Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Тренинг для воспитателей детского сада. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Конспект тренинга для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»
Автор: Гусева Анастасия Николаевна, воспитатель ГБОУ Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный центр" имени Героя Советского Союза Л.М. Доватора, г.Москва
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект тренинга для воспитателей на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста ». Данный материал универсален в использовании и будет полезен: методистам детских садов для повышения коммуникативных навыков воспитателей и сплочения коллектива для повышения эффективности работы сотрудников, воспитателям детских садов для развития коммуникативных навыков детей, а так же учителям начальных классов для внеурочной деятельности.
План тренинга:
1. Приветствие. Знакомство. Правила тренинга. Понятие тренинга- 10 минут
2. Определение коммуникативных навыков, способностей. Выделение основных коммуникативных способностей – 3-5 минут
3. Классификация детских игр. – 3 минуты
4. Упражнение «Секрет Джованни»- 5-10 минут
5. Упражнение «Картонные башни» - 5-10 минут
6. Упражнение «Болото» - 5-10 минут
7. Завершение тренинга. Сбор впечатлений. Ответы на вопросы - 3-5 минут
Общее время 35-55 минут
Конспект тренинга «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».
Цели:
- Познакомить с формой обучения – тренинг,
- Повысить коммуникативные навыки группы,
- Развитию навыков командной работы.
Задачи:
- Сформировать представление о форме эффективного обучения - тренинг,
- Продолжить формировать знания о коммуникативных навыках и коммуникативных способностях,
- Продолжить формировать знания о детской игре, о классификации детских игр,
- Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия, принятия единого командного решения и согласования его с членами команды, принятия ответственнгости за результат команды.
Раздаточный материал: раздатка с вопросами к упражнению «Анкета», карточки к упражнению «СекретДжованни», 20 листов цветного картона для уроков труда 6/10 см (два цвета 10/10) , 2 ленты скотча, 15 листов бумаги А4.
1.Приветствие.
Знакомство участников тренинга: упражнение «Анкета».
Анкета.
Размер группы – от 6 человек
Время – 5-10 минут
Инструментарий – раздатка с вопросами
Цель:

познакомить участников между собой,помочь участникам лучше узнать друг друга.
Инструкция:
Группа объединяется в несколько подгрупп по3-4 человека.
Каждой подгруппе раздается одинаковые, заранее подготовленные анкеты с вопросами.
Задача каждой мини-группы максимально полно, точно и быстро собрать сведения
Анкета
1. Сколько лет самому старшему участнику тренинга?
2. Сколько карманов у самого высокого участника тренинга?
3. Сколько лет старшему ребенку самого молодого участника тренинга?
4. Какое образование у участника с карими глазами?
5. У кого дома есть животные?
6. Какой любимый фильм у участника с самым большим размером обуви?
7. Кто боится летать самолетом?
8. Сколько водолеев по знаку зодиака в вашей группе?
9. Какой любимый анекдот у самого улыбчивого участника тренинга?
А теперь на такой же позитивной ноте давайте продолжим
Правила поведения в тренинговой группе
1. «Здесь и теперь»
Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
2. Конфиденциальность.
Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
3. Правило «Я».
Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
4. Уважение к говорящему. Говорим только по одному.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
5. Мобильные телефоны.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не отвлекаемся сами и не отвлекаем окружающих.
Теперь давайте определим, чем отличается тренинг от других форм обучения: лекция, урок и т.д.
Тренинг - форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. То есть сегодня мы не только поговорим, но и попробуем все о чем говорилось на практике.
Тема нашего тренинга «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста ».
2.Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя полученную информацию, а так же правильно ее передавая.
В свою очередь Коммуникативные способности (или же умение общаться) - это индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективность общения личности и ее совместимость с другими людьми. И так, основные способности:
А.Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
Б.Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:
1.умение слушать собеседника,
2.умение эмоционально сопереживать,
3.умение решать конфликтные ситуации.
В. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми - педагогами.
При нормальном ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста начинают учиться согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения.
А помочь им в этом педагог способен при помощи игры. Как писал Макаренко :«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

3. В педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Крупской Н. К. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две группы: подвижные и дидактические. По количеству участников: индивидуальные и групповые.
Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил
В принципе, фактически идентичная классификация дается Новоселовой С.Л.:
- Сюжетно-ролевые
- театрализованные
- подвижные
- дидактические
В контексте коммуникативных навыков, нас, как воспитателей, интересуют дидактические коллективные и подвижные игры. Как уже говорилось: вдидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, и содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Упражнение: Секрет Джованни (предложено К. Фопелем)
Краткое описание игры:
Для каждого игрока Вам понадобятся карточки со следующими фразами (по 1-3 карточки взависимости от количества участников):
• Джованни слушает только музыку в стиле кантри.
• У Джованни аллергия на кошек.
• Джованни лысый.
• У Джованни нет машины.
• Джованни не умеет готовить.
• Единственное украшение Джованни — перстень с печаткой.
• Антон Антин — тренер Джованни.
• Антон Антин лежит в постели с гриппом.
• Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».
• Гарри Питтбул совершенно невиновен.
• Джованни очень тщеславный.
• Тетя Роза в Африке на сафари.
• Джованни никогда не ест суп.
• Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.
• Белло любит играть под кроватью Джованни.
• Белло не в воде.
• Джованни любит животных.
• У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.
• Антон Антин часто ходит в оперу.
• У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.
• Лиза Лангбайн любит брильянты.
• Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.
• Джованни приобрел государственные ценные бумаги.
1. Группа садится в круг. Задача участников — раскрыть секрет Джованни. Они получат различную информацию: часть устно, а часть письменно. Секрет будет разгадан только тогда, когда вся группа сконцентрируется на работе, начнет внимательно слушать каждого участника и серьезно воспринимать то, что тот говорит.
2. Прочитайте следующий текст:
Джованни Великий — знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».
3. Задание для группы состоит в том, чтобы вместе раскрыть секрет Джованни. Каждый получает по 1-3 карточки (взависимости от количества участников тренинга). Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию.
Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:
• Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину
событий.
• Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке,
если тот не хочет.
• Никто не должен выпускать свою карточку из рук.
4. Уточните задание. Группа должна ответить на три
вопроса:
• Что потерял Джованни?
• Кто это похитил?
• Где это находится?
Теперь раздайте участникам карточки и варианты ответов на вопросы.
Варианты ответов
ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?
• маленький котенок;
• билет в оперу;
• парик;
• красный кабриолет;
• рецепт кекса;
• брильянтовое кольцо.
КТО ЭТО ПОХИТИЛ?
• Белло, собака;
• Антон Антин, тренер Джованни;
• Лиза Лангбайн, его подруга;
• Гарри Питтбул, его соперник;
• его любимая тетя Роза.
ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ?
• в городском парке;
• под кроватью;
• в стиральной машине;
• на дереве;
• в его купальном халате.
Ответ
Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни
5. Предоставьте группе самой организовывать свою работу и найти под ходящий метод для решения задачи.
6. Когда группа нашла ответ, подведите итоги:
• Как группа организовала свою работу?
• Как использовалась содержащаяся в карточках информация? Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?
• Какой была атмосфера во время работы?
• Все ли предложения были серьезно рассмотрены?
• Вел ли в какое-то время разговор (а значит, и расследование) кто-то один?
• Что могло бы пройти лучше, чем прошло?
• Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?
И так, это упражнение в очередной раз показывает, что члены группы могут достичь успеха только в том случае, когда каждый из них вкладывает свои силы в общее дело.
Давайте проанализируем, когда и при каких условиях мы, воспитатели, можем использовать данную игру (адаптированную), а главное для каких целей.
Анализ.
1. По количеству участников –групповая (от 3х человек)
2. Возраст - с 5 лет ( в зависимости от условий)
3. Цель – Показать какой вклад вносит каждый член группы в общее дело
4. Время – от 10 минут
5. Инструментарий – в нашем случаи только распечатка приложения к игре и карточки с фразами.

Упражнение: Картонные башни (предложено К.Фопелем).
Цели: Это очень увлекательная игра, в ходе которой дети пытаются самостоятельно наладить взаимодействие друг с другом для того, чтобы вместе справиться с трудным заданием. При этом они могут создать реально работающую команду.
Есть два варианта игры:
Невербальный. В этом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.
Вербальный. В этом варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.
Невербальный вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Возможно, этот вариант проведения игры более подойдет для первой игры, а через некоторое время игру можно будет повторить в вербальном варианте.
Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), так же каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.
Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.
Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.
Обсуждение:
— Хватило ли твоей группе материала?
— Хотелось ли тебе, чтобы материала было больше? Меньше?
— Как работала ваша группа?
— Кто из детей в вашей группе начал строительство?
— Был ли у вас ведущий?
— Все ли дети участвовали в игре?
— Какое настроение царило в вашей группе?
— Как ты чувствовал себя в ходе работы?
— Что самое приятное было в вашей работе?
— Как вы понимали друг друга?
Давайте проанализируем, когда и при каких условиях мы, можем использовать данную игру (адаптированную), и для каких целей.
Анализ.
1. По количеству участников – групповая (от 6 человек)
2. Возраст - с 6 лет ( в зависимости от условий)
3. Цель – Самостоятельное налаживание контакта друг с другом, для решения поставленной задачи.
4. Время - от 10 минут
5. Инструментарий – 20 листов цветного картона и скотч на каждую группу.
Продолжим, подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением подвижных заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Упражнение: Болото.
Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.
Обсуждение:
- Как было?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
- Как договаривались?
- Кто руководил?
- Кто помогал?
Давайте проанализируем, когда и при каких условиях мы, воспитатели, можем использовать данную игру (адаптированную) , а главное для каких целей.
Анализ.
1. По количеству участников – групповая (от 4х человек)
2. Возраст - с 4 лет ( в зависимости от условий)
3. Цель – Самостоятельное налаживание контакта друг с другом, для решения поставленной задачи.
4. Время – от 5 минут
5. Инструментарий – 15 листов цветной бумаги

4.Завершение тренинга.
Сбор впечатлений от тренинга у участников: на что вы принципиально по новому посмотрели из услышанного сегодня? что будете использовать в работе? что особенно вас заинтересовало?
Ответы на возникшие вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Синдром эмоционального выгорания у педагогов ДОУ. Профилактика Тренинг по профилактике конфликтов в детском саду с презентацией Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений в детском саду. Старшая - подготовительная гру Тренинг психологической поддержки педагогического персонала в условиях введения ФГОС

Похожие статьи:

Тренинг по работе взаимодействия с родителями

Декоративного панно на морскую тематику своими руками. Пошаговый мастер-класс с фото
Опубликовано: 2117 дней назад (3 июля 2018)
Просмотров: 3133
Рубрика: Тренинги
+3
Голосов: 3
Ольга Андреевна Зубарь # 3 июля 2018 в 16:29 +2
интересный материал для использования в работе...нравится такая форма работы...интересные упражнения...люблю принимать сама участие в тренингах поэтому мой голос вам!))
Анастасия Николаевна Гусева # 3 июля 2018 в 16:42 +2
Спасибо)
Вера Владимировна Мухамадеева # 4 июля 2018 в 18:51 +1
Ой как сложно все, похоже меня бы на начальном этапе тренингов выгнали из вашего сада. А как то нельзя по хорошему без этого безрассудного комиссарства с современными детьми. А в прочем методика предложена знаменитыми "не нашими" ученными - значит круто. Не обижайтесь на комментарий, не Вы виноваты, виноваты те кто пропагандирует такое. Напишите как гуси-лебеди играть, как у бабы-яги избушку вертеть. А тут Джовани! Всего доброго. Всех благ.
Сандугаш Мойтановна Ищанова # 5 июля 2018 в 14:49 +1
А мне, понравилось. Про "гусей -лебедей" и так все знают. А надо заинтересовать ...
Анастасия # 19 сентября 2018 в 13:54 0
Конечно сложно, особенно для тех, кому знаки препинания правильно расставить сложно. А ещё педагог. Ваш комментарий все видят, как не стыдно! Админы, настройте автоматическую проверку орфографии и пунктуации, пожалуйста. Люди заходят на сайт и видят, что педагоги не грамотны. А потом все удивляются отсутствию авторитета у детей и родителей.
Анастасия Николаевна Гусева # 19 сентября 2018 в 14:33 0
Секрет Джованни игра не для детей, а для педагогов. Использовать данный вид игры нужно исключительно адаптированный под конкретную возрастную категорию детей, и в анализе игры это указано. Тренинг не даёт готовых идей, тренинг учит на практике находить эти идеи самостоятельно. Ещё Адольф Дистерверг говорил: плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить!
Вера Владимировна Мухамадеева # 16 февраля 2019 в 11:51 +1
Очень интересно поучаствовать в дискуссионном диалоге, Анастасия Николаевна. Ваша работа позиционируется как «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» (цитата). Цели и задачи хорошо расписаны. По ходу мероприятия детям предлагается поучаствовать в викторине: "Они получат различную информацию: часть устно, а часть письменно.". (Снова цитата). " Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке. При этом действуют три правила:
• Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину
событий.
• Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке,
если тот не хочет.
• Никто не должен выпускать свою карточку из рук."
Это вы сами написали в тексте разработки.
Кроме этого, есть ряд грамматических несоответствий, например, знаки зодиака, те, что были прописаны в анкете, пишутся с большой буквы. Хотя грамматику разбирать не мое дело. Но: тренинг, пусть даже не отечественный, запланирован как мероприятие для ДОШКОЛЬНИКОВ. Они по определению не умеют ЧИТАТЬ, тем более бегло. А в целом материал достоен быть опубликованным. Вы заслуживаете похвалы за усердие. Вот только в тексте Вы переходите с дошкольников, на школьников младшего и среднего возраста. А это уже невнимательность. Всего Вам доброго, удачи.