СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глава 1. Анализ психолого-педагогических подходов к профилактике и снижению тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
Глава 2. Программа преодоления тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
2.1. Коррекционная и профилактическая работа с состояниями тревожности у детей с нарушениями слуха.
2.2. Модель работы с ближайшим социальным окружением тревожных детей с дисфункцией слуха (семейный блок и педагогический блок).
Глава 3. Анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха после апробации программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ГЛОССАРИЙ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специфика психологических проблем, связанных с эмоциональным благополучием личности при различных дисфункциях слуха, определяется многими факторами и условиями, особенностями социально-психологического окружения неслышащего. Происходящие сегодня фундаментальные изменения в сфере специального образования и предъявляемые к уровню развития детей требования с нарушенным слухом являются мощнейшим тревогогенным фактором в формировании и развитии личности.
Для специалиста сурдологической области работа с тревожным ребенком определяет целый спект требований, связанный с оптимальной диагностикой, профилактикой и коррекцией данного эмоционального состояния. Неточная или ошибочная диагностика может привести к более выраженным деструктивным формам психического напряжения, могут быть утрачены временные ресурсы коррекционной деятельности.
В связи с отмеченными факторами на основе исследования разработано данное методическое пособие для практикующих сурдопсихологов, сурдопедагогов, классных руководителей и родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха. В настоящем пособии предпринята попытка осмысления феномена и факторов, детерминирующих тревожность у детей с нарушениями слуха, представлен всесторонний анализ полученных данных в контексте психоэмоционального развития детей с ОВЗ, обобщенный эмпирический опыт укомплектован в программу сопровождения исследованной категории при эмоциональном неблагополучии. В пособие включены апробированные рабочие методические материалы, подтвержденные исследовательскими данными.
Автор выражает искреннюю признательность Е.В. Хлыстовой, под руководством которой была осуществлена основная часть научно-исследовательской работы по изучению феномена и детерминант тревожности у детей с нарушениями слуха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем пособии предпринята попытка проведения анализ психолого-педагогических подходов к профилактике и снижению тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха. На основе исследования проанализированы основные направления игровой терапии: психоаналитическая игротерапия, директивная игротерапия отреагирования, недирективная игротерапия, комплексная игротерапия.
Описаны преимущества использования игры в снижении и профилактике подростковой тревожности при нарушениях слуха. Игра с детьми, имеющими любые сенсорные ограничения, сильнее других видов деятельности затрагивает эмоциональную сферу личности. А в условиях депривации слуха у человека снижается способность к приему, переработке, хранению и использованию информации; также наблюдается трудность словесного опосредования и замедление процесса формирования понятий.
Коррекционное и профилактическое влияние игровой терапии определяется ее занимательностью, эмоциональной привлекательностью, возможностью широко использовать ее с детьми, имеющими любые нарушения слуха, в качестве преодоления исследуемого качества – тревожности. Сопровождение тревожных детей подросткового возраста даже в сочетании с интеллектуальной недостаточностью с применением комплекса игровых методов обеспечивает большую вовлеченность, поскольку при интеллектуальных расстройствах преобладают игровые мотивы деятельности.
На основе полученных данных нами была спроектирована и реализована программа социально-психологического сопровождения тревожных детей подросткового возраста с нарушениями слуха, включающая в себя работу по трем основным блокам: 1) психологическому; 2) сурдопедагогическому; 3) социальному. Все занятия делятся на следующие блоки упражнений и игр:
– блок повышения речевой компетентности и преодоления речевой фрустрированности,
– блок самоактуализации личности (минимизации личностного фактора тревожности);
– блок эффективной коммуникации в группе и минимизации социального фактора тревожности.
Партисипативная модель психолого-педагогического сопровождения призвана реализовать комплексный подход в коррекции и профилактике подростковой тревожности при различных нарушениях слуха. Системность сопровождения обеспечивается при условии увеличения частоты встреч с родителями (законными представителями) и их активного вовлечения в коррекционно-профилактический процесс, связанный со снижением тревожности детей и улучшением микроклимата семьи. Также неотъемлемым компонентом в данном сопровождении является оперативность и адресность работы с педагогами и узкими специалистами образовательной среды школы-интерната.
Анализ динамики тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха свидетельствует о наличии:
– устойчивой динамики снижения показателей индекса тревожности и интенсивности тревоги во всех подгруппах, участвовавших в реализации коррекционно-профилактической программы на статистически значимых уровнях;
– отсутствия снижения тревожности у испытуемых контрольной группы.
Этот факт доказывает необходимость внедрения коррекционно-профилактической программы, фундаментом которой являются основы игровой терапии, в практическую деятельность сурдопсихологов и сурдопедагогов, сопровождающих детей подросткового возраста с нарушениями слуха.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абулхасанова, Г. Е. Игровая терапия личностного развития подростков в условиях профессионально-технического образования [Текст] / Г. Е Абулхасанова., Г. Н. Касымова // Ученые записки СПбГИПСР – 2007. – № 2. – С. 145–149.
2. Алексеев, О. Л. Ребёнок с дефектом с точки зрения системных представлений: перспективные направления системных исследований в специальной педагогике. Текст / О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов // Специальное образование.– 2005. – № 5. – С. 18–25.
3. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
4. Буравцова Н. В. Влияние суверенности личностных границ на проявление эмпатии у будущих педагогов и психологов. // Психология в вузе. – 2008. – № 1. – С. 47–56.
5. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / А. Я. Варга. – М. : МГУ, 1987. – 25 с.
6. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация : ключевые проблемы диагностики и реабилитации. / Н. В. Вострокнутов [Текст] // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М. : Педагогика, 1995. – С. 8–11.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
8. Герасименко Ю. А., Карпова Г. А. Межличностные отношения учащихся с нарушениями слуха: диагностика и коррекция: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 163 с.
9. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте [Текст] : метод. рекомендации для студентов педвуза и шк. Психологов / Стерлитамак. гос. пед. ин-т. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамак. гос. пед. ин-та, 1993. – 26 с.
10. Дикова В. В. Феномен педагогической агрессии: теория и практика / В. В. Дикова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011. – 168 с.
11. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ. пособие / Под ред. В. Т. Кондрашенко. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 176 с.
12. Казанская, В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей [Текст] / В. Г. Казанская. – СПб. : Питер, 2006. – 240 с.
13. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. [Текст] / О. А. Карабанова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.
14. Карасёва, С. Н. Возможности групповой игровой терапии при работе с тревожными детьми [Текст] / С. Н. Карасёва // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 3. – С. 46–47.
15. Касымова, Г. Н. Психологические основы игровой терапии детской тревожности [Текст] / Г. Н. Касымова. – Алма-Аты, 2005. – 111 с.
16. Кисова, В. В. Особенности использования продуктивной деятельности в коррекционной работе по формированию саморегуляции у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / В. В. Кисова // Психолог в детском саду. – 2010. – № 3. – С. 66–74.
17. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. [Текст] / И. В. Королева, П. А. Янн. – СПб. : КАРО, – 2011. – 240 с.
18. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
19. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178–208.
20. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 114 с.
21. Лопухина И. С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – Спб.: Дельта, 1998.- 208 с.
22. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений [Текст]: пер. с англ. / Г. Л. Лэндрет. – М. : Институт практической психологии, 1998. – 368 с.
23. Лэндрет, Г. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка [Текст] / Лэндрет Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. / Перев. с англ. Л. Р. Мошинской. – М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 320 с.
24. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор¬рекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.
25. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с. – Коррекционная педагогика.
26. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
27. Осипова, А. А. Общая психокоррекция [Текст] / А. А. Осипова. – М. : ТЦ Сфера, 2000. – 508[1] с.
28. Петшак, В. Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи. [Текст] / В. Петшак // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 18–23.
29. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 320 с.
30. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / под ред. М. Р. Битяновой. – СПб. : Питер, 2002. – 404 с.
31. Практикум по игровой психотерапии [Текст] / Х. Кэдьюсон, Ч. Шеффер. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с.
32. Ромицына, Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». Учебно-методическое пособие / Е. Е. Ромицына. – СПб. : Речь, 2006. – 112 с.
33. Саливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии [Текст] / Г. С. Саливан ; пер. с англ. О. Исаковой. – СПб.: «Ювента». М. : «КСП+», 1999. – 347 с.
34. Селиванова Д. Детская арт-терапия. 2011 г. [Электронный ресурс], режим доступа:
35. Семенова, Л. Э. Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольниками / Л.Э. Семенова // Психолог в детском саду. – 2007. – № 3. – С. 93–98.
36. Устинова, С.И. 2011
37. Фейгенберг, Е. И. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности [Текст] / Е. И. Фейгенберг, А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 75–79.
38. Axline V. (1969). Play therapy. Boston: Houghton-Mifflin.
40. Frank L. (1982). Play in personality development. In G. Landreth (Ed.), Play therapy: Dynamics of the process of counseling with children (pp. 19–32). Springfield, IL: Charles C. Thomac.
41. S.L. Harris (1983) Families of the Developmentally Disabled: A Guide in Behavioural Intervention.
42. Sullivan H. S. The Collected Work. V. 1, 2. N.Y., 1953. Taylor JA. A personality scale of manifest anxiety // J. Abnormal & Soc. Psychol. 1953. XLVIIL.
Рекомендуем посмотреть:
Беседа педагога-психолога с учащимися 6-7 класса
Программа психологического сопровождения семьи детей с нарушениями слуха
Публикация педагогом статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России
Работа с педагогическим коллективом школы