Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в рамках реализации авторской программы В. Ремизова «Чаша жизни»
Тема: «Традиции и обычаи русского народа».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (посиделки, изготовление куклы-моталки, встреча гостей хлебом солью).
- закреплять навыки изготовления куклы из ткани.
- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки .
Развивать связную, диалогическую речь
- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.
- Обогащать духовный мир детей.
Развивающие:
-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное» , «Художественно-эстетическое» , « Физическое» , «Речевое».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная.
Педагогические технологии:
Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД).
Игровая (игра-путешествие,
Материалы и оборудование:
Кукла- моталка, старинные предметы быта: русская печь, прялка, самовар, посуда, рушники
- раздаточный материал: на каждого лоскутки ткани, цветные нити.
Дети и воспитатель в русских народных костюмах.
Методы и приёмы
• наглядный (показ слайдов);
• словесный (пословицы и поговорки, вопросы и ответы, пояснения, беседа);
• практический (изготовление куклы-моталки);
• игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину)
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
• Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы;
• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;
• чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;
• разучивание хоровода;
• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.
Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.
•
Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций».
•
Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.
Ход НОД: (Посиделки).
Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу хороводом «Цепочка».
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, что девочки?
Дети: Сарафаны, косоворотки.
Воспитатель:Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?
Дети: Русская, народная, традиционная одежда.
Воспитатель: Да. Вспомните, а что девушки надевали на голову?
Дети: Кокошники, платки?
Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок?
Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки.
Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?
Дети: Обычаи, привычки.
Воспитатель: Какие бывают традиции?
Дети: Семейные , народные.
Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?
Дети: ответы детей
Воспитатель:Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях. Хорошо?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Поприветствуем друг друга
Игру в традиции начнем.
Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта группа?
Дети: На русскую избу.
Воспитатель:Правильно,на русскую избу. Горницу. Кто знает ,что такое горница? Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.
Хором: Хозяюшка, выходи
Гостей в горнице прими!
Воспитатель:А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает
Девочка: Дай Бог тому
Кто к нашему двору,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, короваем.
Ответы детей
Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.
Дети: Хлеб - всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда
Большому куску рот радуется
Ешь пироги, а хлеб вперед береги
Без хлеба – половина обеда
Хлеб бросать – труд не уважать
Будет хлеб – будет и обед
Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй раз – запрещается
А на третий раз не пропустим вас.
Дети: Это одна светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба.Что самым главным является в доме?
Дети: Печь и стол.
Воспитатель: Почему?
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся семья.Его называли – ладонь – божья.
Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. Посмотрите ,то мы здесь видим
Дети: посуда ,рушник, матрешки, свистульки
Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте.
Дети: Потому, что люди сами вышивали ,посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки.
Воспитатель: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой дивный?
Дети: Это прялка.
Воспитатель: Для чего она нужна?
Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи.
Воспитатель:Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когдасобирались вместе в одном доме. Ф называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова вы еще запомнили?
Дети: Горница, народный промысел, посиделки
Воспитатель: Посмотрите ,то еще есть в нашей горнице
Дети: Кукла
Воспитатель:Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег». Ее делали так же сами, берегли и хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей. Сегодня мы устроим с вами посиделки и сделаем себе кукол – обереги.
Изготовления кукол - оберегов.
Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились.
10. Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.
Всё то, что узнали
Мы сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ОД с учётом ФГОС для детей подготовительной группы детского сада на тему: Моя Родина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе
Конспект ОД с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы