П.И.Чайковский «Баба-Яга» - пьеса из «Детского альбома»
Музыкальный образ.
Музыка колючая, звуки отрывистые, фразы заканчиваются аккордом, который звучит резко, громко. Как будто Баба-Яга выкрикивает злые резкие слова. Потом музыка приобретает ворчливый характер. В конце звуки затихают, как будто Баба-Яга быстро удаляется, заметая следы метлой. Учитель играет начало пьесы.
Эстетически — нравственный фон
Стиль Чайковского: мелодичность, лиризм. Домашнее задание: вспомнить уже известные произведения Чайковского (балеты, пьесы).
Установка на художественный образ (перед слушанием музыки)
П.И.Чайковский жил у сестры в ее имении Каменке на Украине. У сестры были дети, которых он очень любил. «Детский альбом» Петр Ильич посвятил племяннику Володе Давыдову. Чайковский хотел, чтобы у ребят были свои музыкальные произведения, в которых рассказывалось бы о том, как дети играют, чем занимаются в течение дня, как они слушают нянины сказки...
«Поутру проснулась Баба-Яга - костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь - нет Ивана - царевича. Бросилась в погоню во весь дух. На железной ступе скачет и помелом след заметает. Мчится, только ветер свистит.» (отрывок из сказки)
Вариант беседы после слушания музыки
1. Каких сказочных героев вы знаете? Какие добрые и какие злые? 2. Какую Бабу - Ягу изобразил Чайковский? Почему вы так думаете? Правдиво ли? А как бы вы попытались изобразить в рисунке, в движении, выразить в музыке Бабу-Ягу? (жесткие, резкие интонации..) 3. Почему она такая злая? Почему люди бывают злые, что мешает им делать добро? 4. Что побеждает всегда в сказках? Добро или зло и почему? 5. Если бы вам предложили сниматься в кино и самому (самой) выбрать персонаж - кем бы вы стали : добрым или злым?
Как бы вы сыграли Бабу-Ягу. Какой бы она была в вашем исполнении?
Воспитательный потенциал произведения
1. Волшебный мир сказок интересует детей, развивает воображение.
2. Через сказку можно ребенка вызвать на разговор - беседу о вопросах нравственности: добро и зло, любовь и человечность к людям, к природе , к миру...
3. Видя счастливый конец в сказке, не только детям , но взрослым хочется совершать добрые поступки, быть честным, верить в лучшее.
Похожие записи:
Контрольные работы по математике в 5-6 классах
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса УМК "Школа России"
Проект с детьми подготовительной группы. В гостях у Сказки
8 марта. Календарно - тематическое планирование для детей подготовительной группы