Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нетрадиционные технологии обучения детей с ограниченными возможностями в детском саду

Проектная работа воспитателя детского сада «Нетрадиционные технологии обучения детей с ограниченными возможностями»
Введение
Сегодня инвалиды относятся к наиболее не защищенной категории населения. Согласно статистике инвалиды составляют примерно десятую часть населения планеты. Однако столь значительная группа людей до сих пор находится во многих странах в положении меньшинства, права и интересы которых, игнорируются большинством.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, дефектами, приводящие к ограничению жизнидеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Сохраняющаяся тенденция роста числа детей-инвалидов определяет особую значимость вопроса обеспечения успешной интеграции этих детей в общество. Одним из важнейших условий интеграции детей-инвалидов в общество является их своевременная реабилитация.
Большинство из детей-инвалидов получают образование в отрыве от своих сверстников и впоследствии имеют гораздо меньше шансов преуспеть в жизни. Многие обучаются на дому, что может повлечь за собой проблему коммуникации ребёнка. Коммуникативная сфера ребёнка с ограниченными возможностями здоровья требует особого внимания.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Актуальность
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Дети, поступающие в группу с ОВЗ, замкнуты и не уверенны в себе. Не развиты коммуникативные качества, речь, память, воображение. Для преодоления у детей неуверенности, обучения общения со сверстниками и взрослыми театрализованно-игровая деятельность как нельзя лучше раскрывает все способности детей.
Цель:
- развитие творческих и коммуникативных способностей детей средствами театрального искусства, формирование выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка.
Задачи:
- Первая и самая главная задача- это социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создать условия для развития творческой и речевой активности детей;
- Приобщить детей к театральной культуре;
- Совершенствовать артистические навыки детей;
- Развитие эмоциональной сферы детей. Исполняя разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства ( гнев, страх, радость, печаль и т. д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей;
- Повышение уровня самооценки у детей;
- Воспитывать любовь к театру, развить интерес к театрально-игровой деятельности.
Гипотеза:
Мы считаем, что театрализовано – игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями будет эффективной если:
1) будут изучены особенности социального развития ребенка с ограниченными возможностями.
2) будут проанализированы нарушения коммуникации у детей и подростков с ограниченными возможностями .
3) будет создан план театрализовано – игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей, раскрыты результаты использования методов и форм театрализовано – игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты
- дети научатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
- выступать перед сверстниками, детьми других групп, родителями;
- владеть приемами манипуляции, иметь представления о театрах , театральной культуре, роли артистов, кукол, о правилах поведения в театре.

Глава I. Инклюзивное образование
1.1. Значение общения в развитии коммуникативных способностей.
Для многих людей важной составной частью их деятельности является общение. Оно имеет место во всех сферах жизнедеятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией. Для детей важным является общение с взрослыми, так как это является одним из факторов развития ребенка. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретет почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Коммуникативные навыки являются составляющей общения, и они могут быть у каждого индивидуальны. Их уровень развития во многом зависит от ближайшего окружения ребенка, то есть от среды, в которой растет и воспитывается ребенок. В настоящее время растет численность детей с нарушенными коммуникативными навыками. Чаще это дети с ограниченными возможностями. Как правило, у таких детей часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, речи, мышления, моторики, эмоциональной сферы. В основном такие дети замкнуты в себе, редко сами идут на контакт. Это может быть связано с их или нежеланием, или неумением этого делать.
Общение – это фактор, определяющий во многом успешное развитие, именно дефицит его, порождает отставание и отклонение в психическом развитии.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией . Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности. Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота.
Таким образом, общение может выступать в виде деятельности, а деятельность рассматривается как часть общения. Во всех случаях они находятся в единстве. Общение имеет коммуникативную функцию, т. е. функцию передачи информации, как с помощью языка, так и посредством мимики и жестов. Общение связано с взаимным восприятием друг друга.
Далеко не все дети могут открыто и свободно общаться с другими членами общества. Наверное, в первую очередь, к такой категории детей относятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно о их особенностях развития пойдет речь далее.

1.2.Особенности социального развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Ежегодно растёт число инвалидов, среди которых немало и детей. Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний.
Существует много определений, которые дают краткую характеристику детей с ограниченными возможностями развития и вот два из них:
-Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в специальном обучении.
-Это лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.
У детей с ограниченными возможностями очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Как правило, такие дети отстают в развитии от своих сверстников, не имеющих подобных нарушений. Вместе с тем поведение таких детей различно. Один ребёнок более спокойный, другой крайне возбудим, неуправляем. Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью.
Но, кроме отставаний в психическом, физическом развитии дети с ограниченными возможностями отстают в социальном развитии. Такие дети с трудом идут на контакт с другими людьми. А если такой ребёнок постоянно сидит дома и никуда не выходит, то естественно он не знает как вести себя в обществе. Он не стремится дружить и играть со сверстниками. И в результате он станет закрытым, замкнутым в себе, не идущим на контакт с людьми человеком. И если это происходит, то потом бывает очень трудно “ растормошить “ ребёнка, найти с ним общий язык, наладить контакт. Да и ребёнку будет очень тяжело в жизни. И чем раньше ребёнок с ограниченными возможностями станет общаться со сверстниками, с детьми по соседству, с взрослыми, тем успешнее будет его социализация.

Глава 2. Театрализовано-игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями развития.
Один из способов взаимодействия ребёнка с другими членами микросоциума – это игра. Ведь часто многие дети знакомятся друг с другом с помощью игровых действий. Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Коммуникативные способности у каждого индивидуальны. Особенно они отличаются у детей с ограниченными возможностями. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. А виноваты в этом часто бывают родители. Они редко выводят ребёнка за пределы своей квартиры, школы, где обучается ребёнок. Им бывает некогда с ним играть, а игра играет большую роль в развитии ребёнка.
Одним из способов развития коммуникативных способностей является театрализовано-игровая деятельность. И мы остановимся на театрализовано-игровой деятельности. Ведь театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению.
Именно о значении театрализовано-игровой деятельности как о средстве развития коммуникативных способностей пойдет речь в этой главе
В душе каждого ребёнка таится желание театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Те, кто хоть раз общался с детьми с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.
Дети, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков.
Театрализовано – игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми и занимает особое место среди видов художественной деятельности. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.
Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр , би-ба-бо). стимулируют развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.
Известно, что каждая отрасль знаний имеет свои функции. Театр и игра как один из видов искусств не исключение.
Основными функциями театрализовано-игровой деятельности являются:
- культурологическая (обусловленная связью личности с культурой, как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им культуры театра и игры);
- образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности по средствам искусства);
- воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно- рефлексивные основы личности и способствующая её адаптации с помощью искусства);
- коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии);
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Совокупность всех этих функций в театрализовано-игровой деятельности может способствовать развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями и способствовать интеграции их в микросоциум. Но кроме развития коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями важным является и воспитание творческих качеств личности детей.
Участие в театральной деятельности способствует формированию целостности внутреннего мира личности ребёнка и установлению гармонии его отношений с окружающим миром и с людьми.
Театральная игра-это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум, развитию коммуникативных навыков, “раскрытию” ребенка, его раскрепощению.
Театрализовано – игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию . Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием. Использование театрализовано – игровой деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театрализовано – игровая деятельность в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль. В ней можно выверить симпатию и антипатию детей. Игры раскрывают их органические, творческие, интеллектуальные и физические способности, развивают внимание, память, чувство ритма, творческое воображение, а главное, способствуют развитию коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями. Они делают любое детское мероприятие более интересным, придают ему эмоциональную окраску в процессе совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ Развитие познавательного интереса младших школьников с ОВЗ при помощи ИКТ
Опубликовано: 2084 дня назад (6 августа 2018)
Просмотров: 1866
+2
Голосов: 2
Ольга Станиславовна Средина # 7 августа 2018 в 09:05 0
Алия Икамбковна, здравствуйте! Очень важную тему затронули Вы в свой работе. В нашем ДОУ тоже время от времени появляются дети - инвалиды. И мы стараемся включать их в среду сверстников, не акцентируя внимание на их отклонениях.
Любовь Панфилова # 9 августа 2018 в 12:29 +1
Не совсем понятно, почему материал назван "Проектная работа". На мой взгляд, опыта практического мало описано. Всегда ждешь от таких публикаций не только теоретического осмысления, что автор сделала очень подробно и качественно, и но и авторских приёмов. У нас тоже дети с ОВЗ на равных включены во внеклассную работу со своими сверстниками. Возможно, что-то есть особенное в том, какие постановки вы делаете, КАК именно вовлекаете в театрализованную игру детей с ОВЗ? Мы играем игрушками варежками, где дети используют речевые формулы, органично приписываемые персонажу каждого. Если есть желание продолжить и уточнить свою работу, будем рады встрече на страницах сайта! Удачи вам!