презентация:
1.Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).
2.Создание макета исторического здания.
ПАРКИ, ПАМЯТНИКИ
Парки
Предварительная работа: -Беседа «Что такое парки», рассматривание фотографий, иллюстраций.
Проектная деятельность:
-Фотовикторина «Найди парки города»
-Путешествие по интерактивной карте города
-Экскурсии в парки города. Беседы с детьми: на что обратили внимание, почему парк так назван ( высказывания детей записать)
-Сбор информации об истории открытия парка (посещение музеев, опрос жителей-старожил города)
-Обдумывание проекта своего парка. Выбор материала. Изготовление макета.
Презентация
Творческий продукт — макет парка, посвященного героям войны.
Памятники
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной войны.
Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?»
Проектная деятельность:
-Экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей, обмен впечатлениями от увиденного (записать)
-Путешествие по интерактивной карте города
-Сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты, исторические справки из музея)
-Детские рисунки
-Оформление альбома или плаката
Презентация: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе»
МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ПОБЕДЫ
Проект с участием родителей
Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум для родителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей: составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных, являющихся участниками войны (отметить звездочкой)
Проектная деятельность
-«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном древе.
-Встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками), родственниками
-«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и ребенка)
-сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен»
-Детско-родительский клуб «Семейные традиции — связь поколений» (распространение положительного семейного опыта гражданско-патриотического воспитания)
Презентация
1.Выставка «Фото военных времен»
2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками»
ГЕРОИ-ЗЕМЛЯКИ
Проектная деятельность
-Посещение музеев, исторических мест.
-Путешествие по интерактивной карте г.Белебея
-Выбор героя-земляка, о котором хотели бы узнать ближе.
-Встречи с ветеранами, родственниками героев войны.
-Знакомство с рубриками городских СМИ, посвященными Великой Отечественной войне
-Акция «Ветеран живет рядом» по оказанию помощи ветеранам войны и тыла (совместно с родителями)
Презентация
1.Выпуск альбома «Наш земляк»
2.Составление «Письма ветеранам войны»
ИТОГ ПРОЕКТА
Открытие в дошкольном учреждении музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны.
Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты открыток, методическая литература, интерактивная карта города с метками исторических мест и информационным материалом (создана при помощи API Яндекс. Карты)
Заключение
Реализация проекта «Звезда» возможна как одной группой в течение года либо в рамках детского сада в более короткие сроки, в этом случае группы выбирают направление «Звезды» и реализуют минипроект. Интерактивная карта должна способствовать повышению интереса дошкольников к истории города, а педагогам поможет более глубоко изучить исторические места родного города.
Данные минипроекты реализуются во взаимодействии со взрослыми, социумом. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим памятникам.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Приложение)
Уважаемые родители! Наши ребята участвуют в проекте «Звезда». Приглашаем Вас к сотрудничеству и просим ответить на вопросы:
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить дошкольников с Великой Отечественной войной?
2.Есть ли в Вашей семье близкие, родственники, прошедшие дорогами войны? Ваше родство? Живы ли они?
3.Храните ли вы в своей семье письма, фото, награды, одежду и другие реликвии, связанные с Великой Отечественной войной?
4.Посещаете ли исторические места города, связанные с памятью о военных годах? Какие?
5.Имеется ли в вашей семье родословное древо? Если нет, то хотели бы его составить?
Литература
1.Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн.для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987
3.Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4.Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5.Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.
6.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.
7.Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Журнал “Завуч”, 2000, № 3.
8.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.
9.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.
10.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
11.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
12.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010
13.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.
14.Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. -М.:АРКТИ. 2006
15.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Журнал “Управление ДОУ”, 2004, № 4.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике
Проект в старшей группе детского сада
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников
Об учителях духовных для детей
Конспект занятия в старшей группе. Как прекрасен этот мир