Программа семинара-тренинга «Профилактика эмоционального выгорания работников педагогической сферы»
Автор-составитель: Домчук В.М.
Пояснительная записка
В современных условиях деятельность работников педагогической сферы сопровождается чрезмерным психоэмоциональным и физическим напряжением, что нередко порождает дезадаптивные реакции как явная и латентная формы агрессии общении с детьми и др. представителями социальной среды, депрессивные состояния, общий психоэмоциональный дисбаланс. Безусловно, подобные явления порождают истоки профессионального выгорания, профессиональной деформации, при таких состояниях педагог не в состоянии проявлять высокий уровень эмоционального интеллекта (умение конструктивно и уместно выражать свои эмоции, а также наличие адекватной реакции на отражение посторонних эмоций). Сегодня каждый педагог может столкнуться с целым спектром объективно-обусловленных факторов профессиональной деформации. Среди них можно выделить: 1) психологический дисбаланс личности педагога; 2) психологический климат педагогического коллектива; 3) частые фрустрирующие ситуации в личной и профессиональной жизни педагога; 4) кризисы профессионального становления педагога. В связи с перечисленными факторами, значительно высок риск наиболее частых эпизодов экспектации реакций, характеризующих эмоциональное выгорание педагога. Поэтому актуальность экспресс-тренинга, направленного на снижение или профилактику многогранного феномена педагогического выгорания средствами арт-терапии, особенно возрастает.
Цель семинара-тренинга: формирование конструктивных стратегий преодоления профессиональной деформации педагогических работников.
Задачи:
1) Актуализировать профессиональный потенциал личности педагога;
2) Повысить социально-профессиональную и психолого-педагогическую компетентность специалиста;
3) Способствовать формированию необходимых социальных умений, развитию педагогической рефлексии, оптимизировать навыки социальной перцепции средствами арт-терапии;
4) Содействовать овладению конструктивных технологий профессионального поведения, приемами и методами саморегуляции, снятия повышенной эмоциональной напряженности (через применение арт-терапевтических технологий).
Характеристика стадий и кризисов профессионального становления педагога
Название стадии
(основные психические новообразования) Кризис профессионального развития личности
(факторы, детерминирующие кризис) Варианты разрешения кризиса
Профессиональная адаптация.
Освоение профессиональной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества Кризис профессиональных экспектаций (23 – 25 лет).
Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи, ухудшение финансовых возможностей Конструктивный: активизация профессиональных усилий; приобретение профессионального опыта; повышение квалификации
Деструктивный: увольнение, смена специальности; некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций, формирование адаптивной модели профессионального развития
Первичная
профессионализация
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (метапрофессиональные качества), индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд Кризис профессионального роста (30 – 33 года).
Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Потребность в профессиональном самоутверждении
Ревизия «Я- концепции». Конструктивный: продвижение по карьерной лестнице, повышение квалификации, общественное признание результатов профессиональной деятельности.
Деструктивный: профессиональная стагнация; деформация; реализация в непрофессиональных видах деятельности; уход из профессии
Вторичная
профессионализация.
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильности, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность Кризис профессиональной карьеры (38 – 42 года).
Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Коррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально – профессиональным статусом. Конструктивный: карьерный рост, принятие альтернативных сценариев дальнейшей карьеры; творческая профессиональная деятельность; освоение новой специальности в рамках основной профессии.
Деструктивный: уход из профессии, проф. стагнация, профессиональные деформации; разрыв профессиональной идентичности
Профессиональное мастерство.
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития Кризис социально-профессиональной самоактуализации (48 – 50 лет).
Неудовлетворенность социально-профессиональным положением и возможностями профессиональной самореализации (изменение конкурентоспособности на рынке труда при объективном адекватном профессионализме в силу фактора «возраст», «пол», «переход на предпенсионный этап»). Осознание неизбежности завершения профессиональной деятельности. Ригидность Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья Конструктивный: достижение вершины карьеры, новаторство, социальная и профессиональная сверхнормативная активность.
Деструктивный: уход из профессии, профессиональные деформации, конфликтность, дезорганизующие эмоциональные состояния (апатия, депрессия, тревога, страх)
Постпрофессионализм.
Передача профессионального опыта, снижение темпа психической деятельности спад и уменьшение профессиональной активности, завершение профессиональной деятельности Кризис утраты профессиональной деятельности (55 – 60 лет).
Подготовка к новой социальной роли. Уход на пенсию. Освоение нового способа жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Снижение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья Конструктивный: продолжение посильной трудовой деятельности, освоение новых видов деятельности, общественно полезная активность, активный досуг.
Деструктивный: погруженность в прошлое, неудовлетворенность прожитой жизнью, неоправданное снижение социальной активности, ограничение круга общения, дезорганизующие эмоциональные состояния (тревога, страх одиночества, страх смерти)
Основное содержание программы
Структура семинара-тренинга
• содержит 15 упражнений (комплексов упражнений, блоков);
• предполагает действие принципа «здесь и сейчас»;
• обуславливает наличие эмоционального релиза и рефлексии со стороны его участников;
• временные затраты 4-5 часов.
Содержание программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов средствами арт-терапии
Этап Цель и задачи этапа Методы, приемы и упражнения
1. Ориентировочный этап
(…минут)
Цель: создание условий для успешного сотрудничества субъектов с психоэмоциональное неблагополучие
Задачи этапа:
– установление эмоционально-позитивного контакта с участниками (коллегами)
– знакомство с участниками группы, установление первичных взаимоотношений Релаксационное упражнение
«Игра в рисунки»
2. Этап объекти-вирования трудностей развития и конфликтных ситуаций (…минут)
Цель: создание условий для объективирования трудностей общения и саморегуляции, обусловленных тревогогенными факторами
Задачи этапа:
– актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций
– объективирование негативных тенденций личностного развития педагогов в игре, коммуникации с коллегами.
– диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития
– эмоциональное отреагирование педагогами агрессии, связанной с прошлым негативным опытом взаимодействия. Релаксационные упражнения
3. Конструктивно-формирующий этап (... минут)
Цель: обучение педагогов необходимым способам саморегуляции и реагирования в социализированной форме
Задачи этапа:
формирование адекватных способов поведения в социальных ситуациях
– развитие коммуникативных компетентностей
– развитие способности к осознанию себя и своих возможностей
– расширение сферы осознания чувств и переживаний
– формирование способностей к произвольной регуляции деятельности
– преодоление эмоционально-личностного неблагополучия, связанного с эмоциональным выгоранием
Игровая техника «Рисование с помощью клубка». Рисунок-игра. Релаксационное упражнение с красками
4. Обобщающе-закрепля-ющий этап (… минут)
Цель: совершенствование социальных навыков и профилактика эмоционального неблагополучия педагогов
Задачи этапа:
– обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных социализированных способов коммуникации;
– перенос позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. Техники.
Игра с …
Требования к организации содержания коррекционно-профилактических упражнений семинара-тренинга
I. Подготовка семинара:
– материал, предъявляемый в ходе тренинга, должен быть актуальным; обязательным условием является его демонстрация в наглядной и устной формах;
– сценарий семинара-тренинга прорабатывается на основе поэтапного предъявления форм активности; использование продуктивных форм деятельности педагогов способствует формированию волевого самоконтроля;
– временные границы проведения упражнений семинара-тренинга; целесообразнее организовывать техники в интервале от 10 до 20 минут.
II. Проведение семинара-тренинга:
– цель предъявляется в доступной форме;
– участники четко представляют свою роль и выполняемый ими функционал;
– в ходе семинара используется реалистичный инструментарий.
III. Подведение итогов семинара-тренинга:
– неотъемлемый компонент любого семинара-тренинга – рефлексия – проводится в игровой форме либо с опорой на схематические изображения, образы, символику;
– общая оценка педагогами работы дает возможность развить у них прогностические способности, которые способствуют преодолению социальных форм эмоционального неблагополучия. Внимание сосредоточено на организации коррекционно-профилактических упражнений, направленных на улучшение эмоционального благополучия, развитие эмоционального интеллекта и ассертивности педагогов, а также их профессиональной идентичности.
Работа реализуется посредством комплекса средств, приемов и методов:
– тренинговые упражнения на профилактику педагогической агрессии и развитие ассертивности;
– упражнения на отреагирование положительных эмоций арт-средствами;
– работа с негативными эмоциями посредством…., направленная на редукцию личных достижений и развитие фрустрационной толерантности.
Инструментарий для реализации программы
Ватманы, краски, песочная зона, воздушные шары, маркеры, ленты (от 2 метров), сухой бассейн
Глоссарий
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Агрессия педагогическая как профессионально обусловленная деформация личности учителя представляет деструктивное поведение, выражающееся в нарушении профессионально-нравственных норм взаимодействия учителя и учащихся при формальном наличии профессионально оправданных действий.
Адаптация профессиональная представляет единство приспособления человека в трех аспектах: 1) психофизиологический, 2) собственно профессиональный, 3) социально-психологический.
Ассертивность – способность к уверенному (самоутверждаемому) поведению, проявляется в способности проявлять мысли и чувства, а также действовать в социально приемлемой форме, не унижая достоинства других людей, не ущемляя их интересов, готовность к конструктивному решению возникающих во взаимодействии проблем.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности – устойчивые, присущие только одному педагогу и зависящие от его индивидуальности формы воплощения содержания, использования средств и методов воспитания и обучения.
Кризисы профессионального становления – непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности, изменения вектора ее профессионального развития.
Предвзятая атрибуция враждебности – рассматривается, как тенденция приписывать враждебные намерения другим и, соответственно, предполагает ответную реакцию на провокацию.
Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда.
Профессиональная идентичность – это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности.
Профессиональное развитие – процесс прогрессивного изменения личности, детерминированный профессиональной деятельностью, социальной средой и собственной активностью человека.
Профессиональные деформации – изменение уровня выраженности профессионально важных качеств под влиянием содержания деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности.
Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по: а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей; б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям); в) созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллективах.
Редукция личных достижений – уменьшение или упрощение действий , связных с профессиональной деятельностью, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда.
Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний.
Синдром профессионального выгорания – это совокупность стойких, специфических симптомов, развивающихся на фоне хронического стресса и ведущих к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека и приводящих его к негативным переживаниям и установкам.
Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Стресс – совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Фрустрационная толерантность – необходимое личностное качество субъекта, устойчивость психики индивида к воздействию тяжелых неблагоприятных стимулов, способность психологически, эмоционально переносить жизненные трудности без срывов и психических сдвигов.
Эмоциональная устойчивость – интегративное качество личности, характеризующее способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства.
Эмоциональный интеллект – (от англ. emotional intelligence) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмпатия – способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, готовность оказать им посильную помощь.
Литература
1. Дикова, В. В. Феномен педагогической агрессии: теория и практика / В. В. Дикова. – Нижний Тагил : Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2011. – 168 с.
2. Безносов, С. П. Практикум по социально-психологическому тренингу // С.П. Безносов и др.; под ред. Б.Д. Парыгина .- 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000, 350 с.
3. Большой психологический словарь // Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
4. Водопьянова, Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья. – СПб.: СПбГУ, 2000. С. 443-464.
5. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональных деструкций : учеб. пособие для вузов: учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов, обучающихся по психол. специальностям / Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк. – Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Акад. Проект, 2005. – 239 с.
6. Климов, Е А. Психология профессионального самоопределения : [Учеб. пособие для вузов] / Е. А. Климов. – Ростов н/Д. : Феникс, 1996. – 509 с.
7. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. / П. А. Ковалев. – СПб., 1996. – 24 с.
8. Митина, Л. М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебно-метод. пособие / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. – М., Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. – 190 с.
9. Никонова, А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя: Автореф. дис. … канд. психол. наук / А. Я. Никонова. – М., 1986. – 22 с.
10. Реан, А.А. Факторы стрессоустойчивости учителя. / А. А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. – 1997. - № 1 – С. 45-54.
11. Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учеб. пособие / Л. Б. Шнейдер; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психолого-социал. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 599 .
12. Юрченко, Е.В. Содержание и методы преодоления деформаций учителя в работе педагога-психолога: автореф. дис. … канд. пед. наук 13 00 01 / Е.В. Юрченко . – Екатеринбург, 2000. – 23 с.
Рекомендуем посмотреть:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога в условиях введения ФГОС
Семинар-практикум для педагогов по профилактике эмоционального и профессионального «выгорания»
Тренинг для педагогов ДОУ. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов
Практикум для педагогов: Как преодолеть эмоциональное выгорание