Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Гражданско - патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности подростка

Гражданско - патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности подростка
информация об опыте
«Педагогический процесс только тогда хорош,
когда в нём воспитание идёт впереди обучения
ибо вызванные им к действию духовные силы,
будут впитывать знания как пищу, необходимую
для дальнейшего роста и становления личности школьника».
Ш.А.Амонашвили.


Актуальность опыта.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм и нравственная культура имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека.
В настоящее время наблюдается процесс разрушения российского общества. Основные причины данного явления неразрывно связаны с происходящими в обществе процессами, нередко сопровождаемыми негативными явлениями. Смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств учащихся. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений.
Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова В.В.Путина о том, что, утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики.
В Федеральной программе развития образования указывается на необходимость «усиления воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе».

Обоснование опыта.
Исходя из актуальности темы, мною была проведена работа по изучению особенностей организации патриотического и духовно-нравственного воспитания на примере детей подросткового возраста в условиях воспитательного процесса школы-интерната. Для этого я поставила следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «патриотизм», «нравственность», «толерантность»; выявить особенности воспитания патриотизма у детей старшего школьного возраста;
-определить формы, методы и средства патриотического воспитания у детей старшего школьного возраста;
-разработать цикл занятий по духовно-нравственному и патриотическому направлению.
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.
В этом возрасте на более высокий уровень поднимается развитие чувств и волевых процессов. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются подростки в своем поведении. Вот почему так важно, чтобы систематически осуществлялось духовно-нравственное воспитание, проводились дискуссии, а воспитанники систематически вовлекались в работу. Необходимо формировать национальное самосознание, нравственную культуру, национальные традиции. Чувство родины, патриотизма, уважение к старшим, культ семьи должны быть сформированы у вступающих в жизнь детей и подростков. Уважение к самим себе, понимание, откуда мы и в чем наше предназначение - условие, без которого все усилия по патриотическому воспитанию не дадут результатов.
Об успехах в формировании патриотизма и нравственной культуры можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т.е. собственный опыт этих отношений. Всякий же опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений в тех или иных видах деятельности и поведения.

Технология опыта, методы и приемы.
Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую систему подготовки подрастающих поколений к жизни, труду, дальнейшему образованию, к включению в общественную жизнь, социальному функционированию.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования, человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В работе с детьми я опираюсь на теоретические разработки педагогов-новаторов, использую в своей работе отдельные элементы технологий.

Теоретико – методологической основой воспитательной системы являются:
- концепция коллективного воспитания (А.С.Макаренко, И.П.Иванов, Л.И.Новикова);
- концепция гуманистического воспитания (В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, А.Н.Леонтьев);
- концепция системного построения процесса воспитания (В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);
- концепция системно – уровневого построения процесса воспитания (Е.Н.Степанов);
- концепция воспитания учащихся путем включения в творческую деятельность (И.П.Волков, В.А.Петровский);
-технологию воспитания духовной культуры молодого поколения (Н.Б.Крылова);
- концепция формирования образа жизни, достойного человека (Н. Е. Щуркова);
-технология самосовершенствования личности (Г.К.Селевко).

Ключевыми понятиями моделируемой воспитательной системы являются:
- личность – социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность и определяющие его поступки и поведение среди людей;
- культура – система ценностей, совокупность наилучших образцов человеческой деятельности, а также результатов этой деятельности;
- становление – достижение ребенком такого уровня развития личности, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор;
- духовное развитие – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущим в своей жизнедеятельности, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию;
- гуманизм – система взглядов на человека, утверждающая высокое общественное призвание человека, ценность его как личности, право на свободу, счастье, развитие своих способностей.

Проблема развития личности ребёнка, формирование её духовно-нравственной сферы является одной из центральных задач педагогики. Эти знания помогают учащимся приобрести черты зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
От формирования духовно-нравственных качеств личности зависит становление гражданина. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта.
Исходя из этого у нас в ОГАОУ «Академия футбола Энергомаш» были созданы программы патриотического воспитания подрастающего поколения «Патриот» и «Воспитание и социализация воспитанников».
Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Считаю, что тема, которую я выбрала для обобщения опыта, является актуальной.
Цель: - развитие и воспитание всесторонне грамотной личности, человека нравственного, культурного, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе нравственных общечеловеческих ценностей.
2. Формирование потребности самообразования, самовоспитания морально-волевых качеств.
3. Раскрытие культурных и духовно-нравственных традиций русского народа.
4. Воспитание у детей патриотизма, готовности трудиться на благо Родины и защищать ее.
Все направления духовно- нравственного и патриотического воспитания осуществляются через внеурочную, внеклассную, семейную, социальную жизнь воспитанников при постоянном совершенствовании содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.

Условия становления опыта.
Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном образовательном учреждении ОГАОУ «Академия футбола «Энергомаш».
Детский коллектив, с которым я работаю , представляет собой на данный момент группу детей, состоящую из 25 человек. Среди них - воспитанники из полной семьи- 22 человек, 3 чел - из многодетных семей.
Изучение особенностей воспитанников, понимания мотивов их поведения дают возможность видеть их в различных ситуациях, что в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной. В начале работы с детьми была проведена диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся по методике Капустина. За основу были взяты отношения:
- к труду, - к обществу, - к себе, к людям, - к культуре.
Анализируя поведение учащихся, их отношение к учёбе, взаимоотношения в детском коллективе, я пришла к выводу, что команда недостаточно сплочена, дети не имеют навыков самоуправления. В классных и общешкольных мероприятиях принимают участие без особого желания и энтузиазма, большинство учащихся привыкли занимать позицию стороннего наблюдателя. Некоторых ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В связи с этим возникла идея вести целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, по формированию навыков самоуправления, воспитанию в детях духовно-нравственных и патриотических качеств личности.

Педагогическая идея опыта
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе моей деятельности. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
Таким образом, я убеждена, что получение таких знаний, нравственного и духовного опыта, который дает возможность выпускнику школы свободно развиваться, жить и трудиться на благо себя, своей страны, а также получить уровень знаний, необходимый и достойный для поддержания духовно-интеллектуального потенциала себя как гражданина.

Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 года, по 2018 год. Все это время вела работу по воспитанию нравственности и развитию патриотических качеств личности подростков.
Процесс формирования этих категорий динамичный и творческий: постоянно вношу в него свои коррективы, ищу новые формы, методы и приемы педагогического воздействия на своих подопечных.
Формирование духовно-нравственных качеств воспитанников осуществлялись в несколько этапов.
Начальный этап – выявление уровня сформированности нравственных качеств у воспитанников.
Основной этап – формирование духовно-нравственных качеств личности через систему воспитательных мероприятий.
Заключительный этап – диагностика, которая может показать положительные моменты в данном воспитательном направлении, приблизит педагога к достижению воспитательных целей его работы.
Специфика нашего образовательного учреждения отличается от остальных образовательных учреждений тем, что в нашем заведении обучаются и воспитываются спортсмены. Это отличие предполагает не только учебно - тренировочную работу, но и проведение мероприятий, направленных на выработку навыков, позволяющих ребятам адаптироваться в социуме не вступая в противоречия с окружающей средой.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Основой моей системы является создание педагогических условий для духовно-нравственного воспитания школьников в процессе внеурочной деятельности.
Свою воспитательную работу строю так,что бы она была направлена на развитие индивидуальности ребенка.

Используя мой опыт можно создавать условия для:
- социализация личности в современных условиях;
- повышение духовной культуры воспитанников, проявления активной гражданской позиции;
- формирования духовно-нравственных качеств и патриотических качеств личности;
- создания условий для творческой и спортивной самореализации.
Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приёмов в воспитании и формировании и духовно-нравственных, патриотических качеств личности школьников.

Технология опыта.
Целью моей работы является отбор наиболее оптимальных для данного коллектива форм и методов, способствующих духовно-нравственному, патриотическому воспитанию в процессе учебной и воспитательной деятельности, повышение духовной культуры учащихся, формирование духовно-нравственных качеств.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
- создание благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе;
- изучение традиций и обычаев своего народа, изучение истории родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа;
- организация творческой, личностно - и общественно значимой деятельности детей;
- оказание помощи в поисках и обретении духовных ценностей и смысла жизни.
Для достижения целей используются всё усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учётом возрастных особенностей учащихся.

Опыт обеспечивает:
- рост успешности воспитанников;
- нравственное и физическое взросление;
- расширение знаний о семье, малой родине, России;
- воспитание целостной личности.

Работа с родителями.
Взаимодействие воспитателя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и
помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:
• анкетирование
• беседа
• консультации
• родительские собрания, « мобильная связь», проведение совместных часов общения, вечеров.

Из опыта работы.
Свою работу я строила с учетом базовых потребностей, присущих возрасту наших воспитанников. Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт детей: доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.
В первую очередь, опиралась на социальные потребности в самоутверждении, самовыражении и самоопределении. В условиях нашего заведения перед подростками выдвигается большое разнообразие перспектив. Воспитанники, как правило, хотят добиваться высоких результатов в спортивном виде деятельности. Поддержать эту перспективу удается благодаря активному и тесному сотрудничеству взрослых и детей, создании педагогом «атмосферы успеха».
Беседа – широко распространенная форма нравственного развития, позволяющая детям задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить контраргументы, доказывать свое мнение. Примерная тематика: «Этика юного спортсмена», «О воле и мужестве российских спортсменов», «О спортивной чести». Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяют формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. В команде проводились сл. часы общения темы: «Помогает ли спорт в учебе?», «Место спорта в формировании активной жизненной позиции» и т.д.
Обсуждения спортивных кинофильмов, книг о спорте, в процессе которых воспитанники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются эффективной формой духовно-нравственного развития. Они помогают уточнить необходимые в жизни нравственные позиции, обогащают нравственный опыт.

Вывод. Средствами спорта необходимо решать следующие основные задачи воспитания личности:
- воспитание преданности и любви к Родине;
- воспитание общественной активности;
- воспитание коллективизма и товарищеской взаимопомощи;
- воспитание уважения к женщине, к старшим;
- формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом в целях повышения работоспособности, дисциплинированности, подготовке к предстоящей трудовой и общественной деятельности;

В ходе занятий изменился взгляд на многие проблемы, в частности, изменилось мнение о ключевых моментах жизненного пути, изменились взгляды на отношения с окружающими людьми, с друзьями. Ребята стали больше задумываться о нравственной стороне внутренних и внешних конфликтов, о толерантных отношениях с окружающими людьми.
В своей деятельности по этой теме решаю задачи комплексно и системно, руководствуясь, воспитательной программой нашей школы «Патриот».
При организации работы реализую следующую воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Очень важно убедить детей в том, что любовь к Родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека сделать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать, тому, кому нужна помощь: товарищу, родителям по дому, соседям и т. д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм и гражданственность.
Ребята не застали тех учителей, которые пришли прямо с фронта в школьные классы и рассказывали на уроках о том, как это было на войне.
Уроки этих учителей заменили встречи с ветеранами клуба «Альбатрос», фронтовиками, живыми свидетелями грозных военных лет. Ветеранов становится все меньше, они уходят из жизни. Но нельзя забывать свою историю. Недостаток личного общения надо восполнять другими формами и методами патриотического воспитания. Это в первую очередь уроки мужества, встречи, линейки, экскурсии, акции памяти .
Мои воспитанники посетили дом – музей Н.Ф.Ватутина, музей - диораму« Огненная Дуга», участвовали в мини- композиции « Поклонимся великим тем годам», встречались с ветеранами ВОВ и возлагали цветы к мемориалам и памятникам погибшим воинам Великой Отечественной и локальных войн.
Беседами, убеждениями, обсуждениями мотивирую мальчишек, к участию в литературно - музыкальных композициях, линейках, К Т Д. Именно на этих линейках, часах общения может быть кто- то из ребят в первый раз слышит записи тех лет. Позывные « Священной войны», голос Левитана об объявлении войны, сообщение о первом полете человека в космос, видео-хронику прошлого времени.
Однако к таким мероприятиям приходится готовиться особенно. Предварительная работа в форме классных часов, бесед, диспутов помогает воспитанникам правильно воспринять, понять и осмыслить исторические события, побуждая интерес к историческому прошлому своей Родины.
Особое внимание в работе с детьми уделяю воспитанию толерантности – умению терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
16 ноября в мире отмечается день толерантности. В ходе недели толерантности воспитанники моей группы приняли участие в конкурсе презентаций «Мы очень разные, но мы вместе», рисовали и защищали плакаты, участвовали в проекте «Многоликая Россия». Подводя итог, мальчишки нашли ответ на вопрос: «Как жить в мире, где столько разных людей?», вывели для себя правила толерантного общения.
Ко Дню Защитника Отечества в 2017 г. моей командой была подготовлена литературно - музыкальная композиция «Защитникам Отечества посвящается…», выпущена газета «Армейский экспресс», проведена викторина. Также мы оформили фотогазету под названием «Защита Отечества – дело настоящих мужчин», и надо было видеть, с какой гордостью школьники смотрели на мужчин, работающих в школе- интернате, которые прошли службу в армии.
Итогом КТД стало спортивно-развлекательное мероприятие «Вперед, мальчишки», проведенное совместно с преподавателями ОБЖ и физкультуры.
Ребятами к 50-летию со дня первого полета человека в космос была подготовлена и проведена торжественная линейка под названием « Знаете, каким он парнем был?» во время которой воспитанники школы знакомились с подвигом героя Советского Союза космонавта Ю.А.Гагарина, другими героями космоса, вспоминали, как начиналось освоение космоса.
Воспитанниками моей группы было проведено КТД, посвященное крупной дате отечественной истории 200-летию Бородинского сражения под названием «Славься в век, Бородино», в ходе которого дети знакомились с героями Отечественной войны, разгадывали ребусы, участвовали в викторине.
В прошлом году мои ребята принимали участие в большом мероприятии «Никто не забыт – ничто не забыто». Песни «День Победы», которую исполняли мальчишки, эмоционально воздействовала на души ребят, помогла еще раз переосмыслить истинные ценности жизни на Земле.
В школе проходила неделя исторической памяти, которая была посвящена 70-летию, со дня освобождения г. Шебекино. Мои воспитанники участвовали в викторине «Солдатская каша», конкурсе плакатов, конкурсе чтецов, знакомили учащихся школы с героями-земляками. Интересно и познавательно прошла игра «А ну-ка, парни!». Завершилась она литературно- музыкальной композицией «Поклонимся великим тем годам», открытое занятие было подготовлено воспитанниками моей команды. Нами также была организована выставка книг и предметов военного времени «По страницам боевой славы».
Ребята, являющиеся зрителями, также пропускают через себя радость и боль людей, живущих в военное время. Это в свою очередь способствует нашим воспитанникам совершенствовать нравственные качества.
Особую значимость и торжественность недели исторической памяти придало возложение цветов к памятнику погибшим за освобождение нашего города, посещение могилы пионера-героя В.Захарченко. Именно в эти минуты происходит единение душ разных поколений, испытывающих гордость за страну, в которой мы живем.
Эти мероприятия мобилизуют ребят, делают их дружнее, сплочённее, ответственнее. Защита чести академии, пробуждает чувство гордости за своё учебное учреждение, гордость за малую Родину. Уверена, что проделанная работа поможет ребятам стать более успешными в жизни, в их будущей профессиональной деятельности и даст импульс для саморазвития.
В процессе проведения различного рода мероприятий нам удалось создать портрет патриота своей Родины. По мнению наших воспитанников это человек, который:
- хорошо воспитан и образован;
-уважает родных и близких, других людей;
- имеет хорошую семью;
- совершенствует нравственную культуру;
- ведет достойный образ жизни;
- уважает граждан других стран;
- заботится о своем физическом здоровье.
Конечно, этот портрет не полный и нуждается в дальнейшем совершенствовании и нам есть еще над, чем работать.
При реализации любой воспитательной системы очень важно видеть и знать ее результаты. Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: мониторинг, диагностика, анкетирование.
Проводя диагностику уровня воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведенную работу, замечаю, что динамика показателей растет в положительную сторону.
Анализ всех проведенных с ребятами внеклассных мероприятий свидетельствует о том, что в ходе совместной деятельности вся работа подчинена одной цели и включает в себя основные аспекты воспитания, оказывает целостное педагогическое воздействие на духовно-нравственную и эмоционально- волевую сферу подростков.
Это позволяет сделать вывод о том, что процесс воспитания и самовоспитания выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном, личностном становлении. Результативность опыта заключается в том, что ребята научились работать в коллективе в благоприятной обстановке, помогая друг другу, повысился их нравственный уровень и уровень воспитанности, степень активности учащихся в классных и общешкольных мероприятиях значительно выросла, они чувствуют себя комфортно.

Библиографический список
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы», М.: 2006.
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина 3.России/А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков. Российская академия образования. — М.: «Просвещение» , 2009.(Стандарты второго поколения).
4.Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. – 2001 г.
5.Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. 6.Вырщиков. Волгоград, 2001.
7.Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. 8.Воспитание! – М., 2000.
9.Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.
10.Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998г.
11.Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. /Под редакцией Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
12.Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998г.
13.Александрова М.А., Степанов Е.Н. Классные дела., М., 2004.
14.Катрышова И.Ю.Гражданское и патриотическое воспитание школьников.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Торжественная линейка для школьников, посвящённая 8 марта. Сценарий
Опубликовано: 2101 день назад (24 июля 2018)
Просмотров: 3745
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!